Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Введение 3
Глава 1. Современное рыночное хозяйство 5
1.1. Рынок как система экономических отношений 5
1.2. Условия эффективного функционирования рынка 9
Глава 2. Организационно – правовые формы хозяйственной деятельности в рыночной экономике 19
2.1. Основные формы организации бизнеса 19
2.2. Организационно – правовые формы хозяйствования предприятий 24
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложение 1 35
Приложение 2 36
Приложение 3 37
Рынок не может существовать
без определения будущих
Наиболее общее определение маркетинга, встречающееся в экономической литературе, характеризует его как предвидение, управление спросом на товары, услуги, рабочую силу, территории и идеи посредством обмена. С позиций фирмы или предприятия маркетинг можно определить как комплексную систему организации и управления производственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированной на удовлетворение конкретных потребителей и определенных групп покупателей. Здесь отражен один из главных принципов маркетинга - адресность производства, т.е. производство продукции для конкретного потребителя, определенного предварительно.
Высшей целью современного маркетинга является не просто удовлетворение конкретных потребностей покупателя, а комплексное решение его проблем на основе анализа достаточно точной информации о наиболее существенных аспектах деятельности потребителя, его целях, достижениях и намерениях. Речь идет не только о продукции, но и о системе взаимосвязанных продуктов и услуг, на производство которых ориентирует свою деятельность производитель.
Создание рыночных отношений
в стране требует выработки собственных
концепций маркетинга. Необходимость
этого для промышленных предприятий
назрела давно. Пока они работали
практически вслепую, только благодаря
сложившимся ранее
Рынок рабочей силы предполагает наличие биржи труда, которая должна вести учет свободных рабочих мест, количества и структуры безработных, помогать им в поисках работы, выплачивать пособия, обеспечивать переквалификацию кадров в соответствии со спросом на рабочую силу, организовывать общественные работы.
Рынок капиталов требует создания фондовых и валютных бирж. Работа в этом направлении в нашей стране фактически только начинается.
Помимо частной инфраструктуры, соответствующей определенному виду рынка, необходимо создание инфраструктуры общего назначения. Речь идет о создании кредитной, банковской, денежной систем, способных обеспечить нормальное функционирование рынка. Без этого не сможет работать ни один рынок, а, кроме того, данная инфраструктура, сама не являясь продуктом рынка, в то же время обеспечивает его единство, целостность в масштабах страны и в связях с другими странами. Функции создания такой инфраструктуры и ее поддержания может выполнить только государство.
Одновременно с созданием условий функционирования рынка, о которых мы говорили выше, необходимо рассмотреть еще целый комплекс проблем, без решения которых рынок существовать не может.
Одна из главных проблем - демонополизация экономики. Монополия проявляется в различных формах. Типичный вид моно- Создание рыночных отношений в стране требует выработки собственных концепций маркетинга. Необходимость этого для промышленных предприятий назрела давно. Пока они работали практически вслепую, только благодаря сложившимся ранее хозяйственным связям. Но и эти связи постепенно разрушались из-за монопольно взвинченных поставщиками цен на свою продукцию, перепрофилирования их на выпуск более выгодных на текущий момент товаров. Очевидно, что такая практика не могла привести к увеличению объемов производства и сбыта.
Государство, по нашему мнению,
должно взять на себя стратегическое
управление промышленным комплексом и
ни в коем случае не самоустраняться
от этого под предлогом
Рынок рабочей силы предполагает наличие биржи труда, которая должна вести учет свободных рабочих мест, количества и структуры безработных, помогать им в поисках работы, выплачивать пособия, обеспечивать переквалификацию кадров в соответствии со спросом на рабочую силу, организовывать общественные работы.
Рынок капиталов требует создания фондовых и валютных бирж. Работа в этом направлении в нашей стране фактически только начинается.
Помимо частной инфраструктуры, соответствующей определенному виду рынка, необходимо создание инфраструктуры общего назначения. Речь идет о создании кредитной, банковской, денежной систем, способных обеспечить нормальное функционирование рынка. Без этого не сможет работать ни один рынок, а, кроме того, данная инфраструктура, сама не являясь продуктом рынка, в то же время обеспечивает его единство, целостность в масштабах страны и в связях с другими странами. Функции создания такой инфраструктуры и ее поддержания может выполнить только государство.
Одновременно с созданием условий функционирования рынка, о которых мы говорили выше, необходимо рассмотреть еще целый комплекс проблем, без решения которых рынок существовать не может.
Одна из главных проблем - демонополизация экономики. Монополия проявляется в различных формах. Типичный вид моно- полии - монополия производителя. С первых лет советской власти в нашей стране стали строить предприятия-гиганты, которые изначально становились единственными производителями определенного вида продукта, т.е. создавали монополии. Последствия этого известны: рост цен, снижение качества продукции, сдерживание научно-технического прогресса. Кроме того, сбои в работе таких предприятий-монополистов неизбежно приводят к сбоям в смежных отраслях и к нарушениям в функционировании национального хозяйства в целом.
