Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:18, курсовая работа
Инфляция относится к числу традиционно актуальных тем в экономической теории. Она несёт в себе не только экономическую, но и социальную составляющую; именно поэтому появление инфляции непредсказуемо, так как лишь экономическими расчетами нельзя просчитать ее появление.
Введение 2-4
Глава 1.Инфляция, как сложное социально-экономическое явление
1.1.Что такое инфляция 5-6
1.2.Виды инфляции 7-9
1.3.Причины возникновения инфляции 11-13
1.4.Сравнительные методы борьбы с инфляцией в различных странах 13-16
Глава 2.История инфляции в России
2.1.Особенности инфляционного процесса в России 16-23
2.2.Антиифнляционная политика России 23-25
Глава 3.Как предотвратить появление инфляции
3.1.Прогноз инфляции на ближайшие годы в России 25-29
3.2.Перспективы антиинфляционной политики 29-31
Заключение 31-32
Список литературы 33
Теперь рассмотрим нынешную ситуацию в России. За первый квартал 2011 года прирост денежной массы в РФ составил 27% по сравнению с началом года. Такие данные озвучил председатель Банка России Сергей Игнатьев. По его словам, в последнее время наблюдается тенденция к замедлению роста денежной массы, что, в свою очередь, способствует снижению уровня инфляции. Как сообщает РБК, согласно данным на 1 сентября 2010 года, показатель замедления роста денежной массы вырос на 36% (по сравнению с данными на 1 июля 2010 года), на 1 января 2011 года — на 31%, на 1 апреля 2011 года — 27%. Как отметил Сергей Игнатьев, в течение 2010 года кредитная активность российских банков постепенно увеличивалась. Всего за 2010 год портфель банковских кредитов нефинансовым организациям и населению вырос на 12,6%. Особенно быстро в 2010 году происходило восстановление ипотечного кредитования. Объем вновь выданных ипотечных кредитов вырос по сравнению с 2009 годом почти в 2,5 раза. При этом объем ипотечного кредитования был значительно ниже, чем в 2008 году. Кроме того, как заявил председатель Банка России, замедление роста денежной массы будет способствовать снижению инфляции. «Я думаю, что ЦБ располагает сейчас всеми необходимыми инструментами для снижения инфляции уже в этом году», — сказал он. Ранее Банк России сообщал, что денежная масса М2 (национальное определение) по состоянию на 1 января 2011 года составила 20 трлн 173,4 млрд руб., увеличившись за 2010 год на 28,5% — с 15 трлн 697,7 млрд руб. на 1 января 2010 года.
Несмотря на оптимистичную картину, представленную г-ном Игнатьевым, существуют проблемы, обусловленные низкой процентной ставкой по депозитарным вкладам, что препятствует притоку инвестиций в экономику. А укрепление национальной валюты на фоне снижения инфляции, обусловленное прежде всего ростом мировых цен на нефть, опасно для отечественных производителей – экспортёров.
Антиинфляционная политика России.
В целях подавления инфляционных процессов в России применяется ряд подходов, которые представлены в таблице.
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком (регулируя собственно денежную массу не следует забывать, что государственные ценные бумаги это тоже по сути деньги – и те, и другие эмитируются государством);
2. Регулирование
ссудного и учетного процесса
коммерческих банков через
3.Обязательные резервы
Именно эти меры были использованы Центробанком России под управлением Т.Парамоновой для обуздания инфляции в 1995 году.
К прямым методам прибегать в России не
рискуют, считая их почему-то «нерыночными»,
хотя все остальные страны «с рыночной
экономикой» с успехом их применяют.
Как предотвратить появление инфляции.
Прогноз
инфляции на ближайшие годы в России.
Прогнозы
официальных российских лиц по перспективам
инфляционных
процессов
в России в ближайшие годы
звучат достаточно
«В ближайшие 4-6 лет в России вполне возможно обуздать инфляцию до уровня 3-5% в год»,- считает глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев. Выступая на совещании по стратегии развития РФ до 2020г., он отметил, что этот уровень инфляции является «нормальной целью».
