Хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современное рыночное хозяйство 5
1.1. Рынок как система экономических отношений 5
1.2. Условия эффективного функционирования рынка 9
Глава 2. Организационно – правовые формы хозяйственной деятельности в рыночной экономике 19
2.1. Основные формы организации бизнеса 19
2.2. Организационно – правовые формы хозяйствования предприятий 24
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37

Работа содержит 1 файл

Киселев Многообразие форм хозяйственния в рыночной экономике01.docx

— 138.21 Кб (Скачать)

1. Акционерная форма собственности  через продажу акций быстро  мобилизует значительный капитал  и способствует поддержанию пропорции  между спросом и предложением. Вспомните механизм рынка: его  основной движущей силой и  главным по казателем являются цены. Если спрос опережает предложение, то цены растут и необходимо расширять производство. Рост цен и соответственно увеличение нормы прибыли привлекают в данную отрасль дополнительные капиталы. Выпущенные акции тут же находят своего покупателя, а в производство вливается дополнительный капитал, который используется на расширение.

2. Акционерный капитал  демократизирует экономику. Те  проблемы, которые мы пытаемся решить с 1986 г. - проблемы демократизации производства и управления - получат новые возможности для своего решения. Владея акциями своего предприятия, любой работник заинтересован в повышении эффективности производства, росте прибыли. Он будет участвовать в поиске резервов развития и в оптимизации управления. В развитых странах большинство работников каждого предприятия владеют его акциями и какую-то часть доходов получают в форме дивидендов, причем эта часть постоянно увеличивается.

3. Акционерная собственность  стимулирует развитие диверсификации  производства. Диверсификация - это форма кооперирования, предполагающая вложение капитала в любую отрасль. Например, любая крупная компания может позволить себе (и она это делает) вложить полученную прибыль не только в свое производство, но и в строительство спортивных сооружений, покупку гостиниц и ресторанов, в содержание бензоколонок, в производство обуви и медицинского оборудования, кондитерских изделий и металлорежущих станков - словом, туда, где можно получить дополнительную прибыль. Что это дает? Много: для фирмы - стабильность доходов (если плохо идет дело в одной отрасли, прибыль в другой поможет исправить общую картину), для производства - дополнительные капиталы из других отраслей, для рынка - увеличение его плотности (т.е. массы и ассортимента товаров).

Перечисленные факторы показывают, что акционерная собственность  - наиболее рациональна с точки зрения развития современного рынка. Но чтобы создать акционерное общество, необходимы акционеры, т.е. люди, покупающие акции в частную собственность. Поэтому частная собственность служит как бы предпосылкой, исходной формой создания акционерной. В нашей стране начинать нужно было именно с частной собственности: восстанавливать ее право на существование, право иметь каждому человеку в собственности любой фактор произ Данная проблема неразрывно связана с другой - разгосударствлением экономики, денационализацией, приватизацией. Данные три понятия в нашей периодической печати часто отождествляются друг с другом. В действительности - это явления разные, и нужно четко представлять различия между ними.

Разгосударствление предполагает сокращение доли государственного сектора в экономике. Добиться этого можно не только денационализацией или приватизацией. Предположим, что доля государственного сектора составляет 90%, а остальное производят кооперативы, колхозы и индивидуальные, частные предприятия. Если на следующий год доля кооперативов, колхозов и частных предпринимателей увеличится, то на государственный сектор будет приходиться 85%, потом 80% и т.д. То есть начинается процесс разгосударствления. Этот процесс можно стимулировать через налоговую систему, инвестиционную политику, совершенствование хозяйственного права.

Денационализация - продажа ранее национализированных государством предприятий и их акций в собственность частным компаниям, акционерным обществам и т.п.

Для того чтобы денационализация прошла эффективно, необходимо выполнить  ряд условий.

1. Четко определить субъект собственности. Несвоевременное решение этой проблемы в нашей стране привело к тому, что предприятия, недвижимость, принадлежащие народу, за бесценок перешли в руки бывших партаппаратчиков и работников исполкомов разных уровней. Организованный Фонд государственного имущества несколько разрядил обстановку, хотя и не решил проблему. Опыт стран с рыночной экономикой (которые за последние годы очень много государственного имущества денационализировали) показывает, что наиболее рациональной организацией такого типа являются холдинги, которые лучше всего создавать на уровне отдельных регионов. Они должны на основе экспертных оценок определять продажные цены предприятий, выступать держателями (хранителями) акций каждого предприятия и продавать их, когда будет принято решение об их продаже.

