Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Именно это делает изучаемую проблему особенно актуальной.
При изучении данного вопроса поставлены следующие задачи:
- изучить причины возникновения и сокращения бюджетного дефицита, его значение;
- определить причины возникновения государственного долга, его виды, структуру и т.п.;
- проанализировать взаимосвязь и взаимообусловленность бюджетного дефицита и государственного долга,
- выявить объемы бюджетного дефицита и государственного долга, являющиеся критическими для дальнейшего развития общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный дефицит и государственный долг….………………………5
1.1. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения….5
1.2. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь…..... 10
2. Государственный долг……………………………………………………..16
2.1. Понятие государственного долга, его виды…………………………16
2.2. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь………………..25
Заключение…………………………………………………………………....28
Список использованных источников………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Гос долг.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового  внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем увеличится. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Это могут быть инфляция; введение специальных налогов; секвестирование бюджета.

    • Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему.
    • Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
    • В некоторых странах целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование – равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета. [3, с. 211]  

Обратимся теперь к потенциально более серьёзной проблеме. Государственный долг все же может послужить источником  реального экономического бремени для грядущих поколений, в частности потому, что под воздействием долга, будущие поколения наследуют меньший запас инвестиционных товаров. Такое развитие событий связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что дефицитное финансирование приводит к росту процентных ставок и к сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достанется экономика, обладающая меньшим производственным потенциалом, и при прочих равных условиях их уровень жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Предположим, что экономика  функционирует на уровне производства при полной занятости и бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство  увеличило объем своих расходов. Давайте рассмотрим 2 сценария развития событий, которые ведут к разным результатам.

Первый сценарий.  Допустим, что упомянутое нами увеличение государственных расходов финансируется за счет повышения налогов – скажем, индивидуального подоходного налога. Как известно, большая часть дохода используется на потребление, поэтому потребительские расходы сократятся почти на столько же, на сколько возросли налоги. Таким образом, основное бремя увеличения государственных расходов примет на себя нынешнее поколение: ему достанется меньше потребительских товаров.

      Второй  сценарий. Теперь предположим, что  увеличение государственных расходов финансируется за счет наращивания государственного долга. Это означает, что правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы с частными заемщиками. При данном уровне предложения денег это увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки, то есть “цены”, уплачиваемой за пользование деньгами и, следовательно, к сокращению частных инвестиций. Вследствие этого грядущим поколениям достанется в наследство  “национальная фабрика” меньших размеров, а, следовательно, их уровень жизни будет ниже.

Но, в наших рассуждениях мы не принимали во внимание характер государственных расходов. Если прирост государственных расходов складывается из затрат потребительского характера – субсидий на школьные завтраки или оплаты автомобилей для правительственных чиновников, тогда вывод из нашего второго сценария вполне справедлив. Но что, если правительственные расходы носят инвестиционный характер, например, если это вложения в строительство автострад, инвестиции в “человеческий капитал” – образование, систему подготовки кадров, здравоохранение?

В этом случае запас накопленного капитала, который поступит в распоряжение будущих поколений, не должен сократиться, скорее изменится его структура: увеличится доля государственного капитала и уменьшится доля частого.  [11, с.422]

Чтобы понять, как государственный  долг и дефициты влияют на экономику, полезно отдельно проанализировать краткосрочный и долгосрочный результаты. В краткосрочном плане размер государственного долга является заданной величиной, и дефицит может оказывать влияние на цикл деловой активности и баланс “сбережения-инвестиции”. Краткосрочное воздействие бюджетных дефицитов на экономику обозначается термином “вытеснение”. В долгосрочном плане, который удобно анализировать как экономику с полной занятостью, государственный долг влияет на формирование капитала и уровень потребления будущих поколений. Эта проблема известна как “долговое бремя”.

Возможно, наиболее серьезное  последствие большого государственного долга состоит в том, что он вызывает “замещение” капитала в структуре богатства, которым владеет частный сектор. Вследствие этого темпы экономического роста замедляются, и происходит снижение уровня жизни в будущем.

Как выглядит механизм влияния  государственного долга на запас капитала? Люди накапливают богатство с разными целями, к примеру, для того, чтобы обеспечить себе достойную старость, получить образование и улучшить свои жизненные условия.  Мы можем поделить активы, которыми владеют люди на две группы: государственные долговые обязательства и материальные активы в виде зданий и сооружений, а также финансовые активы, такие как акции корпораций.

Влияние государственного долга проявляется в том, что  люди накапливают все больше государственных  долговых обязательств вместо того, чтобы увеличить запас частного капитала, что приводит к “замещению” частного запаса капитала граждан государственным долгом.

