Хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современное рыночное хозяйство 5
1.1. Рынок как система экономических отношений 5
1.2. Условия эффективного функционирования рынка 9
Глава 2. Организационно – правовые формы хозяйственной деятельности в рыночной экономике 19
2.1. Основные формы организации бизнеса 19
2.2. Организационно – правовые формы хозяйствования предприятий 24
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37

Работа содержит 1 файл

Киселев Многообразие форм хозяйственния в рыночной экономике01.docx

— 138.21 Кб (Скачать)

Каждому из них принадлежит  определенное количество единиц уставного  капитала - акций. Владелец акций имеет  права на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия, а тот доход, который начисляется  на одну акцию, называется дивидендом. Размер прибыли, подлежащей распределению  по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право  голоса на годовом собрании, а «вес»  этого голоса определяется количеством  акций у данного акционера.

Несмотря на то, что капитал  распределен между большим количеством  агентов (так называемая «диффузия  собственности»), всегда существует владелец (или группа владельцев), концентрирующий  контрольный пакет (50% плюс одна акция). В крупных корпорациях такой пакет, ввиду огромного количества акционеров, может составлять гораздо меньшие значения (3-5%). Собрание акционеров обладает правом назначения управляющих корпораций, осуществляющих текущее руководство деятельностью компании.

Не вдаваясь в более  детальное рассмотрение структуры  корпорации, отметим, что, в отличие  от индивидуального владения и партнерства, она сталкивается с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы. К числу преимуществ корпорации как формы организации бизнеса относятся:

• возможности привлечения  значительных финансовых ресурсов для  целей своего развития (выпуск акций  и облигаций);

• ограниченная ответственность  акционеров по обязательствам фирмы, т. е. только в пределах внесенного пая;

• диверсифицированная по разным рынкам и, возможно, странам  деятельность;

• возможности лоббирования своих интересов через механизмы  государственной власти.

Недостатками корпорации являются:

• сложная процедура регистрации  и отчетности перед государственными органами;

• проблема «принципал-агент»;

• двойное налогообложение  прибыли.2

Специфика различных организационных  форм бизнеса предполагает различия в их структуре и размерах.

Сначала прибыль корпорации облагается соответствующим налогом, а затем налог на доход, полученный в форме дивиденда, уплачивают ее акционеры.

По признаку величины фирмы  различают: малый бизнес, средний  бизнес и крупный бизнес.

В современной западной экономике  малый бизнес образует самый крупный  сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Важен он и для России, поэтому  остановимся на нем более подробно. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise - льготный) и венчурного (от venture - рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и  завершения. Она может также финансировать  и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия  делают бизнес на нововведениях. Они  рискуют «прогореть», если новая  продукция не будет соответствовать  требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Поэтому венчурные  фирмы стремятся быстрее завершить  разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы создаются и в России, но не получают широкого распространения, как и малый бизнес в целом. Между тем значение малого предпринимательства для России трудно переоценить, так как оно призвано:

• без существенных капиталовложений расширить производство потребительских товаров и услуг, в первую очередь для беднейших  слоев населения, составляющих в  России большинство;

• помочь выравниванию условий жизни в различных  населенных пунктах;

• вовлечь  в производство материальные и финансовые средства населения;

• трудоустроить  работников, высвобождающихся из крупных  предприятий. Велико и социально-политическое значение малого бизнеса: оно служит базой развития «среднего» класса, который является гарантом стабильности в обществе. Однако, статистика свидетельствует о том, что если в 1992-1994 гг. малый бизнес набирал темпы роста, то с 1995 г. темпы его развития резко замедлились. Среди причин такого положения выделяют внутренние и внешние.

Внутренние  факторы:

• недостаточный  стартовый капитал;

• слабая связь  с банками. Внешние факторы:

• «драконовская» налоговая система;

• нестабильность и незавершенность законодательства;

• криминальный «прессинг».

Для повышения  жизнеспособности малого бизнеса необходимо осуществлять конкретные мероприятия  по трем направлениям:

• улучшение  внешней среды малого бизнеса;

• оказание прямой помощи конкретным фирмам;

• усиление самоорганизации  малых предприятий.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать  как с крупным, так и с малым  предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т. д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем  средний или малый. Его монопольное  положение на рынке дает ему возможность  производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. Уместно поставить вопросы:

1. Чем определяется  величина фирмы?

2. Зачем нужно  создавать фирмы?

3. Почему экономика  не может существовать в виде  «сплошного» рынка, где каждый  его участник является мини-фирмой?

В сопоставлении  рыночных и административных регуляторов  решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где  предельные затраты использования  рынка становятся равными предельным затратам использования административного  контроля. До этой границы выгодна  «иерархия» (фирма), после - рынок. При  этом оптимальный размер фирмы будет  зависеть от отрасли, технологии, от степени  интеграции фирмы и т. д.

2.2. Организационно  – правовые формы хозяйствования  предприятий

 

Наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей  предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и России.

В ГК РФ зафиксированы различные  формы хозяйствования, каждая из которых  имеет свои особенности, преимущества, недостатки и право на жизнь. Рассмотрим сущность каждой из них более подробно.

Организация бизнеса в  России имеет особенности.

Формы предпринимательской  деятельности в России определены Гражданским  Кодексом Российской Федерации (ГК), вступившим в силу с 1 января 1995 г. С введением  ГК утратили силу Закон «О собственности  в РСФСР» и Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Новый ГК возрождает частноправовые начала неприкосновенности собственности  в бизнесе. Новое содержательное наполнение получила категория «предприятие».

