Инфляция в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 05:08, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Инфляция: сущность и основные параметры….………………...4
1.1 Определение инфляции и ее измерение………………………....4
1.2 Причины инфляции……………………………………………….7
1.3 Формы инфляции…………………………………………………13
1.4 Последствия инфляции…………………………………………...19

Глава 2. Антиинфляционная политика…………………………………....21
2.1 Особенности инфляционного процесса в России………………21
2.2 Монетарные инструменты антиинфляционной политики……..24
2.3 Немонетарные инструменты антиинфляционной политики…..27
Заключение…………………………………………………………………....30
Список использованных источников……………………………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая И. ИНФЛЯЦИЯ.doc

— 182.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

Глава 1.    Инфляция: сущность и основные параметры….………………...4

1.1             Определение инфляции и ее измерение………………………....4

1.2             Причины инфляции……………………………………………….7

1.3             Формы инфляции…………………………………………………13

1.4             Последствия инфляции…………………………………………...19

 

Глава 2.    Антиинфляционная политика…………………………………....21

2.1             Особенности инфляционного процесса в России………………21

2.2             Монетарные инструменты антиинфляционной политики……..24

2.3             Немонетарные инструменты антиинфляционной политики…..27

Заключение…………………………………………………………………....30

Список использованных источников……………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению инфляции или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.    Инфляция: сущность и основные параметры

1.1    Определение инфляции и ее измерение

В любом случае инфляция предполагает повышение цен. Но всякое ли повышение цен является инфляцией?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим три случая повышения цен.

Во-первых, повышение цен может носить сезонный характер. Например, в преддверии рождественских, новогодних праздников возникает повышенный спрос на значительную группу потребительских товаров, связанных с подготовкой к Новому году. Этот спрос вызывает общее повышение цен на потребительские товары. Но оно непродолжительно и уже в начале января наступившего года сменяется общим снижением цен. Подобного рода кратковременное повышение цен, которое носит сезонный характер, не оказывает существенного влияния на экономику, не вызывает изменений в уровне реальных доходов подавляющей части населения, и его не следует относить к инфляции.

Во-вторых, в некоторых случаях наблюдается повышение цен на отдельный вид товара или услуги либо на небольшую группу товаров и услуг. Например, выпуск одежды из новой модной ткани нередко порождает повышенный и устойчивый спрос на эти изделия, что приводит к длительному повышению цен на них. Однако оно не перерастает во всеобщее повышение цен. Напротив, происходит перераспределение спроса на различные виды одежды, что сопровождается снижением цен на те или иные виды платья. Повышение цен на один товар или на группу товаров, которое не приводит к общему повышению цен, также не может рассматриваться как инфляция даже если оно является длительным.

В-третьих, повышение цен может распространиться на все товары и услуги, производимые в стране, или на большую их часть; кроме того оно становится постоянным или долговременным. Лишь в этом случае мы можем утверждать, что в экономике происходит инфляция.

Инфляция – это долговременное, устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги, поступающие на внутренний рынок данной страны.[1]

 

Индексы цен

В макроэкономике широко используются индексы, и в частности индексы цен. Среди них наиболее распространенными являются: индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров), индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения) и дефлятор ВНП.

Все они выражают относительное изменение среднего уровня цен за определенный промежуток времени. Обычно цены базового года принимают за 100%, а цены других лет оценивают к этим 100%.

Индекс стоимости жизни

С помощью индекса стоимости жизни изменяются цены фиксировано «рыночной корзины» потребительских товаров.

 

Индекс цен в данном периоде = Цена «рыночной корзины» в данном периоде

Цена аналогичной корзины в базовом периоде

 

Индекс стоимости жизни используется при расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых странах раз в полгода происходит корректировка заработной платы: на 1% роста инфляции рост заработной платы составляет 0,5%.

Индекс оптовых цен

При исчислении индекса оптовых цен ( индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производства. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

 

 

 

Дефлятор ВНП

Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен валового национального продукта – дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг.

 

Дефлятор ВНП = (Номинальный ВНП / Реальный ВНП) *  100%

 

где номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года.

 

 

Инфляционный рост цен оказывает существенное влияние на состояние экономики и ее развитие, на динамику реальных доходов населения и на их распределение.

В экономике может происходить и снижение общего уровня цен. В настоящее время оно наблюдается довольно редко и лишь в странах с высокоэффективной экономикой (Германия, Япония и США). Снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называется дефляцией.