2. Законодательно установить  механизм распределения акций денационализируемых предприятий. Во всех развитых странах в этом случае выделяется доля, которая обязательно продается определенной группе потенциальных покупателей: работникам данного предприятия (причем по ценам, значительно ниже номинала), иностранным фирмам, национальным фирмам, жителям и финансовым институтам страны. В данном случае продолжается процесс демократизации производства, привлекаются иностранные капиталы, а значит, и технологии, развивается процесс диверсификации и привлечения свободных денежных капиталов.

Результат денационализации выражается в демонополизации экономики, демократизации отношений собственности, получении противоинфляционного эффекта, причем он возникает по двум направлениям:

- ослабляется нагрузка на бюджет, так как проданные предприятия снимаются с бюджетного финансирования и дотаций;

- посредством продажи акций изымаются из оборота свободные наличные деньги.

Процесс акционирования в  нашей стране показал недостатки, над которыми надо работать, чтобы  получить максимальный социально-экономический  эффект. Не был продуман до конца  механизм распределения средств, полученных от акционирования (они в основном идут в государственные фонды  на решение социальных задач). Конечно, это важно, особенно в условиях, в  которых находилась страна в 1990-е  годы, и, понятно, что у государства не хватало средств для обеспечения социальной помощи населению и выплаты пенсий.

В то же время нельзя забывать и о другой стороне проблемы. Дело в том, что акционированные промышленные предприятия требуют коренной реконструкции. Они не смогут прибыльно работать на имеющемся изношенном, морально устаревшем оборудовании и тем более  не смогут переоснащать производство на выпуск продукции, требуемой рынком. А это означает, что они обречены на банкротство. Последствия этого  тоже должны быть понятны: прекращение  выпуска продукции, новый отряд  безработных, которых нужно содержать  и трудоустраивать, не говоря уже  о том, что поступлений в бюджет от такого предприятия не будет.

Другая проблема связана  с субъектами акционерной собственности. Акционирование предполагало, что основными  хозяевами предприятий станут трудовые коллективы. Но, в соответствии с  правилами акционирования, реальными  хозяевами производства могли стать  коллективы только тех предприятий, которые акционировались по второму  варианту. В этом случае коллектив  получил бы 51% акций. Однако по данному  варианту коллектив не получает никаких  льгот, наоборот, условия акционирования очень жесткие. Для того чтобы  выкупить такой пакет, каждому члену  коллектива требовалось заплатить  значительную сумму (особенно это касалось крупных предприятий).

Учитывая условия, в которых  жил народ, когда накопленные  за долгие годы сбережения, хранимые в  Сберегательном банке, фактически пропали, цены постоянно росли и вся получаемая заработная плата практически шла на текущее потребление, сделать это было очень сложно. Нужных для выкупа акций денег у трудящихся просто не было и нет. В результате не выкупленные коллективом акции перешли в распоряжение Фонда государственного имущества и были выставлены на аукционную продажу, где их смогли скупить представители того небольшого слоя населения, которые сумели, используя служебное положение и государственную собственность, сколотить частный капитал. В итоге коллективы перестали быть хозяевами на своем производстве.

Таким образом, процесс акционирования породил новые социально-экономические  проблемы, которые надо было срочно решать.

Под приватизацией как одной из форм денационализации понимается покупка государственной собственности отдельными частными лицами. Как показала практика, у нас возможна такая приватизация в основном в сфере торговли и услуг.

Второе условие формирования рынка - создание резервов факторов производства. Развиваться и реализовать преимущества рыночного механизма возможно только тогда, когда в обществе есть резервы средств производства и рабочей силы, поскольку для восстановления равновесия спроса и предложения в условиях роста цен нужны не только дополнительные капиталы для вложений в производство, но и дополнительные факторы производства, которые можно купить на вложенные капиталы.

Вопрос со средствами производства решается проще: на практике есть три  пути решения проблемы:

1) купить дополнительные  средства производства;

2) повысить мощность производственной  базы за счет внедрения новых  технологий;

3) иметь на предприятиях  резерв средств производства. Первый путь связан с дополнительными затратами времени, на рынках и, как правило, такое же, как действующее, а это воспроизводит старую структуру производства. Поэтому эффективнее осуществлять различные комбинации двух последних путей: модернизацию технологических процессов и использование резервных мощностей. Обычно такие резервы в виде установленного, но временно не работающего оборудования есть на каждом предприятии.

