Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Введение 3
Глава 1. Современное рыночное хозяйство 5
1.1. Рынок как система экономических отношений 5
1.2. Условия эффективного функционирования рынка 9
Глава 2. Организационно – правовые формы хозяйственной деятельности в рыночной экономике 19
2.1. Основные формы организации бизнеса 19
2.2. Организационно – правовые формы хозяйствования предприятий 24
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37
1. Акционерная форма
2. Акционерный капитал демократизирует экономику. Те проблемы, которые мы пытаемся решить с 1986 г. - проблемы демократизации производства и управления - получат новые возможности для своего решения. Владея акциями своего предприятия, любой работник заинтересован в повышении эффективности производства, росте прибыли. Он будет участвовать в поиске резервов развития и в оптимизации управления. В развитых странах большинство работников каждого предприятия владеют его акциями и какую-то часть доходов получают в форме дивидендов, причем эта часть постоянно увеличивается.
3. Акционерная собственность
стимулирует развитие
Перечисленные факторы показывают, что акционерная собственность - наиболее рациональна с точки зрения развития современного рынка. Но чтобы создать акционерное общество, необходимы акционеры, т.е. люди, покупающие акции в частную собственность. Поэтому частная собственность служит как бы предпосылкой, исходной формой создания акционерной. В нашей стране начинать нужно было именно с частной собственности: восстанавливать ее право на существование, право иметь каждому человеку в собственности любой фактор произ Данная проблема неразрывно связана с другой - разгосударствлением экономики, денационализацией, приватизацией. Данные три понятия в нашей периодической печати часто отождествляются друг с другом. В действительности - это явления разные, и нужно четко представлять различия между ними.
Разгосударствление
Денационализация - продажа ранее национализированных государством предприятий и их акций в собственность частным компаниям, акционерным обществам и т.п.
Для того чтобы денационализация прошла эффективно, необходимо выполнить ряд условий.
1. Четко определить субъект собственности. Несвоевременное решение этой проблемы в нашей стране привело к тому, что предприятия, недвижимость, принадлежащие народу, за бесценок перешли в руки бывших партаппаратчиков и работников исполкомов разных уровней. Организованный Фонд государственного имущества несколько разрядил обстановку, хотя и не решил проблему. Опыт стран с рыночной экономикой (которые за последние годы очень много государственного имущества денационализировали) показывает, что наиболее рациональной организацией такого типа являются холдинги, которые лучше всего создавать на уровне отдельных регионов. Они должны на основе экспертных оценок определять продажные цены предприятий, выступать держателями (хранителями) акций каждого предприятия и продавать их, когда будет принято решение об их продаже.
2. Законодательно установить механизм распределения акций денационализируемых предприятий. Во всех развитых странах в этом случае выделяется доля, которая обязательно продается определенной группе потенциальных покупателей: работникам данного предприятия (причем по ценам, значительно ниже номинала), иностранным фирмам, национальным фирмам, жителям и финансовым институтам страны. В данном случае продолжается процесс демократизации производства, привлекаются иностранные капиталы, а значит, и технологии, развивается процесс диверсификации и привлечения свободных денежных капиталов.
Результат денационализации выражается в демонополизации экономики, демократизации отношений собственности, получении противоинфляционного эффекта, причем он возникает по двум направлениям:
- ослабляется нагрузка на бюджет, так как проданные предприятия снимаются с бюджетного финансирования и дотаций;
- посредством продажи акций изымаются из оборота свободные наличные деньги.
Процесс акционирования в нашей стране показал недостатки, над которыми надо работать, чтобы получить максимальный социально-экономический эффект. Не был продуман до конца механизм распределения средств, полученных от акционирования (они в основном идут в государственные фонды на решение социальных задач). Конечно, это важно, особенно в условиях, в которых находилась страна в 1990-е годы, и, понятно, что у государства не хватало средств для обеспечения социальной помощи населению и выплаты пенсий.
В то же время нельзя забывать
и о другой стороне проблемы. Дело
в том, что акционированные
Другая проблема связана с субъектами акционерной собственности. Акционирование предполагало, что основными хозяевами предприятий станут трудовые коллективы. Но, в соответствии с правилами акционирования, реальными хозяевами производства могли стать коллективы только тех предприятий, которые акционировались по второму варианту. В этом случае коллектив получил бы 51% акций. Однако по данному варианту коллектив не получает никаких льгот, наоборот, условия акционирования очень жесткие. Для того чтобы выкупить такой пакет, каждому члену коллектива требовалось заплатить значительную сумму (особенно это касалось крупных предприятий).
Учитывая условия, в которых жил народ, когда накопленные за долгие годы сбережения, хранимые в Сберегательном банке, фактически пропали, цены постоянно росли и вся получаемая заработная плата практически шла на текущее потребление, сделать это было очень сложно. Нужных для выкупа акций денег у трудящихся просто не было и нет. В результате не выкупленные коллективом акции перешли в распоряжение Фонда государственного имущества и были выставлены на аукционную продажу, где их смогли скупить представители того небольшого слоя населения, которые сумели, используя служебное положение и государственную собственность, сколотить частный капитал. В итоге коллективы перестали быть хозяевами на своем производстве.