«Ниже инфляцию пока (снижать) не нужно, поскольку у нас наблюдается значительный перекос на некоторые товары, в частности на газ», - сказал С.Игнатьев. Глава ЦБ отметил, что в дальнейшем можно ставить более амбициозные цели по инфляции в 1-2%. Несмотря на то, что с начала года инфляция уже добралась до отметки 3,6%, глава ЦБ ожидает рост потребительских цен по итогам 2011г. на уровне 6-7%. Впрочем, итоговый показатель будет зависеть от того, как будут обстоять дела с урожаем, добавил он. На 2012г. инфляционный прогноз также не изменился, оставшись на уровне 5-6%.
Официальная инфляция в России все «нулевые» годы неуклонно снижалась, и в 2010г. власти готовились установить очередной рекорд для современной истории страны, запланировав ее на уровне 6-7%. Однако ударившая по сельскому хозяйству засуха не позволила сбыться этим планам - инфляция ускорилась во II полугодии, составив по итогам года 8,8%. Ползущий рост на продукты питания продолжился и в этом году. Одновременно выросли тарифы и цены на топливо. Последние, впрочем, немного сдали назад (после введения премьер-министром В.В. Путиным т.н. «режима ручного управления»), однако темпы увеличения потребительских цен заставляют усомниться в достижимости целевых показателей. Неофициальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на этот год уже повышен до диапазона 7-8%.
Недавно Правительством РФ был одобрен
прогноз социально – экономического развития
Российской Федерации на 2010 год и на плановый
период 2011 и 2012 годов. Предусмотренные
в данном прогнозе показатели потребительской
инфляции приведены в таблице ниже.
Они последовательно уменьшаются с 13,3%
в 2008 году до 5-7% в 2012 году без каких – либо
циклических колебаний.
Прогнозы специалистов-экономистов и финансистов несколько отличаются от точки зрения г-на Игнатьева:
1. По мнению специалистов центра макроэкономических исследований Сбербанка России, продовольственные товары, внесшие существенный вклад в инфляцию во второй половине 2010 г. продолжат оказывать сильное влияние на сохранение ее относительно высоких темпов. Специалисты также считают, что инфляция второй половины 2010 – 2011 гг. является следствием финансовой политики государства, проводимой годом ранее. Именно тогда денежная масса быстрыми темпами возрастала в связи с возобновившимся притоком капитала и финансированием бюджета за счет Резервного фонда. Во второй половине года ситуация по счету капитала изменилась, финансирование бюджета из Резервного фонда прекратилось, и именно поэтому Центробанк посчитал возможным не реагировать на растущую инфляцию мерами денежной политики. Специалисты Центра прогнозируют инфляцию в Российской Федерации на уровнях 8,9% в 2011 г., 8,3% в 2012 г. и 7,8 % в 2013 г. Стоит также отметить, что по пессимистичному варианту прогноза специалистов Сбербанка инфляция составит 10,6% в 2011 году, 9,3% в 2012 и 9,8 % в 2013.
2. Министерство финансов излагает свою точку зрения на инфляцию 2011-2012 гг. в Федеральном законе "О федеральном бюджете". Уровни – чуть выше, чем прогнозируемые Минэкономразвитием – 8% и 7% в 2011 и 2012 годах соответственно. Министерство финансов довольно оптимистично оценивает перспективы экономического роста и инфляции. Рост ВВП составит 4%, а выход на докризисный уровень прогнозируется к концу 2011 года.
3. Минэкономразвития излагает свое видение проблемы инфляции в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации. Он представляет собой систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период. Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения. Так же как и при бизнес-планировании, данный документ разрабатывается в базовом, оптимистичном и пессимистичном вариантах. По всем трем вариантам уровень инфляции в 2011 и 2012 годах составляет 6-7% (среднее 6,5%) и 5-6,5% (среднее 5,75%) соответственно.
