Инфляция в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 05:08, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Инфляция: сущность и основные параметры….………………...4
1.1 Определение инфляции и ее измерение………………………....4
1.2 Причины инфляции……………………………………………….7
1.3 Формы инфляции…………………………………………………13
1.4 Последствия инфляции…………………………………………...19

Глава 2. Антиинфляционная политика…………………………………....21
2.1 Особенности инфляционного процесса в России………………21
2.2 Монетарные инструменты антиинфляционной политики……..24
2.3 Немонетарные инструменты антиинфляционной политики…..27
Заключение…………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая И. ИНФЛЯЦИЯ.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях – как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.

Во-первых, рост цен означает внутреннее обострение валют, падение из покупательной способности.

Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только уравниваются с темпами роста внутренних цен, но и превосходят их.

В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрываю конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита.

В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов.

Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в  международных валютных отношениях. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.    Антиинфляционная политика

2.1    Особенности инфляционного процесса в России.

 

Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста цен.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. В качестве причин, вызывающих инфляцию, выделяют следующие:

-         структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы;

-         высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены;

-         глобальная милитаризация экономики, большая армия, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экономики являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок  и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не могут быть легко перемещены  в рыночно ориентированные секторы экономики;

-         огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Импорт не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции российской экономики.

 

При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества.

Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:

-         обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;

-         происходит перераспределение  национального богатства от наиболее бедным к наиболее богатым слоям населения, что усиливает социальное расслоение;

-         разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;

-         денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, подрывается база для экономического роста.

Первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.[8]

 

Как свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) инфляция в России составляет 0,1%. «За период с 6 по 12 апреля 2010 года индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала месяца — 100,2%, с начала года — 103,3%», — говорится в сообщении ведомства.

По сравнению с аналогичными периодами прошлого года в этом году инфляция с начала месяца уменьшилась на 0,2% (0,4% в 2009 году), с начала года — на 2,5% (5,8% в прошлом году). В целом в 2009 году апрельский индекс потребительских цен составил 0,7%.

Существеннее всего за минувшую неделю подорожали белокочанная капуста и морковь — на 2,1 и 1,9% соответственно, а также репчатый лук (0,9%), сахар-песок (0,8%). В целом, прирост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 0,3%.

Повысились цены на сыр, молочный напиток и гречневую крупу, стоимость которых увеличилась в среднем на 0,4−0,6%. Автомобильный бензин подорожал на 0,5%, цены на дизельное топливо остались на прежнем уровне.

В целом, по итогам этого года российские власти рассчитывают, что инфляция в стране составит 6,5−7,5%. В отличие от прогноза по росту ВВП, который, возможно, будет повышен, инфляционные ожидания властей пока не меняются. «Думаю, скорректированный прогноз по ВВП будет выше, чем 3,1 процента… По инфляции пока, думаю, не будем менять. Сейчас он составляет 6,5−7,5 процента — мы в этот диапазон попадаем», — заявил журналистам несколько дней назад замглавы Минэкономразвития России Андрей Клепач, слова которого цитировало РИА «Новости».

При этом около недели назад глава Центробанка России Сергей Игнатьев заявил, что не исключает ускорения темпов инфляции в 2010 году до 7% с 6,5% в марте в годовом исчислении. «Во втором полугодии 2010 года инфляция может быть выше, чем во втором полугодии 2009 года… По году инфляция может получиться не 6,5, а 7 процентов», — отметил чиновник.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2    Монетарные инструменты антиинфляционной политики

 

Существуют различные методы борьбы с инфляцией. Использование той или иной комбинации инструментов антиинфляционной политики зависит, в основном, от типа инфляции и причин ее вызвавших.

Во время социальных потрясений часты вспышки инфляции. В такие моменты правительство разных стран используют все возможные способы восстановления спокойства, для чего требуются немалые деньги. Поэтому правительства, зачастую, «включают печатный станок» для получения этих средств или, если этого не происходит, образуется бюджетный дефицит или государственный долг, что и приводит к росту уровня цен. Инфляция в большой степени зависит от объема денежного предложения. Поэтому изменение денежной массы может активно влиять на уровень инфляции. Уровень инфляции можно уменьшить, уменьшая денежную массу.

Для влияния на денежное предложение используются различные методы:

      политика процентной ставки;

      изменение нормы обязательных резервов;

      операции на открытом  рынке;

      контроль над денежной эмиссией.

Немного подробнее об этих действиях.

Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении является политика процентной ставки, под которую национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков,- это издержки избыточных резервов. Поэтому, когда национальный банк снижает ставку рефинансирования, он уменьшает издержки коммерческих банков, что поощряет банки к получению ссуд. Получение ссуд коммерческими банками увеличивает количество имеющихся у них свободных средств. Банки начинают активнее выдавать ссуды организациям и частным лицам, что увеличивает денежную массу в целом.

Повышая процентную ставку, национальный банк меньше стимулирует банки к выдаче ссуд, что уменьшает денежную массу.

Джон Кейнс отмечал, что изменение учетной ставки, «главным образом является средством регулирования количества «банковских денег», и часто использовалось с целью ограничения денежного предложения».