Помимо этой формы для нашего хозяйства было характерно наличие своеобразных монополий: монополии государственной собственности и монополии распределения. Начиная борьбу с монополиями, надо помнить одно правило: монополизированная экономика может управляться только административными методами. Поэтому если разрушить административную систему полностью раньше, чем искоренить монополии, то это может сделать экономику неуправляемой. Отдельные факты подобного явления мы наблюдаем сейчас. Поэтому борьба с монополиями, т.е. демонополизация, должна проводиться через создание действенных, непротиворечивых законов о конкуренции, о предпринимательстве и др. Такие документы должны ставить монополизм вне закона. В них должно быть отражено, что если предприятия уличены, например, в сговоре о ценах или разделе сфер влияния, если на рынке проявляются монопольные тенденции (ваша продукция - 90% рынка, цены не меняются, качество не улучшается и пр.), то вас могут привлечь к суду.
Недостаточно только создать законы, нужно иметь организации и институты, реализующие их и несущие ответственность за их исполнение. У нас только принимают законы об экономике, но реализацию их часто пускают на самотек. В развитых странах функции реализации законодательных актов возложены на отраслевые министерства.
Все перечисленные мероприятия должны осуществляться в рамках разработанной антимонопольной политики. Необходимо прежде всего выделить объект демонополизации. В любой экономике могут существовать так называемые естественные монополии (например, единая сеть железных дорог, газопроводы, единая энергосистема и пр.). Это такая сфера деятельности, перевод которой на рыночные отношения в силу ряда технико-экономических свойств производства может привести к снижению эффективности ее функционирования.
При переходе к рынку нужно вести борьбу с мафией и коррупцией, с новыми формами существования теневой экономики, которая строится на сокрытии доходов от налогообложения и на фальсификации торговой марки.
Развивать рыночную экономику можно только при условии развитых контактов с мировым рынком, с другими странами. Пути развития внешнеэкономических отношений могут быть различными: внешняя торговля; создание совместных предприятий и свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала; развитие валютных отношений. Но все названные процессы замыкаются на проблемах, которые надо решать: это конвертируемость рубля и государственные гарантии, соблюдение норм международного хозяйственного права.
Рассматривая проблему становления
и развития рынка, надо постоянно
иметь в виду, что рынок сам
по себе есть форма организации производства
и его связей. Он может быть использован
для решения различных
В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы: коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
В настоящем параграфе мы остановимся на рассмотрении основных форм организации бизнеса (т. е. коммерческих юридических лиц), к которым относятся индивидуальные владения, партнерства и корпорации, выделяя экономические аспекты их функционирования. Нас также будут интересовать преимущества и недостатки каждой из этих форм с точки зрения возможностей их появления и устойчивости на рынке.
Рис. 1.1. Основные формы организации бизнеса и их доля
Индивидуальное владение, как это уже видно из названия, представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Владелец такой фирмы, с одной стороны, единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. Эта форма организации бизнеса в странах развитой рыночной экономики лидирует с огромным отрывом. Так, в США около 74% от общего числа всех зарегистрированных фирм являются индивидуальными владениями, что составляет почти 13 млн. Показатель их вклада в совокупный годовой оборот (валовая выручка) гораздо скромнее - 7%, а величина среднего дохода на одну фирму - 42 тыс. долл. в год
Другой распространенной формой организации бизнеса является партнерство. Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Владельцы осуществляют совместное управление деятельностью фирмы, а доля в прибыли каждого из них пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, величина которой определяется как их долей, так и видом партнерства. В зависимости от вида партнерства (полного или предусматривающего ограниченную ответственность) владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом или в размере доли участия в уставном капитале фирмы. Партнерства являются менее распространенной формой организации бизнеса: в США на их долю приходится около 7% всех фирм, а их годовой оборот составляет порядка 4% от совокупного в национальной экономике. Однако величина их среднего дохода на одну фирму почти в четыре раза превышает аналогичный показатель для индивидуальных владений, достигая уровня 166 тыс. долл. в год.
Поскольку партнерство, в отличие от индивидуального владения, организуется и управляется несколькими собственниками, отношения между ними по своей экономической природе представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Поскольку в партнерстве существует несколько владельцев, каждый из них может реализовывать любое из прав собственности, составляющих известный нам пучок правомочий, однако нужно учесть, что такого рода действия должны согласовываться с остальными партнерами. Это обстоятельство приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.
К числу преимуществ партнерства как формы организации бизнеса следует отнести следующие:
• относительная простота регистрации при создании;
• большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением;
• специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.
Однако, партнерствам присущи и определенные недостатки:
• неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства);
• возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности;
• проблема «припципал - агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю);
• ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.
Наиболее сложной
Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука - теория организаций. Неоинституциональная теория трансакционных издержек и, в частности, работы О. Уильямсона, также внесла существенный вклад в изучение вопросов построения контрактных отношений внутри корпорации.
В отличие от рассмотренных выше форм организации бизнеса, совладельцами корпораций могут являться десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан.