Государство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Экономика представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей, где управленческие и регулирующие функции государства и государственных органов проявляются в наиболее ясной и отчетливой форме.
Одна из ключевых характеристик рыночной экономики – ее многоукладность, базирующаяся на многообразии форм собственности, на оптимальном сочетании ее частного и государственного секторов, государственного регулирования экономики и рыночного механизма хозяйствования. Частный сектор является количественно преобладающим и ведущим, играет существенную роль в конкурентном развитии экономики, в удовлетворении потребностей общества в континууме от чисто частных до смешанных благ при эффективном использовании относительно ограниченных ресурсов.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ 4
ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ 4
МЕСТО И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 10
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ 12
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО 16
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 16
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 19
ГОСУДАРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

реферат Экономики.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

В условиях постоянного ускорения темпов научно-технического прогресса эффективность и результативность государственного регулирования экономики государством в значительной степени определяется его возможностями оказывать влияние на инновационный прогресс. В этом плане показательно, что индустриально развитые страны за последние  полтора-два десятилетия достигли внушительных успехов в передовых отраслях экономики именно в результате концентрации внимания на опережающий рост науки и инноваций, на инновационное воспроизводство, инновационную стадию конкуренции, которые повышают уровень развития национальной экономики в целом и динамическую устойчивость экономического развития. Речь идет прежде всего о разработке и реализации государственных программ по производству необходимой государству наукоемкой продукции для целей обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники и т. д.

Государство играет незаменимую роль в разработке и принятии долгосрочных стратегических решений, определяющих основные направления  и приоритеты социально-экономического развития страны. Оно несет прямую ответственность за жизнеспособность и эффективность национальной экономики в целом, за создание и бесперебойное функционирование институтов и механизмов, обеспечивающих единую систему отчетности, делопроизводства, сертификации, стандартизации и т. д.  

Контроль  государства в экономической  сфере может быть прямым и косвенным. В первом случае речь идет о финансовом, экологическом, санитарном и др. формах контроля, контроле над качеством  и т. д. Косвенное регулирование осуществляется государством с помощью фискальной и денежной политики. Фискальная политика представляет собой средство косвенного воздействия на национальную экономику через государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты8, манипулирование налоговыми ставками. Денежная же политика осуществляется посредством манипулирования денежной массой в национальной экономике путем изменения учетной ставки и т. д. Здесь немаловажная роль отводится системе льгот и налогов, ценовой политике, регулированию занятости населения и профессиональной подготовки работников, поддержке экономической инфраструктуры и т. д.

Государственное вмешательство призвано предупредить факторы, способные вызвать экологические  катастрофы; не допустить криминализацию экономических отношений; предотвратить экономические кризисы, социальные пертурбации; обеспечить социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения и т. д.

Что касается административных методов государственного управления теми или иными сферами экономики, то они применяются для осуществления прямого контроля государства над монопольными отраслями, такими, как транспорт, связь, энергетика и др.; регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с помощью планирования цен, введения жестких ставок акцизных налогов и т. д.; введения стандартов осуществления производственной и экономической деятельности деятельности и контроля за их выполнением; определения и поддержания принятого в обществе минимального уровня жизни неимущих слоев населения; защиты национальных интересов в сфере международных отношений и т. д.

Одна  из инфраструктурных функций  государства  состоит в той роли, которое  оно играет в валютной и финансовой сферах, поскольку гарантии надежности национальной валюты, стабильность денежной системы имеют решающее значение для эффективного функционирования экономики. В противном случае весьма трудно мобилизовать сбережения населения или эффективно распределять финансовые ресурсы. Именно государству принадлежит монополия по чеканке денег и выпуску их в обращение. 

    Нормативно-правовые аспекты государственного регулирования 

Особо важное значение для эффективного функционирования рыночного хозяйства имеет правовое обеспечение беспрепятственной  реализации его принципов. Иными  словами, правовая защита интересов  производителей и потребителей составляет одну из основополагающих функций государства. В качестве важнейших функций правового обеспечения выступают, во-первых, создание соответствующей правовой базы для поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства: экономической свободы и ценовой конкуренции; во-вторых, определение и обеспечение “правил игры” между субъектами рыночных отношений.9

Экономическая свобода как производителей, так  и потребителей наиболее эффективным  образом обеспечивается институтом частной собственности. Ее незыблемость гарантируется основным законом страны – Конституцией. Так, в ст. 14/ 1Конституции ФРГ говорится: “Собственность и право наследования гарантируются. Содержание и пределы их устанавливаются законом”. В Конституции РФ в ст. 8. 2 содержится более общая формулировка, регламентирующая право собственности: “В Российской Федерации признаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности”. В ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации “Субъекты права собственности” указанное положение статьи Конституции РФ повторяется, но не конкретизируется. 

Собственник, сохранность капитала которого государством не гарантируется и который в  силу этого не уверен в неприкосновенности своего имущества, будет испытывать постоянный страх его отчуждения. Соответственно, он практически не сможет использовать в полную силу свой творческий и материальный потенциал, что неизбежно негативно скажется на эффективности его хозяйственной деятельности.10

Одним из последствий этого может стать сужение сферы приложения капитала, что приводит к его перетеканию в те области, в которых более или менее обеспечиваются гарантии его сохранности. Именно это служит причиной утечки российского частного капитала за рубеж; ограничение области его интереса (наряду с другими причинами) сферой обращения, откуда можно извлечь свой капитал более оперативно, нежели из производственной сферы, в случае угрозы конфискации или национализации. Теми же причинами объясняется и низкая инвестиционная активность международного капитала в России.11

Логическим  обрамлением незыблемости права  собственности служит гарантирование государством соблюдений условий контрактов. В этой своей части данная функция  имеет исключительно важное значение для рыночной экономики. Так называемые “рэкет” и “разборки” в значительной части являются следствием неудовлетворительного выполнения государством, одной из своих основополагающих экономических функций – функции гаранта соблюдения условий контракта.

Особо важное значение имеет обеспечение государством “правил игры” между субъектами рыночных отношений. Важность данной функции определяется прежде всего тем, что в хозяйственной деятельности принимает участие большое число субъектов, имеющих различные экономические интересы. Поэтому важно, чтобы государство приняло четко и ясно сформулированные и выполнимые законы и рамочные условия, регулирующие как отношения между производителями, так и между ними в целом и потребителями. Правовую основу этих рамочных условий составляют гражданское и хозяйственное право, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Одной из ключевых задач государства в этом направлении является обеспечение баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поэтому “правила игры” должны, с одной стороны, стимулировать предпринимательскую деятельность; с другой, - в должной мере учитывать интересы личности и общества в целом; с третьей, - способствовать охране окружающей среды.

Выполняя  эти функции, государство вводит правила поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Оно определяет стандарты качества, измерения веса, контролирует их соблюдение, запрещает реализацию фальсифицированных пищевых продуктов и лекарств, добивается обязательной маркировки продукции, фиксации на упаковке чистого веса и состава продукта, ответственности за соблюдение условий контрактов, осуществляет ряд других действий по защите интересов потребителей. В рассматриваемом контексте большое значение имеют также деятельность и законодательные меры государства, направленные на предотвращение или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду промышленного производства. Главная цель этих мер состоит в том, чтобы обязать потенциальных загрязнителей окружающей среды нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. В случае нарушения законодательства государство вправе применить соответствующие санкции в отношении нечестных агентов рыночных отношений.

Государство, само будучи одним из важнейших субъектов экономической деятельности, заинтересовано в защите конкурентной среды и самой рыночной экономики. 

    Государство в социальной рыночной экономике 

По мере развития рыночной экономики, ее трансформации  в социально ориентированную  рыночную экономику значение государства в развитии общества усиливается. Активное участие государства в экономике — характерный признак социальной рыночной экономики.

Основная  цель деятельности государства в  социальной рыночной экономике состоит  в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. 12В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики и др.), дополняются социальными целями. Таким образом, экономическая деятельность государства в социально ориентированной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых. 

    Заключение 

Роль  государства в рыночной экономике  заметно возросла на протяжении всего XX в. Опыт всех индустриально развитых стран свидетельствует, что господство рыночных принципов, особенно свободной конкуренции, отнюдь не означает отстранения государства от экономики, его нельзя рассматривать в качестве пассивного участника экономических процессов. Без государства не может быть и речи о целостной и эффективно функционирующей экономике. Именно государство призвано обеспечить свободу и необходимые правила экономической деятельности, гарантию прав собственника и потребителей, защиту самой рыночной среды. В то же время вмешательство государства в экономическую сферу ограничивается определенными узаконенными рамками, которые могут и должны устанавливаться при активном участии субъектов экономической деятельности и с учетом их основополагающих интересов. Значимость такого подхода определяется соображениями недопущения препятствий для предпринимательской активности и обеспечения необходимого коридора экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности. 

Государство как носитель интересов всего общества и одновременно коллективный предприниматель не может выполнить свои функции без материальных, финансовых, интеллектуальных, человеческих и иных ресурсов, получаемых от экономической системы. Иначе говоря, необходимость и заинтересованность государства и экономической системы во взаимодействии и сотрудничестве определяются объективными интересами обеспечения жизнеспособности национальной экономики, условий для ее устойчивого и стабильного роста, а также конкурентоспособности на мировом рынке. 
 
 

    Список  литературы 

1) Борисов, Е.  Ф. Экономическая теория: учеб. пособие/  Е. Ф. Борисов.- М.: Высшее образование, 2007.- 391 с.

2) Волостнов,  Л. С. Государственное предприятие  в рыночной экономике/ Л. С.  Волостнов.- М.: Экономика, 2004.- 301 с.

3) Журавлева,  Г. Л. Экономика/ Г. Л. Журавлева.- М.: Экономика, 2001.- 300 с.

4) Океанова, З.  К. Экономическая теория: учеб. пособие  / З. К. Лкеанова.- М.: Дашков и  Ко, 2004.- 632 с.

5) Соколов, Б.  И. Экономика/ Б. И. Соколов.- М.: Экономистъ, 2006.- 559 с.

6) Ходов, Л.  Г. Государственное регулирование  национальной экономики/ Л. Г.  Ходов.- М.: Экономистъ, 2006.- 618 с.

7) Чубин, Е.  Л. Государственное регулирование  рыночной экономики и предпринимательства/  Е. Л. Чубин.- М.: Юристъ, 2005.- 312 с.

8) Шамхалов, Ф. Государство и экономика/ А. Шамхалов.- М.: Экономика, 2005.- 709 с.

9) Экономическая теория/ под ред. В. Д. Камаева.- М.: Владос, 2002.- 622 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государство в рыночной экономике