Инфляция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: дать анализ процессу инфляции в России.
Основные задачи :
дать понятие и раскрыть сущность инфляции как экономического являния;
провести анализ причин инфляции;
дать характеристику открытой и подавленной инфляции. Вскрыть механизмы открытой инфляции и ее последствия;
представить методику определение уровня инфляции;
исследовать основные положения антиинфляционной политики;
дать анализ особенностям инфляции в России.

Объектом исследования в данной работе является инфляция.
Предмет исследования – особенности проявления инфляции в России.

Содержание

Стр.

Введение 3
1.Понятие и сущность инфляции
1.1.Формы проявления инфляции 5
1.2. Причины инфляции 7
1.3. Открытая и подавленная инфляция. Механизмы открытой
инфляции 9
2. Определение уровня инфляции. Последствия инфляции 16
3. Антиинфляционная политика 19
4.Особенности инфляции в России 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

ИНФЛЯЦИЯ в РОССИИ 3.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

        Объем производства текущего года в текущих ценах 

Дефлятор ВНП = ————————————————————————

                   Объем производства текущего  года в ценах базового года 
 

     Существуют  три основных индекса цен: Г. Пааше  Э. Ласпейреса и И. Фишера. Индексы цен зависят не только уровня цен на товары и услуги, но и от количества реализованных благ.

     Для расчета индекса Пааше используется ассортиментный набор текущего года.

     Индекс  Пааше несколько занижает уровень  инфляции, так как не учитывает ассортиментных сдвигов и приписывает базисному году новый, сложившийся в анализируемом году ассортиментный набор.

     Для расчета индекса цен Ласпейреса используется ассортиментный набор базисного года. Индекс Ласпейреса несколько завышает уровень инфляции,так как показывает не только рост цен, но и изменения в ассортиментном наборе, включая и ценовой, и структурный факторы.

     Однако  чаще всего используется индекс Ласпейреса.

     Инфляция  оказывает значительное влияние  на экономику и последствия этого воздействия сложны и разнообразны.

     Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители , ожидая, что повышение цен - явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса [6,с.102 ]. А раз уменьшается размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их снижения. Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу.

     Однако  в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен.

     Если  небольшие ее темпы содействуют  росту цен и нормы прибыли, являясь таким образом фактором временного оживления коньюктуры, то по мере ее углубления инфляция превращается в серьезное препятствие, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

     Галопирующая  инфляция ( не говоря уже о гиперинфляции ) дезорганизует хозяйство, наносит серьезный ущерб даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неравномерный рост цен усиливает дисбаланс между отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке [4,с. 15 ].

     Такая инфляция активизирует бегство от денег  к товарам, превращая этот процесс  в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Кроме того, обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. 
 
 
 
 
 
 

     3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА 

     До 1992 года в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой монополистической структуры экономики [4,с.18]. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием условий для усиления конкуренции в экономике.

      Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:

      1) формирование условий наименее  болезненной адаптации к ней  населения;

     2) выработка системы мер, способных  ей противоборствовать. В этом  случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последней от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

      Эволюция  рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

      Кейнс считал, что поднять уровень предложения  можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой [18,с. 317 ]. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают им тоже соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит в конечном счете к падению цен, к сокращению инфляции.

      Особенностью  кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита [18,с.314 ]. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становились дополнительным расходом.

      Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ, ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Последняя — самая разрушительная форма инфляции, ибо мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр действия. Кейнс считал целесообразным другой путь — прибегнуть к государственным займам. которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

      Новое течение, предлагающее радикальный  способ борьбы с инфляцией, получило название «монетаризм». Его родоначальник — М. Фридмен, представитель чикагской школы, он был советником Рейгана при проведении им стабилизационной программы. Ее реализация позволила всего за 6 месяцев не только выйти из кризиса, но и войти в фазу подъема, который продолжался как никогда долго, 11 лет. Заслуги М. Фридмена отмечены Нобелевской премией.

     М. Фридмен считает, что инфляция есть чисто денежный феномен, вызванный необоснованным вмешательством государства в ход экономических процессов [18,с.320]. В условиях дефицита государственного бюджета последний нельзя перегружать. Следует искать рецепты, которые не требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций.

      Для этой цели они рекомендуют продавать  все, что можно — ресурсы, информацию и т.д., вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес[18,с.321 ]. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

     Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.

     Поскольку главной задачей в проведении антиинфляционной политики является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением соответственно этим теориям в ней можно выделить два подхода:

     1. Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е.  активное маневрирование государственными  расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

     При инфляционном спросе государство может  уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.

     В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги [14,с.51 ]. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов.

     Однако  стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

     2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное  регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией [14,с.54 ].

     С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт ( ВНП ) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным [14,с.56 ]. 
 
 
 

     4. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ 

     Развитие  российской экономики сопровождается высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100%, что в традиционном понимании существенно выше уровня даже так называемой галопирующей инфляции.

     Важным  фактором инфляционных процессов в  России выступила планово-распредилительная система хозяйствования. Она способствовала затратному механизму хозяйствования и нарушению материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве.

       Условия для разбалансированности  народнохозяйственных пропорций  создавала на протяжении последних  десятилетий повышенная инвестиционная активность.Это привело к удорожанию стоимости строительства, растягиванию сроков и росту незавершенного строительства. Сохранялась жесткая централизация планирования управления, диктат министерств и ведомств. В основу хозяйствования был поставлен план. А стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному ипользованию трудовых. материальных и финансовых ресурсов.

     Важным  фактором инфляционных тенденций в  России выступала государственная система ценообразования. Регулярно пересматривая оптовые, закупочные цены, государство оставляло неизменными низкие розничные цены. Это требовало широкого использования дотаций госбюджета.. Все это приводило к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию.

     Действие  рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных  цен, выступающих индикатором соотношения  спроса и предложения, и благодаря  этому - ориентиром для субъектов  рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.

     Либерализация цен, начавшаяся в январе 1992г., совпала  с процессами дезинтеграции хозяйственных  связей со странами социалистического  содружества и бывшими союзными республиками. Глобальный развал товарных рынков, обособление денежных систем союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российский республиканский рынок  Он составил свыше 1трлн.руб, что подняло цены  примерно на 10%. Но либерализация цен не только ликвидировала избыток денежной массы в обращении. но и создала огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотный капитал в промышленности, все это привело к депрессии в ведущих отраслях производства, сокращению поступлений финансовых ресурсов в бюджет России [7,с.42 ].

Информация о работе Инфляция в России