Развитие инфляции может сопровождаться и постепенным замедлением роста цен. Такой процесс называется дефляцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2     Причины инфляции

Ключевой проблемой в теории инфляции является выяснение ее причин. Инфляция, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, представляет собой весьма сложное явление. Поэтому было бы неправомерно видеть причину инфляции в каком-либо одном явлении.

Избыточный спрос.

Одной из причин инфляции может выступать избыточный спрос, т.е. ситуация, при которой создается устойчивое и долговременное повышение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением товаров и услуг. Естественно, что, пока существуют неполная занятость и неполная загрузки производственных мощностей экономики, инфляция спроса невозможна. Увеличение спроса в этих условиях вызывает расширение производства за счет более полного использования факторов производства и, следовательно, адекватное увеличение предложения. Когда же будут достигнуты полная занятость и полная загрузка производственных мощностей, дальнейший рост спроса не может быть покрыт соответствующим расширением выпуска товаров и услуг и ростом их предложения. Когда экономика работает на пределе своих возможностей, а спрос продолжает расти, на рынках образуется хроническое превышение спроса над предложением и все или большинство фирм регулярно повышают цены на  свою продукцию. Повышение цен в этих условиях не уравнивает соотношение спроса и предложения. Инфляция спроса предполагает, что всеобщий рост цен означает совокупное увеличение выручки, которую поучают фирмы от продажи товаров и услуг. Это, в свою очередь, приносит фирмам большую прибыль, а рабочим при наличии полной занятости дает возможность добиться более высокой заработной платы.

Таким образом, инфляция спроса не знает верхнего предела: избыточный спрос ведет к росту цен, рост цен – к росту доходов, рост доходов – к новому повышению совокупного спроса…

 

 

Когда в 1992 г. Российское правительство «отпустило» цены, оно надеялось, что имевшийся тогда избыточный спрос послужит импульсом приблизительно пятикратного повышения цен, после чего будет достигнут некий ценовой потолок. После этого инфляция войдет в рамки своего умеренного варианта. Однако надеждам на это, что устремившиеся вверх цены натолкнутся на потолок спроса, не суждено было сбыться. Вместе с ценами столь же быстро росли и доходы. Спираль «цены- доходы – спрос – цены», начав раскручиваться, не остановила своего движения и по сей день.

Источниками избыточного спроса являются:

1)                           дефицит государственного бюджета, который предполагает, что государство тратит, а следовательно, предъявляет спрос на сумму большую, чем его доходы. Оно «живет не по средствам», покрывая свои чрезмерные расходы за счет печатания (эмиссии) ничем не обеспеченных бумажных денег;

2)                           резкое расширение инвестиций, финансируемых за счет не только прибыли, полученной в текущем году, но и накопленных сбережений и банковских кредитов;

3)                           не соответствующее уровню национального дохода увеличение потребительских расходов населения за счет необоснованного повышения заработной платы, накопленных сбережений и расширения потребительского кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рост издержек

Причиной  инфляции может выступать рост денежных издержек, которые несут фирмы, производящие товары и услуги.

В первую очередь рост денежных издержек нередко связан с монополистической или олигополистической структурой ряда ведущих отраслей экономики в большинстве стран. Фирмы-монополисты или небольшая группа фирм способны повышать цены по собственной инициативе.

Исходным импульсом роста денежных издержек может служить и повышение заработной платы, не отражающее увеличения реального объема продукции. В данном случае своеобразной монополистической структурой выступает профсоюз. Угроза забастовки означает, что в случае невыполнения требования о повышении заработной платы фирма, да и вся экономика понесут потери большие, чем дополнительные затраты на повышение зарплаты. Уступка требованием профсоюза становится в этом случае вынужденной целесообразностью. Как монополистическое повышение цен, так и повышение зарплаты становится толчком роста денежных затрат фирм. При этом рост денежных затрат, связанных с производством продукции, вызван не увеличением расходования сырья, электроэнергии, труда и других ресурсов, необходимых для её изготовления. В реальном выражении затраты факторов производства остаются прежними. Они могут даже снижаться. Но в денежном выражении эти затраты увеличиваются вследствие роста цены услуг данных факторов. Необходимость компенсировать повысившиеся издержки вынуждает производителей повышать цены. Поскольку растут цены на потребительские товары, постольку наемные работники добиваются повышения своей зарплаты, чтобы, по крайней мере, удержать прежний уровень реальной зарплаты. Таким образом, независимо от того, кто «начал первый», исходный ценовой шок порождает цепную реакцию распространения роста издержек практически на все отрасли, следствием чего становится и всеобщее повышение цен.

 

Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.[8]

 

Информация о работе Инфляция в Российской Федерации