Государство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Экономика представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей, где управленческие и регулирующие функции государства и государственных органов проявляются в наиболее ясной и отчетливой форме.
Одна из ключевых характеристик рыночной экономики – ее многоукладность, базирующаяся на многообразии форм собственности, на оптимальном сочетании ее частного и государственного секторов, государственного регулирования экономики и рыночного механизма хозяйствования. Частный сектор является количественно преобладающим и ведущим, играет существенную роль в конкурентном развитии экономики, в удовлетворении потребностей общества в континууме от чисто частных до смешанных благ при эффективном использовании относительно ограниченных ресурсов.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ 4
ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ 4
МЕСТО И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 10
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИКУ 12
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО 16
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 16
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 19
ГОСУДАРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

реферат Экономики.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Наиболее  существенные позиции государство  занимает во Франции, ФРГ, Скандинавских  странах, Испании, Японии. Гораздо меньшую  роль играет государство в США, Канаде, Австралии. Значительное место государство  занимает в социально-экономическом развитии развивающихся стран, стран с переходной экономикой. 
 

    Государственная собственность в  рыночной экономике. 

Социально-экономическую  основу государственного предприятия  составляет государственная форма  собственности на средства и результаты производства, финансовые инструменты (акции, облигации, доли и др.). Она определяет его место в системе общественного разделения и кооперации труда, его функциональную роль, параметры, границы и характер его деятельности, его трансформацию, временные рамки жизнедеятельности. 

Содержательно государственная собственность  выражает объективные экономические  отношения между государством (в  лице его институтов), менеджерами  и работниками по присвоению/ отчуждению средств и результатов производства, интеллектуальных продуктов, финансовых инструментов, направленных на удовлетворение определенных потребностей общества в его государственной форме.

Конкретно-историческую форму, социально-экономическую сущность государственной собственности  определяет способ соединения работников со средствами производства4.

Важной  характеристикой государственной  собственности является то, что она  в отличие от иных форм собственности  может иметь в качестве своего объекта любое имущество, любые  блага (так, например, частные структуры не вправе иметь атомные электростанции, производить ядерное топливо и т. д.).

Принципиальной  качественной особенностью государственной  собственности является ее неделимость  на доли, паи среди членов общества/ государства в имущественном плане. Но неделимость государственной собственности с точки зрения имущественного права вовсе не означает, что в отношенческом аспекте и в смысле выражающих их правомочий государственная собственность является простой категорией. Государственная собственность, реализуя волю и интересы государства, в отношенческом аспекте может быть как тотальной, неделимой, когда вся система отношений, выражаемых через ее правомочия, принадлежит государству, так и структурированной, когда правомочия по ее движению, реализации распределяются между государством и иными хозяйствующими субъектами.

Как известно, Гражданский кодекс  РФ (ГК РФ) наделяет собственника правом передавать права  владения, распоряжения и иные правомочия другому субъекту, оставаясь собственником  своего имущества. Государство как собственник, передавая свои правомочия другому лицу, все или их часть, на определенный срок или бессрочно, осуществляет установление их границ,, временного горизонта в своей воле и в своих интересах. Субъект, получивший от государства определенные правомочия, подчинен воле собственника и обязан направлять свою деятельность на получение разумной выгоды от использования его имущества, на наиболее эффективное удовлетворение соответствующих потребностей общества.

Хозяйствующий субъект, получив от государства соответствующие правомочия вправе защитить свои права от необоснованного вмешательства государства в его деятельность. Однако и государство как собственник, несмотря на разделение правомочий, вправе осуществлять контроль за должным выполнением хозяйствующим субъектом возложенных на него правомочий.

Государственная собственность порождает присущие только ей экономические отношения, которые, с одной стороны, исходят  от ее содержания, с другой – от ее формы. В системе смешанной экономики1 она реализует свою роль, воплощая обе стороны своего экономического содержания, при единстве всех фаз общественного воспроизводства – производства, распределения, обмена и потребления.

Государственная собственность – явление сложное  не только по содержанию, но и по форме. С системных позиций она представляет собой в рыночной экономике одну из форм собственности. 

    Методы  государственного воздействия  на экономику 

Методы  государственного регулирования экономики  – специфические для государства  как общественного института способы достижения поставленных целей.

Весьма  условно все методы можно разделить  на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов.5

Первым  способом воздействия государства  на экономику является то, что государство  посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

Вторым  методом государственного вмешательства  следует упомянуть государственную  собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

В-третьих, государство в своей экономической  деятельности опирается на налоговое  регулирование, как минимум, две  основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

Четвертый метод предполагает признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

Следующим инструментом государственного регулирования  является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством  изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае оказывается через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

Необходимость форсирования экономического роста  создала также такой специфический  инструмент государственного воздействия  на экономику (на воспроизводственный  процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.6

В современной  смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного  планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (подробнее см. гл. 18). Это и воздействие на валютный курс и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

Из отмеченных методов первые два относятся  преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы. В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.

Следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия  фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

Противоречивость  между целями и между инструментами  государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.  

    Основные  направления государственного

    Регулирования экономики 

Государственное регулирование представляет собой  систему социального , организационного, правового и политического обеспечения  государством среды для нормального функционирования и развития экономики. Эта системе, как любая другая, включает в себя механизм взаимосвязи между составными ее элементами; общую цель, заключающуюся в создании благоприятной среды для функционирования предпринимательства на уровне макроэкономики; нормативно-правовое обеспечение деятельности предпринимательских институтов; формы и средства инфраструктурного обеспечения; научного и кадрового обеспечения; структуры регулирования и поддержки внешнеэкономической предпринимательской деятельности; поддержание организационно-правовой среды деятельности предприятий, призванной содействовать повышению эффективности их работы и дающей возможность соединять интересы корпораций, общества и государства; формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей политическую стабильность и приемлемые для всех заинтересованных сторон правила игры, поддерживаемые силой и авторитетом государства и т. д. 7

Одна  из важнейших функций государства  состоит в создании факторов, обеспечивающих жизнеспособность экономической системы, таких, как поддержание системы образования, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, осуществление фундаментальных научных исследований, обеспечение субъектов экономической деятельности необходимой информацией, создание базовой экономической инфраструктуры и т. д.

Большое значение с точки зрения национальной экономики имеет прямая государственная  поддержка новых конкурентоспособных  секторов, создание условий для притока  иностранного капитала, установление высоких, не уступающих мировым, стандартов сертификации изделий и их приемки, предоставление финансовых и налоговых льгот предприятиям, инвестирующим в новые технологии и т. д.

Информация о работе Государство в рыночной экономике