4. Институт Народнохозяйственного Прогнозирования в своей деятельности основывается на компьютерном моделировании. Основу прогнозов макроэкономических показателей ИНП РАН составляет экономико-математическая модель QUMMIR, отражающая взаимосвязи производства, доходов и цен в экономике; это замкнутая система, в которой эндогенные переменные, зависят друг от друга, а также от экзогенных переменных, являющихся, как правило, продуктами экономической политики или внешних (по отношению к российской экономике) условий. Среди основных факторов, влияющих на инфляцию в 2011 г. специалисты выделяют аномальную засуху 2010 года, длительный период роста реальных доходов населения и сдерживаемые кризисом потребительские амбиции, замедление роста банковских сбережений, ускорение кредитования. К концу 2011 г. и далее до 2013 г. ИНП РАН планирует замедление темпов инфляции, обусловленное замедлением экономической динамики в общем, и динамики потребления населения – в частности.
5. Прогнозы экспертов и специалистов Международного Валютного Фонда говорят о том, что при нынешних политических условиях и уровне социальных обязательств государства (почти 40 млрд. руб. только по зарплатам и пенсиям), если в качестве единственного выхода будет принято решение об эмиссионном покрытии бюджета, то к концу года возможна инфляция в 400-500%, и месячные темпы роста составят 20%. А это уже почти гиперинфляция.
Последний прогноз звучит крайне неоптимистично, остается надеяться, что правительство откажется действовать подобным образом и не допустит подобных инфляционных скачков. После трагического 1998 года управленческие структуры неоднократно доказывали, что способны поддерживать экономическую стабильность.
Перспективы антиинфляционной политики.
В наше время ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности.
В целях ускорения экономического роста, сокращения инфляции необходимо реализовать ряд мер.
1. Стабилизационный фонд (лучше его назвать Фондом развития и разделить на две части: Фонд будущих поколений и Инвестиционный фонд), как специальный бюджетный счет правительства, следует формировать непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все экспортируемые сырьевые товары (а не только нефть). В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет попадать на внутренний рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, и, следовательно, к росту импорта.
2. Фонд
развития (бывший Стабилизационный
фонд), как и бюджетные средства правительства
(в отличие от валютных резервов Банка
России), необходимо использовать исключительно
в интересах решения социально-экономических
задач и ни в коем случае в качестве какого-либо
резерва (незачем клонировать государственные
резервы).
3. Половину ежегодных поступлений в Фонд развития следует сначала тратить на возврат внешнего и внутреннего государственных долгов до их полного погашения, затем на формирование Фонда будущих поколений, а остальную часть – на инвестиции и покрытие дефицитов бюджета и внебюджетных государственных фондов в законодательно установленных размерах.
4. Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени заменены инвестициями в иностранной валюте из Инвестиционного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования. В этих целях правомерным было бы создание соответствующих институтов развития (банк, венчурная, страховая и лизинговая компании). Известно, что сумма иностранных инвестиций и кредитов в российскую экономику в несколько раз превышает объем нынешнего Стабилизационного фонда, но никто в правительстве не говорит о том, что это приводит к инфляции.
5. Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков и превращения Банка России в суперрасчетный банк некредитных организаций. Проблема состоит в том, что денежную массу в экономике формируют банки путем депозитнокредитной мультипликации (эмиссии кредитных денег). При низкой ликвидности банки не смогут кредитовать экономику, т. е. создавать денежную массу, соответствующую ее потребностям. Вместе с тем, в чем нельзя не согласиться с А. Л. Кудриным, «банки являются институтом инвестирования, который качественнее, чем правительство». Учитывая, что банки не являются субъектами потребительского рынка и поэтому высокий уровень их ликвидности не может приводить к инфляции, нет необходимости в массовом переводе денежных средств на счета в Банке России (сейчас на счетах некредитных организаций в Центральном банке находится около 3 трлн руб., а на корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России – лишь около 400 млрд руб.).
6. Представляется целесообразным и своевременным переход в государственном масштабе от политики сбережений к инвестиционной политике. Политика сбережений государства в 2005 г. достигла своего апогея, в результате чего его общие ресурсы (около 8 трлн руб.) составляли 80% совокупных ресурсов населения, предприятий и кредитных организаций, тогда как в 2001 г. их доля была всего лишь 25%. Это означает трехкратный опережающий рост ресурсов государства.
Информация о работе Инфляция, как сложное социально-экономическое явление