Изменение нормы обязательных резервов. Опыт показывает, что даже незначительные колебания нормы обязательных резервов ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому часто норму обязательных резервов не меняют, а пользуются этим инструментом фискальной политики только в крайних случаях.

Чрезмерное повышение нормы обязательных резервов чревато снижением деловой активности банков, невозможностью эффективного использования привлеченных ресурсов, что, в свою очередь является тормозом развития банковской системы и может привести к ее кризису. Значительное уменьшение нормы резервов может привести к резкому увеличению денежной массы и, как следствию, росту уровня цен, то есть росту темпов инфляции.

Одной из важнейших задач, стоящих перед центральным банком, Джон Кейнс считал контроль над совокупным объемом «банковских денег», создаваемых коммерческими банками. Он считал, что преимущество этого метода состоит в том, что он оказывает прямое воздействие на величину банковских резервов и приводит их к изменению в нужном для центрального банка направлении.

Операции на открытом рынке предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций национальным банком, с другой стороны – коммерческими банками, организациями и населением. Продавая облигации, национальный банк может уменьшить денежное предложение или использовать полученные от продажи деньги для сокращения дефицита бюджета, не покрываемого за счет налоговых поступлений.

Однако использование этого метода ограниченно,  так как при значительном увеличении массы государственных облигаций растет государственный долг, что приводит к некоторым отрицательным последствиям, в том числе, связанным с  нестабильностью национальной валюты и инфляции.

Очень важным инструментом антиинфляционной политики является контроль над денежной эмиссией. Эмиссия денег должна проходить в определенных рамках и должна жестко контролироваться. В случае дефицита денежной массы начинают возникать неофициальные «эмиссионные центры», выпускающие различные денежные суррогаты, которые насыщают значительную часть хозяйственного оборота. Появление таких суррогатов затрудняет расчет реальной массы денег. Кроме того, уменьшение денежной массы уменьшает совокупный спрос, что приводит к последующему уменьшению совокупного предложения и краху экономики.

Избыточная эмиссия денег приводит к значительному увеличению денежной массы, что, в свою очередь, вызывает рост совокупного спроса и, как следствие, рост уровня цен.

Джон Кейнс рассматривал денежно-кредитное регулирование как искусство, которое должно применяться своевременно и в нужных пропорциях; считал необходимым постоянное развитие его техники, с тем чтобы регулирование было быстрым и эффективным.

В целом же для корректного регулирования эмиссии было разработано Золотое правило монетаризма, которое рекомендует проводить предсказуемую фискальную политику с устойчивым ростом денежной массы на 3-5% в год.

Монетарные инструменты - это неединственный способ влияния на инфляцию. Нельзя бороться с инфляцией только путем сжатия денежной массы.

2.3    Немонетарные инструменты антиинфляционной политики

На уровень инфляции очень сильно влияет реальное состояние экономики. Стратегия экономического роста при инфляции издержек может в значительной степени помочь «победить» инфляцию. Таким образом, при отборе инструментов антиинфляционной политики появляется довольно надежный критерий: хороши те из них, которые в состоянии обеспечить экономический рост.

Рассмотрим некоторые из таких инструментов.

Особое место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе. Являясь институтом обмена, банк стал тем единственным каналом, по которому денежные средства перетекают в хозяйственный оборот. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла оказывать реальное влияние на динамику производства.

Для этого должен выполняться ряд условий:

      государство должно определять приоритеты инвестиционной активности (в  какие отрасли следует в первую очередь вкладывать деньги), формы инвестиций и технологию их выдачи;

      учетная ставка и нормы обязательных резервов должны стимулировать выдачу ссуд коммерческими банками;

      инвестиционная деятельность должна быть четко определена законодательно;

      информация о состоянии экономики должна быть точной и доступной;

      только высокая степень доверия банкам способствует привлечению свободных денежных средств населения;

 

Налоговая система также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики. Адам Смит в своей работе «О причинах богатства народов» утверждал, что государство вообще не соберет налогов только в двух случаях: если оно установит налоговую ставку равную 0% и 100%

С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Для этого достаточно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но уровень реальной зарплаты не возрастает.

Увеличение налогов может привести к падению производительности производства из-за снижения стимулов к предпринимательской деятельности. В некоторых случаях производители компенсируют повышение налоговых ставок повышением цен. Изменение налоговых ставок позволяет увеличить или уменьшить стимулы к предпринимательской деятельности. Снижение налогового бремени  побуждает предпринимателей увеличивать объемы производства, так как уменьшаются издержки. Однако возможности использования этого инструмента значительно ограничены: значительное уменьшение ставок налогов приведет к тому, что доходная часть бюджета может уменьшиться до такой степени, что в бюджете страны возникнет дефицит. Значительное же увеличение налоговых ставок может либо уменьшить эффективность производства, так как стимулы к предпринимательской  деятельности уменьшаться, либо вызвать рост цен, так как производители будут вынуждены покрывать издержки производства. Увеличение налогов – это одна из мер, уменьшающая денежную массу в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы.

Информация о работе Инфляция в Российской Федерации