Гораздо сложнее решается проблема резерва рабочей силы. Здесь  речь идет не только о дополнительно  вовлекаемых в производство людях, но и о безработице. Все признают, что безработица - отрицательное явление в рыночной экономике, но это и объективная необходимость. Надо иметь в виду, что в современных условиях безработица не та, о которой писал К. Маркс полтора века назад. Появляется новый фактор безработицы - повышенная мобильность рабочей силы: люди ищут более выгодное место работы, меняют специальность, проходят переквалификацию и т.п. Это так называемая переходная, или фрикционная, форма безработицы, связанная с демографической ситуацией, с размещением производительных сил, с поисками человеком возможностей самовыражения и решения своих экономических проблем. В развитых странах существует также структурная безработица. Она возникает при крупных структурных изменениях в национальном хозяйстве. Поскольку изменение структуры для нашей экономики объективно необходимо, у нас будет возникать и эта форма безработицы.

В любом случае все формы  безработицы являются дополнительным источником рабочей силы для функционирующих  предприятий при расширении производства. И надо иметь в виду, что рыночная экономика не может обеспечить 100%-ную  занятость, да это и не нужно. Необходим  постоянный резерв рабочей силы в  виде безработицы. Однако это не означает, что всех ждет место в резервной  армии труда. Как правило, риску  стать безработными подвержены в  большей мере лишь определенные категории  занятых. В первую очередь - это недобросовестные, неквалифицированные работники, работники устаревших профессий, не имеющие опыта, и т.п. В то же время добросовестный квалифицированный работник если и оказывается без работы, то очень непродолжительное время. Как правило, он всегда сможет найти себе работу, но вот условия найма будет выбирать. Все эти моменты относятся к нормально функционирующей рыночной экономике, а вот в период ее становления проблема безработицы резко обостряется, так как переход к новому типу хозяйства всегда сопровождается спадом производства.

Третье условие создания рынка и его нормального функционирования - наличие рыночной инфраструктуры. У нас есть лишь отдельные элементы этой сферы, которые также нуждаются в реконструкции. По сути, инфраструктуру в России нужно создавать заново.

Для рынка товаров и  услуг у нас существует только розничная торговля, но сеть магазинов  явно недостаточна, их структура, количество, специализация и качество обслуживания далеки от идеала. Даже возникшая сеть частных магазинов не решает проблемы, ибо цели их создания и функционирования односторонние, а условия работы не стимулируют конкуренции. Структура оптовой торговли находится в стадии становления, ведут ее в основном бывшие структуры Госснаба, модифицированные в коммерческие фирмы, частично - сами производители и небольшие частные фирмы. Торговля ведется прямо с предприятий или баз; оптовые магазины по-прежнему отсутствуют.

Для нормального функционирования рыночной экономики очень важна  система товарных бирж. Их основная задача - упорядочение рынка сырья и других товаров. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих в данный момент ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания, т.е. она служит регулирующим звеном между производителем и потребителем.

В России проделана определенная работа по созданию товарных бирж - специализированных, региональных, универсальных. Они практически все начали функционировать, но, в отличие от товарных бирж в развитой рыночной экономике, они продавали только товары, которые были у них в наличии.

На самом деле современная товарная биржа - это рынок контрактов на поставку продукции в будущем периоде при относительно небольших объемах реальных продаж. Экономическая роль биржи в том, что она способствует стабилизации цен, инструментами которой выступают механизм функционирования биржи и устоявшиеся правила биржевой торговли. Одно из основных правил - гласность заключения сделки. Продавцы объявляют количество предлагаемых товаров для поставки, условия поставки и цены. После того, как с покупателем достигнута договоренность, основные положения заключенного контракта фиксируются на специально установленных в залах стендах.

На каждой бирже происходит публичное установление цен на начало и конец дня, причем существуют определенные правила, ограничивающие колебания  цен в течение одного дня. Биржа  постоянно осуществляет сбор и обработку  информации о возможных поставщиках  товаров, о потребностях в них  у потребителей, делает прогнозы о  будущих потребностях и ценах. Помимо того, что биржа осуществляет контроль за качеством продаваемых партий товаров и одновременно с производителем-поставщиком несет ответственность за нарушение условий контракта, она вырабатывает стандарты на товары, регистрирует торговые марки фирм, допущенных к участию в биржевой торговле. Отечественные биржи эти функции практически не выполняли и по сути являлись оптовыми магазинами по продаже отдельных видов сырья. Именно поэтому большинство из них просуществовали недолго.

Информация о работе Хозяйство