Инфляция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: дать анализ процессу инфляции в России.
Основные задачи :
дать понятие и раскрыть сущность инфляции как экономического являния;
провести анализ причин инфляции;
дать характеристику открытой и подавленной инфляции. Вскрыть механизмы открытой инфляции и ее последствия;
представить методику определение уровня инфляции;
исследовать основные положения антиинфляционной политики;
дать анализ особенностям инфляции в России.

Объектом исследования в данной работе является инфляция.
Предмет исследования – особенности проявления инфляции в России.

Содержание

Стр.

Введение 3
1.Понятие и сущность инфляции
1.1.Формы проявления инфляции 5
1.2. Причины инфляции 7
1.3. Открытая и подавленная инфляция. Механизмы открытой
инфляции 9
2. Определение уровня инфляции. Последствия инфляции 16
3. Антиинфляционная политика 19
4.Особенности инфляции в России 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

ИНФЛЯЦИЯ в РОССИИ 3.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

      Подавленная инфляция – это такая инфляция, при которой рост цен может  и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах [18,с.142 ]. Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР.

      Для нее был характерен тотальный  административныи контроль за ценами и доходами, который заключался в их централизованном планировании. Это привело к почти полному разрушению рыночного механизма, возникновению разрыва между административно установленными ценами и теми, которые выравнивают предложение с инфляционным спросом. Последнее стимулировало перемещение товаров из официальной экономики в теневую и формирование устойчивой дефицита потребительских товаров и факторов производства. Он, в свою очередь, привел к появлению такого феномена, как дефицитные ожидания, которые связаны с опасениями потребителей относительно наличия необходимых им товаров и услуг. Действие данного механизма инфляции любой из нас мог наблюдать еще в начале 90-х годов – пус- тые полки магазинов, очереди, списки, талоны, с одной стороны, и расцвет "барахолок", с другой, - вот неполный перечень его родовых черт [16,с.56 ]. Причем этот тип инфляционных ожиданий был не единственным. Своеобразной их разновидностью можно считать ожидания, формируемые регулярными списаниями банковской задолженности предприятиям, особенно сельскохозяйственным.

      Значит неизбежным спутником подавленной инфляции является хро- нический дефицит товаров и услуг. В отличие от нее открытая инфляция, как уже отмечалось выше, характеризуется общим повышением цен.

      Первым  из механизмов открытой инфляции можно  назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни [15, с.78]. Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом большее значение придается недавнему опыту.

      Потребители и производители, сталкиваясь с  длительным ростом теряют надежду на их снижение и начинают менять стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Они увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к  наибольшему росту.

      Кроме того, производители и торговцы устанавливают  все более высокие цены на свою продукцию, первые - ожидая, что в скором времени подорожают сырье, материалы и комплектующие изделия, вторые, надеясь чуть позже сбыть ее с большей выгодой.

     Первые  вносят коррективы в масштаб и  структуру потреблебления. Вследствие этого изменяется соотношение между  сберегаемой, потребляемой и инвестиционной частями дохода, нагнетается текущий спрос, провоцируется подорожание товаров и услуг.

     В основе еще одного механизма открытой инфляции – инфляции издержек – лежит взаимосвязь издержек и цен. Рост последних рассматривается как результат совместных действий государства, профсоюзов и предпринимателей. Государство, увеличивая налогообложение предприятий, повышая процентные ставки или индексируя доходы занятых, тем самым  утяжеляет себестоимость, а следовательно и цену продукции[11,с. 32].

     Инфляция  издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:

  • Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.
  • Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г.- 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1% [11,с.35 ]. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.
  • Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом  производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары [11, с. 37].
  • Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".
  • Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60- годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы - более 12% [11,с.36 ].

    Третий  тип инфляции –  инфляция спроса.

     Это явление нарушения равновесия между  спросом и предложением  в сторону  спроса. Причиной такого смещения может  быть увеличение государственных заказов (к примеру военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.

     В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

     Инфляция  спроса вызывается следующими денежными факторами:

  • Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения;
  • Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка. С мая 1993 г. РФ перешла от второго способа к первому, и началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств (ГКД);
  • Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994г. объем кредитов, предоставленных Банком России Правительству, составил 27665 млрд.руб. или 38.9% его сводного баланса [15, с.43 ];
  • Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом;
  • Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент.
 

 Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ в. полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдались. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х годов - и даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса [6,с.89 ].

      Ранее инфляция возникала, как правило  в чрезвычайных обстоятельствах, к примеру во время войны. Однако в последние два -три десятилетия во многих странах она стала постоянной.

       Принято выделять несколько типов инфляции, которые можно квалифицировать следующим образом (табл. 1):  

       Таб.1

Изменение цен

 за  год в % до

Индекс инфляции за год (разы) Название уровня

инфляции

1 1.01 низкая
10 1.1 ползучая
100 2 галопирующая
1 000 11 гиперинфляция
10 000 и  более 101 суперинфляция
 
 

      1. Ползущая инфляция.

      Это инфляция, темпы роста цен в  условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.

      2. Галопирующая инфляция.

      Для нее характерен темп роста цен  от 20% до 200% в год. Это уже серьезное  напряжение для экономики, хотя большинство  сделок и контрактов учитывает такой рост цен. 
 

      3. Гиперинфляция.

      Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достигал 33 000%  [6,с.92 ].

     В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство.

      Во  многих странах, испытавших гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег в обращении, например в Венгрии в 1945-1946 гг. - в 4000 раз. Это объясняется тем, что когда население ( и покупатели и производители ) окончательно теряют доверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.

      Очевидно, что огромную роль в раскручивании  спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.

      Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.

     Итак, на основании всего изложенного  можно сделать выводы:

  • Инфляция проявляется в дисбалансе денежного обращения.  
  • Инфляция обесценивает результаты труда, разрушает денежную систему и  приводит к краху реального сектора экономики.
  • Инфляция бывает открытая и подавленная.
  • Основные механизмы открытой инфляции – это адаптивные инфляционные ожидания, нарушение равновесия между спросом и предложением и равновесия между издержками и ценами.
 
 
 

     2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ. ПОСЛЕДСТВИЯ

     ИНФЛЯЦИИ. 

      Инфляция  измеряется ростом цен. Чаще всего для  этих целей исполь-зуются показатели, характеризующие динамику последних. Базовыми показателями при этом служат индексы цен.

      В общем смысле под ними понимается процентное соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группой товаров и услуг в базовом периоде [18,с.247 ]. В мировой практике применяются следующие из них: индексы оптовых цен, индексы розничных (потребительских) цен, индексы цен - дефляторы ВНП, индексы экспортных и импортных цен и др.

      Индекс  оптовых цен (индекс цен производителей - РР1) включает три группы товаров - конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям, промежуточные товары, а также сырье, подготовленное для дальнейшей переработки. Он показывает изменение среднего уровня продажных цен промышленных и строительных предприятии и компаний, а также продукции ферм.

        Индекс потребительских (розничных) цен  рассчитывается для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя . В общем виде его можно представить так:

      Потребительская корзина в текущих ценах 

ИПЦ  =  —————————————————————     х100.

         Потребительская корзина в ценах базового года 

      Под индексами цен, используемыми в  роли дефляторов ВНП, пони-мается группа индексов, характеризующих изменение  рыночных цен на важнейшие компоненты конечной продукции и услуг. Они отличаются от ИПЦ тем, что оценивают стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор связан с товарами и услугами, которые его образуют, тогда как ИПЦ - лишь с теми, которые входят в потребительскую корзину. Он выглядит следующим образом:

Информация о работе Инфляция в России