Инфляция: характерные типы и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности инфляции как проявления макроэкономической нестабильности.
Таким образом, к основным задачам работы следует отнести следующие:
дать определение понятию «инфляция»;
выявить особенности уровня инфляции в современной России;
определить основные пути борьбы с инфляцией в условиях современности;
выявить основные последствия инфляционных процессов.
В работе использовались методы системного анализа, методы прогнозирования, анализа документов, наблюдения.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание инфляции 6
1.1. Механизм и измерение инфляции, взаимосвязь инфляции и безработицы 6
1.2. Борьба с инфляцией: потери и результаты 11
1.3. Инфляция и антиинфляционная политика 13
2. Проблемы проведения макроэкономической политики по сдерживанию инфляции 18
2.1. Возможности инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета 18
2.2. Спрос на деньги и «оптимальный» темп инфляции в российской экономике 25
3. Социально-экономические последствия инфляции 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

      Вообще, антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

      В современной России регулирование инфляции относят к одной из наиболее значимых проблем. В последнее время все большее внимание уделяется совершенствованию методов и инструментов антиинфляционной политики.

      Далее будут рассмотрены особенности  инфляции в России и проведения макроэкономической политики по ее сдерживанию.

 

      2. Проблемы проведения макроэкономической политики по сдерживанию инфляции

      2.1. Возможности инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета

 

      Выделяют  взаимосвязь инфляции с другими  важными процессами в экономике, например с безработицей, налоговой политикой, бюджетной политикой.

      Вообще, бюджет страны может быть профицитным или дефицитным. Так, если в экономике наблюдается бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

      Инфляция  оказывает отрицательное влияние на сбалансированность бюджета.

      В настоящее время, что связано, в  первую очередь, с воздействием мирового финансово-экономического кризиса, наблюдается  дефицит бюджета в большинстве  стран, как развитых, так и развивающихся.

      Дефицит государственного бюджета может  быть профинансирован тремя способами9:

  1. за счет внутреннего долга;
  2. за счет дохода, полученного от эмиссии денежных знаков (сеньораж);
  3. за счет внешнего долга.

      Сеньораж  заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

      Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета  состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

      Можно отметить, что Россия имеет один из самых высоких темпов инфляции среди десяти самых «богатых»  по уровню ВВП стран.

      Согласно  Прогнозу социально-экономического развития страны на период 2008-2010 годы, принятым Правительством в 2008 году, коридор по инфляции составил в 2009 – 6,5%, к концу 2010 года по прогнозу – от 5 до 6%.

      На  протяжении последних пяти лет Банк России (ЦБ) вместе с Минфином проводили политику сдерживания цен, основанную на примитивных принципах «стерилизации». Она заключалась в рублевых заимствованиях денежных властей (чтобы сократить «избыточную» ликвидность) и последовательном снижении курса главной валюты международных расчетов — доллара США — на внутреннем рынке (чтобы ЦБ при покупке валюты эмитировал меньше рублей).

      Практика  доказала, что такие меры не обеспечили ценовой стабильности. Да они и  не могли этого сделать. И потому, что имеют естественные рубежи реализации, и потому, что их использование не только бессмысленно в борьбе с инфляцией, но и крайне опасно. На самом деле, какой прок в «стерилизационных» займах, если денежная ликвидность уходит с рынка не навсегда, а лишь на время, возвращаясь вскоре с добавкой в виде процентов? Неоднократное же рефинансирование долга и его рост, в связи со «стерилизацией» выплаченных ранее процентов, чреваты резкой дестабилизацией в самый неподходящий момент — когда инвесторы, испуганные какой-либо негативной информацией, прекратят вновь давать в долг и вся ликвидность чуть ли не разово обрушится на рынок. В этом смысле важно помнить, что к настоящему времени совокупная задолженность правительства и ЦБ в рублях достигла 1,5 трлн руб. и на нее начисляются проценты в сумме до полумиллиарда рублей ежедневно.

      Такая политика властей привела к существенным потерям в росте российской экономики. За пять лет постоянно дешевеющий импорт товаров вырос в годовом  исчислении с $54 млрд до $210-220 млрд, или  в четыре раза, вытесняя отечественного товаропроизводителя.

      Стало необходимо инвестировать в реальное производство. Импорт, имеющий из-за непатриотичной курсовой политики ЦБ искусственно завышенную конкурентоспособность, делал такие инвестиции неэффективными, несмотря даже на возможность покупок импортного оборудования по относительно низким ценам10.