Таким образом, процесс акционирования
породил новые социально-
Под приватизацией как одной из форм денационализации понимается покупка государственной собственности отдельными частными лицами. Как показала практика, у нас возможна такая приватизация в основном в сфере торговли и услуг.
Второе условие формирования рынка - создание резервов факторов производства. Развиваться и реализовать преимущества рыночного механизма возможно только тогда, когда в обществе есть резервы средств производства и рабочей силы, поскольку для восстановления равновесия спроса и предложения в условиях роста цен нужны не только дополнительные капиталы для вложений в производство, но и дополнительные факторы производства, которые можно купить на вложенные капиталы.
Вопрос со средствами производства решается проще: на практике есть три пути решения проблемы:
1) купить дополнительные средства производства;
2) повысить мощность
3) иметь на предприятиях резерв средств производства. Первый путь связан с дополнительными затратами времени, на рынках и, как правило, такое же, как действующее, а это воспроизводит старую структуру производства. Поэтому эффективнее осуществлять различные комбинации двух последних путей: модернизацию технологических процессов и использование резервных мощностей. Обычно такие резервы в виде установленного, но временно не работающего оборудования есть на каждом предприятии.
Гораздо сложнее решается проблема резерва рабочей силы. Здесь речь идет не только о дополнительно вовлекаемых в производство людях, но и о безработице. Все признают, что безработица - отрицательное явление в рыночной экономике, но это и объективная необходимость. Надо иметь в виду, что в современных условиях безработица не та, о которой писал К. Маркс полтора века назад. Появляется новый фактор безработицы - повышенная мобильность рабочей силы: люди ищут более выгодное место работы, меняют специальность, проходят переквалификацию и т.п. Это так называемая переходная, или фрикционная, форма безработицы, связанная с демографической ситуацией, с размещением производительных сил, с поисками человеком возможностей самовыражения и решения своих экономических проблем. В развитых странах существует также структурная безработица. Она возникает при крупных структурных изменениях в национальном хозяйстве. Поскольку изменение структуры для нашей экономики объективно необходимо, у нас будет возникать и эта форма безработицы.
В любом случае все формы безработицы являются дополнительным источником рабочей силы для функционирующих предприятий при расширении производства. И надо иметь в виду, что рыночная экономика не может обеспечить 100%-ную занятость, да это и не нужно. Необходим постоянный резерв рабочей силы в виде безработицы. Однако это не означает, что всех ждет место в резервной армии труда. Как правило, риску стать безработными подвержены в большей мере лишь определенные категории занятых. В первую очередь - это недобросовестные, неквалифицированные работники, работники устаревших профессий, не имеющие опыта, и т.п. В то же время добросовестный квалифицированный работник если и оказывается без работы, то очень непродолжительное время. Как правило, он всегда сможет найти себе работу, но вот условия найма будет выбирать. Все эти моменты относятся к нормально функционирующей рыночной экономике, а вот в период ее становления проблема безработицы резко обостряется, так как переход к новому типу хозяйства всегда сопровождается спадом производства.
Третье условие создания
рынка и его нормального
Для рынка товаров и услуг у нас существует только розничная торговля, но сеть магазинов явно недостаточна, их структура, количество, специализация и качество обслуживания далеки от идеала. Даже возникшая сеть частных магазинов не решает проблемы, ибо цели их создания и функционирования односторонние, а условия работы не стимулируют конкуренции. Структура оптовой торговли находится в стадии становления, ведут ее в основном бывшие структуры Госснаба, модифицированные в коммерческие фирмы, частично - сами производители и небольшие частные фирмы. Торговля ведется прямо с предприятий или баз; оптовые магазины по-прежнему отсутствуют.
Для нормального функционирования рыночной экономики очень важна система товарных бирж. Их основная задача - упорядочение рынка сырья и других товаров. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих в данный момент ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания, т.е. она служит регулирующим звеном между производителем и потребителем.
В России проделана определенная работа по созданию товарных бирж - специализированных, региональных, универсальных. Они практически все начали функционировать, но, в отличие от товарных бирж в развитой рыночной экономике, они продавали только товары, которые были у них в наличии.
На самом деле современная товарная биржа - это рынок контрактов на поставку продукции в будущем периоде при относительно небольших объемах реальных продаж. Экономическая роль биржи в том, что она способствует стабилизации цен, инструментами которой выступают механизм функционирования биржи и устоявшиеся правила биржевой торговли. Одно из основных правил - гласность заключения сделки. Продавцы объявляют количество предлагаемых товаров для поставки, условия поставки и цены. После того, как с покупателем достигнута договоренность, основные положения заключенного контракта фиксируются на специально установленных в залах стендах.
На каждой бирже происходит публичное установление цен на начало и конец дня, причем существуют определенные правила, ограничивающие колебания цен в течение одного дня. Биржа постоянно осуществляет сбор и обработку информации о возможных поставщиках товаров, о потребностях в них у потребителей, делает прогнозы о будущих потребностях и ценах. Помимо того, что биржа осуществляет контроль за качеством продаваемых партий товаров и одновременно с производителем-поставщиком несет ответственность за нарушение условий контракта, она вырабатывает стандарты на товары, регистрирует торговые марки фирм, допущенных к участию в биржевой торговле. Отечественные биржи эти функции практически не выполняли и по сути являлись оптовыми магазинами по продаже отдельных видов сырья. Именно поэтому большинство из них просуществовали недолго.