Количество организаций (юридических  лиц) и их территориально-обособленных подразделений по Российской Федерации в 2010 году в разрезе видов экономической деятельности представлено в таблице 1 (приложение 1).

Оборот организаций (юридических  лиц) по Российской Федерации в 2010 году в разрезе организационно-правовых форм представлен в таблице 3 приложения.

Оборот организаций (юридических  лиц) по Российской Федерации в 2010 году в разрезе организационно-правовых форм представлен в таблице 2 приложения.

Проанализируем распределение  организаций (юридических лиц) по способу  их образования в 2010 по Российской Федерации  в разрезе организационно - правовых форм (табл. 3 приложения). Всего по России за 2010 создано 3099 организаций, из них наиб организаций большее количество занимают организации, являющиеся коммерческими – 2495, организаций, не приносящих коммерческой доход – 604 единицы.

По размерам организации  классифицируются на крупные, средние  и малые. Даллес рассмотрим динамику и перспективы развития малого и  среднего бизнеса, так как данный тип организаций является наиболее важным для развития рыночной системы  экономики в России.

С 1 января 2008 г. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ  «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены новые критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу малых и средних предприятий.

Выделены следующие критерии:  

1) «независимость происхождения» – в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %;

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

2) средняя численность работников за отчетный период не превышает:

- 15 человек для микропредприятий;

- 100 человек для малых  предприятий

- 250 человек для средних  предприятий.

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  за календарный год не превышает:

- 60 млн. рублей для микропредприятий;

- 400 млн. рублей для малых  предприятий;

- 1 000 млн. рублей для средних предприятий.

В последние несколько  лет, по крайней мере, российское малое  предпринимательство остановилось на «точке замерзания» – 875,5 тыс. малых  предприятии (МП) и 3,5-4 млн. индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует  о том, что данный сектор экономики  столкнулся с рядом серьезных  проблем, решение которых будет способствовать не только дальнейшему развитию малого бизнеса, но и совершенствованию его структуры.

Значительное ухудшение финансового положения малых предприятий, возникшие трудности с доступом к кредитно-финансовым ресурсам связаны в первую очередь с экономическим кризисом. Продолжился уход с легального рынка большого числа малых предприятии и индивидуальных предпринимателей, ужесточились административно-бюрократические барьеры, усилился налоговый пресс, был введен весьма противоречивый единый налог на вмененный доход.

По вкладу малого бизнеса  в ВВП (около 20%) Россия отстает не только от развитых стран (50-60%), но и  от многих стран Восточной и Центральной Европы. Но в российских регионах-лидерах (Москва, Санкт-Петербург и др.) вклад малого бизнеса в ВВП составляет более 20-25%. Следовательно, есть реальные возможности уже в ближайшие годы обеспечить благоприятные условия для роста числа субъектов малого предпринимательства. Речь идет в первую очередь об успешной реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Но для этого необходимо: формирование пакета законов и соответствующей нормативно правовой документации; совершенствование налогообложения; интенсивные институциональные преобразования с целью преодоления административно-бюрократических барьеров на пути становления новых МП, развитие государственной поддержки малого предпринимательства.

Современное состояние России отличается сложным характером. Средняя  численность занятых на малых  предприятиях по итогам 2010 г. составила 9,1 млн. человек. Общее число занятых  в малом бизнесе к началу 2011 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или  около 16,7% от экономически активного  населения, что в 3 – 4 раза ниже уровня западноевропейских стран. Вклад малых  предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 15 – 17%.

Для характеристики малого предпринимательства  важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая  о включенности их в воспроизводственный  процесс страны; степень влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участие в решении социальных проблем и т.д.

Основная масса малых  предприятий действует в сфере  торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов  малого бизнеса. По данным на 2010 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объем произведенной ими продукции  в 1,7 раза, а общая численность  занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.

Торговля и общественное питание – достаточно традиционная отрасль для малых форм хозяйствования. Не требующая больших стартовых  затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений, она стала довольно привлекательной для малого предпринимательства  и бурно развивающейся на этапе  его становления, хотя в последние  годы темпы роста основных показателей  замедлились, что говорит о насыщении  рынка по этому виду деятельности.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2010 г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании.

Несмотря на достаточно высокую  производительность труда на строительных малых предприятиях в 2010г., динамика основных показателей деятельности малых предприятий в этой отрасли  имеет отрицательную тенденцию. В течение 2010г. число строительных малых предприятий снизилось  на 6,7%, а численность занятых –  на 4%.

По сравнению с 2009г. в 2010 г. сокращение сектора малых предприятий, как по числу хозяйствующих субъектов, так и по количеству работников отмечено также в промышленности (число  предприятий и занятность сократились  на 1,5%), на предприятиях транспорта и  связи сократились число предприятий  на 10,1%, занятность – на 4,9%, в образовании  сократились соответственно на 15,4% и 19,3%, в науке и научном обслуживании сократились соответственно на 16,7% и 7,6%. Отчасти это связано с процессом перерегистрации малых предприятий в предпринимателей без образования юридического лица, неблагоприятными инвестиционным климатом в отношении долгосрочных кредитных ресурсов, наиболее востребованных в этих сферах, а также с возникшим экономическим кризисом. Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию – они наращивают научно-технический и производственно-экономический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

Информация о работе Хозяйство