      Но  деньги, вытесненные из производства, нашли альтернативу — и был  отмечен существенный рост цен на недвижимость, закупок предметов  роскоши и иных непроизводительных расходов. Одновременно с тем неоднократно объявленная и поэтому чуть ли не гарантированная ЦБ прибыльность горячего капитала здорово исказила мотивы инвестиций в Россию. Очень выгодно стало конвертировать иностранную валюту в рубли и, не рискуя, снимать курсовую пену — пока деньги в России наращивают спекулятивный жирок, цена иностранной валюты падает, и теперь ее можно купить «на выходе» много больше, чем «на входе». Именно поэтому ускоренно развивался сектор финансового посредничества, в котором сегодня максимальные зарплаты, не сопровождаемые, между прочим, товарным наполнением. Одновременно драматическими темпами усиливалась и продолжает усиливаться зависимость банков и других финансовых учреждений от внешних источников.

      А функция рубля во многом стала  сводиться лишь к обслуживанию операций на фондовых биржах и товарооборота между импортерами, магазинами и потребителями зарубежного ширпотреба, вместо того чтобы обеспечивать всю цепочку расчетных взаимоотношений российских заказчиков и подрядчиков. Рубль оказался слабо востребованным реальной экономикой и поэтому избыточным, подверженным инфляции.

      Между тем эффективная борьба с инфляцией  должна вестись исключительно посредством  мер, стимулирующих рост экономики. Растущая экономика — это естественный и поэтому единственно надежный инструмент стабилизации цен.

      В проведении антиинфляционной политики в России существенна роль Центрального банка.   

      Одним из антиинфляционных методов является таргетирование – установление ЦБ целевых ориентиров прироста денежной массы.

      Инфляционное таргетирование — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

      Таргетирование  инфляции состоит из нескольких стадий:

  1. установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
  2. подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
  3. применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
  4. сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

      Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег. Так же повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки кредитования в банках и снижает уровень спроса на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить уровень процентной ставки кредитования. Таким образом, снижение учетной ставки снижает уровень инфляции. Повышение учетной ставки повышает уровень инфляции.

      Центробанк  Российской Федерации с 4 февраля 2008 года установил ставку рефинансирования (учетную ставку) Банка России в  размере 10,25% годовых. До этого ставка рефинансирования составляла ровно 10%. Как отмечается ведущими аналитиками время подобрано хорошо.

      По  состоянию на апрель 2010 года ставка рефинансирования принята равной 8,75%.

      Снижение  ставки стало возможным благодаря  текущему уровню инфляции. В соответствии со сложившейся традицией, ставка рефинансирования устанавливается на 1-2% выше уровня инфляции.

      Таблица 2.

Изменение ставок рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации11

Период  действия % Нормативный документ
29 марта  2010 г. — 8,25 Указание Банка  России от 26.03.2010 № 2415-У "О размере  ставки рефинансирования Банка России"
24 февраля  2010 г. — 28 марта 2010 г. 8,5 Указание Банка  России от 19.02.2010 № 2399-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
28 декабря  2009 г. — 23 февраля 2010 г. 8,75 Указание Банка  России от 25.12.2009 № 2369-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г. 9 Указание Банка  России от 24.11.2009 № 2336-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
30 октября  2009 г. — 24 ноября 2009 г 9,5 Указание ЦБ РФ от 29.10.2009 № 2313-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г. 10 Указание ЦБ РФ от 29.09.2009 № 2299-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г. 10,5 Указание ЦБ РФ от 14.09.2009 № 2287-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
10 августа  2009 г. — 14 сентября 2009 г. 10,75 Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2270-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г. 11 Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 № 2259-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
05 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г. 11,5 Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 № 2247-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
14 мая  2009 г. — 04 июня 2009 г. 12 Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г. 12,5 Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
1 декабря  2008 г. — 23 апреля 2009 г. 13 Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г. 12 Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
 

      На  Рисунке 3 графически представлено изменение ставки рефинансирования ЦБ России за 2002-2010 годы. 

Рис.3. Изменение ставки рефинансирования в 2002-2010 году12

      Из  вышесказанного можно сделать вывод  о важности ставки рефинансирования центрального банка, поскольку она  оказывает существенное влияние  как на проценты по кредитам и на процент по банковским депозитам, так и оказывает воздействие на инфляционные процессы в стране.

      Ставка  рефинансирования – процентная ставка, которую использует Центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центробанк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам13.

      Повышение ставки рефинансирования ведет к  серьёзному «удорожанию денег» и  подавляет инфляцию, одновременно с  тем уменьшая темпы роста производства и снижая уровень безработицы.

      Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

      Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах14. 

      Можно констатировать, что в сдерживании  инфляции и регулировании инфляционных процессов в целом существенная роль отведена Правительству и Центральному Банку Российской Федерации.

      Так, далее необходимо более детально рассмотреть современное положение  инфляционных процессов в Российской Федерации.

Информация о работе Инфляция: характерные типы и ее особенности