Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение инфляции и антиинфляционной политики. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность, типы инфляции и причины ее возникновения;
2) рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
3) рассмотреть антиинфляционную политику, разрабатываемую в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

          Отрицательное влияние высокой  инфляции для национальной экономики  России состоит в следующем: 

- обесцениваются  доходы населения, особенно занятого  в бюджетной сфере;

- происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;

- разрушается  денежная система страны, иностранные  денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;

- денежные  накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие  долгосрочные решения не могут  быть приняты, подрывается база  для экономического роста.

    Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.

    Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней  командной к новой рыночной экономике. Поэтому борьба с инфляцией и  ее результативность неразрывно связаны  с ключевыми вопросами проведения курса реформ.

      Можно выделить два принципиально  различных подхода к решению  данной проблемы в нашей стране.

      Первый подход связан с последовательным  проведением монетаристской программы  финансовой стабилизации, рекомендуемой  МВФ.

      Именно этот подход преобладает с начала 1992 года в государственной экономической политике России: его правомерность активно обосновывают и защищают многие отечественные экономисты, в частности Е. Гайдар.

      Монетаристы во главе с М.  Фридменом обратили внимание  и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохраняла старые диспропорции, затем на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса и инфляции.

    Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.), и вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем денежной реформы конфискационного плана и/или замораживанием сбережений для снижения давления спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и путем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства, резюме – стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налогов.

 Монетарные  программы осуществляются в три  этапа (рис. 4). 

Рис. 4. Монетарная антиинфляционная политика 

    Вывод: на I и II этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на III — рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

    Несмотря  на жесткость и сильный радикализм (сначала углубляется спад, усиливается безработица, общество угнетает социальная нестабильность, ухудшается криминальная обстановка, происходит стагнация инвестиционного климата), эффект от монетаристских рецептов, использованных в США (рейганомика), в Великобритании (тетчеризм) и других странах, привел к длительному и эффективному подъему.

    Экономические взгляды монетаристов легли в  основу стандартного набора рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) развивающимся и постсоциалистическим странам для стабилизации их экономики (так называемые меры ортодоксальной стабилизации).

    Монетаристская  программа предусматривает максимальное включение рыночных регуляторов, прежде всего по линии либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности предприятий, при резком свертывании  регулирующей деятельности государства. Монетаристы трактуют инфляцию как чисто денежное явление, поэтому и меры борьбы с ней сводят к мерам так называемой финансовой стабилизации. По мнению сторонников монетаристского подхода, преодоление высокой инфляции должно сформировать благоприятную основу для экономического возрождения России; неминуемо произойдет не только стабилизация, но и оживление, подъем производства и всей экономической деятельности. В качестве решающих факторов называются два: 1) экономический рост в результате саморегулирующегося воздействия рыночных сил и 2) усиление притока в страну иностранных, прежде всего частных, инвестиций.

    Второй  подход, так называемый немонетаристский, предусматривает необходимость  возрождения производства, обеспечивающего  макроэкономическую стабилизацию. Этот подход рекомендуется сторонниками кейнсианства, теории «экономики предложения» и неоклассического синтеза. Дж. Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предоставляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В результате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов – углубление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу – дополнительный государственный расход. При этом дефицит государственного бюджета ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь — прибегнуть к государственным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, после обуздания инфляции (рис.5).

    Но  рекомендации кейнсианцев, применяемые  в 1950—1960-е годы в ФРГ и США  и давшие положительные результаты, в начале 1970-х годов вдруг стали  иметь прямо противоположный эффект. Вызвано это было тем, что предлагаемые кейнсианством методы действительно могут быть эффективными лишь в условиях сильных конкурентных сил. В 1970-е же годы усилились монополистические тенденции на многих рынках, воздействие роста совокупного платежеспособного спроса на расширение производства сильно ослабилось, что увеличило инфляционные процессы. 

Рис. 5. Кейнсианская антиинфляционная политика 

    На  практике недостаточность кейнсианских программ становилась все более очевидной, поскольку во многих странах стал расти внешний долг и дальше увеличивать его не представлялось возможным.

      Именно предлагаемые ими меры  сыграли важную роль в преодолении  высокой инфляции в западных  странах. Важнейшие из них:  более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен и зарплаты (политику доходов) с целью предотвращения высокого уровня инфляции, участия в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержка жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций.

    Особенности России ставят под сомнение идею о  возможности устойчивого преодоления  высокой инфляции с помощью одних  лишь монетаристских методов, рекомендуемых  МВФ.

    Опыт  западных стран (в частности, в период глубокого экономического кризиса 1929-1933 гг. и последующей депрессии) свидетельствует, что одних мер  финансовой стабилизации и преодоления  высокой инфляции, как правило, недостаточно для стихийного возрождения даже рыночной экономики. Практически все страны были вынуждены для преодоления «Великой депрессии», несмотря на отсутствие инфляции, использовать, хотя в различной форме, государственное регулирование производства. В качестве примера можно привести и азиатские страны, достигшие за послевоенные годы впечатляющих экономических успехов, - Японию, Китай, Южную Корею, где использовалось государственное регулирование, характер которого менялся в зависимости от конкретных условий.

    Мировой опыт свидетельствует, что преодоление высокой инфляции невозможно на основе действия только стихийных рыночных сил.

    Анализ  экономической ситуации в России показывает, что для сдерживания  инфляции необходимо наряду с монетаристской политикой использовать немонетаристские меры, т.е. восстановление государственного внешнеэкономического и валютного контроля и государственного регулирования цен товаров и услуг, имеющих важное экономическое и социальное значение (энергоресурсов, транспортных тарифов, сельскохозяйственной продукции и др.).  
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В ходе исследования мы убедились в  том, что инфляция  - это сложное  явление, с которым столкнулось  множество государств. Борьба с высокой  инфляцией стала обязательной частью внутренней политики как в нашей  стране, так и за рубежом. Инфляцию характеризует нарушение воспроизводственного процесса. Она выступает результатом макроэкономической нестабильности, определенного дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением и присуща экономике, использующей бумажно-денежное обращение.

    Инфляция  ведет к нарушению процесса воспроизводства  во всех звеньях – как в сфере  производства, так и в сфере  обращения. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический  рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.

    Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение  валют, падение их покупательной  способности. Обесценение валют  порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.

    Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых  цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.

    В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность  экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым увеличивает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.

    В-четвертых, неравномерность падения покупательной  способности валют усиливает  неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимыми пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но, наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.

    Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях. Большое количество бумажных денег (в том числе и большее, чем нужно) произвести не составляет труда. Эта возможность и является условием того, что денег в экономике становится больше, чем нужно для нормального обращения и, следовательно, возникает инфляция.

    Однако, как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо  менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту, поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Научный подход к проблемам инфляции отличается от обывательского трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих особенности функционирования национальной экономики. 
 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика