Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа
Инфляция – это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность и причины инфляции
1.1. Основные причины инфляционного роста цен
1.2. Альтернативные концепции инфляции
1.3. Уровни и типы инфляции
Глава 2. Методы борьбы с инфляцией
2.1. Основные подходы антиинфляционной политики
2.2. Антиинфляционная политика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
– Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата – цены".
– Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60-е годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70-е годы – более 12%.
На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может
Стр.9
выглядеть и как инфляция издержек.
Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.
Инфляция считается
опасной болезнью рыночной экономики
не только потому, что она быстро
распространяет поле своей разрушительной
деятельности и самоуглубляется. Ее
очень трудно устранить, даже если исчезают
вызвавшие ее причины. Адаптивные инфляционные
ожидания сдерживают выход страны из
инфляционных тисков, т.к. они вызывают
ажиотажный спрос, а он поднимает
планку товарных цен.
Стр.10
1.3. Уровни и типы инфляции.
В теории и практике различают несколько уровней инфляции, которые можно квалифицировать следующим образом (табл. 1.1)
Таблица 1.1
Изменение цен за год в % до | Индекс инфляции за год (разы) | Название уровня инфляции |
1 | 1.01 | низкая |
10 | 1.1 | ползучая |
100 | 2 | галопирующая |
1 000 | 11 | гиперинфляция |
10 000 и более | 101 | суперинфляция |
Небольшая инфляция считается допустимой и даже полезной, потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая их вкладывать в прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, быстро теряют в цене.
Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике уровнях инфляции.
1. Ползучая инфляция.
Это инфляция, темпы
роста цен в условиях которой
не превышают 10% в год. Такую инфляцию
современная экономическая
Стр.11
2. Галопирующая инфляция.
Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год.
Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.
3. Гиперинфляция.
Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег обращения и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достиг 33 000%.
В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению: целые слои населения лишаются богатств в результате обесценивания денег, урон наносится даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство. Само производство и социальный порядок дезорганизуются. Должники требуют с кредиторов уплаты по обязательствам в обесцененных деньгах. Наступает расцвет спекуляции. Население стремиться как можно быстрее истратить получаемые деньги, пока цены не подскочили. И именно подобные действия подстегивают цены дальше.
Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.
Существуют также
подавленная инфляция, при которой рост
цен может и не наблюдаться, а обесценивание
денег может выражаться в различного рода
дефицитах.
Стр.12
2. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ.
2.1. Основные
подходы антиинфляционной
Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.
Однако стимулирование
спроса бюджетными средствами может
усилить инфляцию, к тому же большие
бюджетные дефициты не позволяют
маневрировать расходами и
2. Второй подход – это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного
Стр.13
воздействия на
экономику. Иными словами, государство
должно проводить антиинфляционные
мероприятия для ограничения
спроса, поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Начиная с 60-х
годов правительства многих стран
проводят политику цен и доходов,
которая по существу сводится к ограничению
роста заработной платы. Поскольку
эта политика означает административную,
а не рыночную стратегию борьбы с
инфляцией, она не всегда достигает
намеченной цели.
Стр.14
2.2. Антиинфляционная политика.
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
1). Косвенные методы.
1. Регулирование
общей массы денег через
2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
2). Прямые методы.
1. Прямое и
непосредственное
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное
регулирование внешней
3).
Первоочередные
Сбивать темпы
инфляции – значит, сокращать разницу
между денежной и товарной массой в хозяйстве.
Для этого подходят все те методы, которые
ведут экономику к равновесию. К первоочередным
мерам относятся следующие:
Стр.15
1. Обеспечение
страны в достатке
а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание
разрушенного инвестиционного
3. Налаживание
снабженческо-сбытовых связей
4. Взамен налога
на добавленную стоимость,
Стр.16
5. На время
кризиса необходимо
6. Для стабилизации
потребительского рынка
а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг;
б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам;
7. В течение
кризисного периода следует