Нужно сказать, что на практике полное замещение случается  редко. Увеличение государственного долга может вызвать повышение ставок процента и таким образом оказать стимулирующее влияние на внутренние сбережения. [12, с. 123]

Основной смысл долгосрочного  влияния большой государственной  задолженности на экономический рост можно свести к следующему: крупный государственный долг влечет за собой снижение темпов роста потенциального выпуска, поскольку происходит замещение частного капитала, рост неэффективности в результате повышения налогов и вынужденное сокращение  потребления, связанное с необходимостью обслуживания внешнего долга.

        Рост дефицита бюджета поднимает  процентные ставки внутри страны  по сравнению с другими странами  мира. Привлекаемые высокими ставками  процента, иностранные инвесторы  приобретают большинство ценных бумаг, выпускаемых государством для финансирования дефицита госбюджета. Далее высокие процентные ставки, обеспеченные эмиссией государственных ценных бумаг, увеличивают процентные ставки и на конкурентных рынках ценных бумаг негосударственных структур. Это способствует исчезновению ценных бумаг с внутреннего рынка и перемещению их за рубеж. В будущем же погашение указанной части долга станет реальной обузой для экономической системы, а утверждение о том, что “мы должны сами себе”, в данном случае окажется роковой ошибкой. [2, с.332]

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство принимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, с согласия кредиторов может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отстрочить выплату внешнего долга. [3, с.213]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Внешний  и внутренний долг Республики  Беларусь

 

Согласно Закону Республики Беларусь ‘О внешнем государственном  долге’ от 22.06.1998 под внешним государственным долгом в Республике Беларусь понимается общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. При этом, внешние государственные займы – это внешние займы, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги  или гаранта.

Внешние государственные  займы в Республики Беларусь привлекаются и используются для реализации следующих  конкретных целей:

      • Покрытие дефицита республиканского бюджета
      • Пополнение валютных резервов Республики Беларусь
      • Реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики
      • Решение острых социальных и экологических проблем, ликвидация последствий стихийных бедствий
      • Импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики
      • Поддержки экономических реформ

Главными органами, осуществляющими  процесс регулирования внешней государственной  задолженности в Республики Беларусь,  является Правительство, Национальный банк и Министерство финансов.

Современное состояние  внешней государственной задолженности  Республики Беларусь характеризуется рядом показателей, основным из которых является структура внешнего государственного долга. Внешний государственный долг Беларуси начал формироваться с 1992г. и к концу 1995г. достиг 1,5 млрд. долл. США, ежегодно увеличиваясь примерно на 15-20%.  С подписанием соглашения между Республикой Беларусь и Российской  Федерацией об урегулировании претензий финансового характера была списана задолженность Беларуси перед Россией за энергоносители и по техническим кредитам, в результате чего внешний государственный долг снизился к концу 1996г. до 950 млн. долл. США.

Что касается структуры  долгам с точки зрения  его временных характеристик (средне- и долгосрочные против краткосрочных обязательств) и субъектов заимствования, то задолженность государства, являющаяся по большей части долго- или среднесрочной, образует приблизительно 40% величины совокупного долга; остальные 60% приходятся на обязательства резидентов Республики Беларусь, относящиеся, в основном, к краткосрочным.

Наибольшую долю в  кредитном портфеле страны составляют займы МВФ, МБРР, ЕБРР, Германия, США  и Россия, которая является крупнейшим кредитором Беларуси с учетом  задолженности страны за поставляемые природные ресурсы, а также по другим торговым операциям. Предоставление Беларуси кредитов международными финансовыми организациями было связано с поддержкой рыночных реформ в стране.

Внешний госдолг Беларуси сократился за ноябрь 2004г. на 1,3%  до 599,8 млн. USD на 1 декабря. С начала года внешний госдолг сократился на 20,8%. При этом вся его сумма приходится на долгосрочную задолженность, которая по итогам января – ноября была на 18,5% ниже, чем на начало года. Краткосрочную задолженность правительство полностью погасило в сентябре 2004 года.

В январе – ноябре расходы  республиканского бюджета на обслуживание внешнего госдолга составили 60% от плана  на год. На погашение основной суммы  внешнего госдолга была направлена сумма, эквивалентная 139,4 млрд. руб. В структуре внешнего госдолга доля прямого долга правительства составляет около 47,7%, иностранные кредиты, полученные субъектами хозяйствования под гарантии правительства-  52,3%.   [13, с.6]

В общей сумме внешнего долга основная часть обязательств составили привлеченные из-за рубежа ссуды – 1927,3 млн. USD, текущая задолженность за импорт товаров и услуг – 836,3 млн. USD, просроченная задолженность за импорт товаров и услуг – 378,9 млн. USD, обязательства по кредитам, предоставленными резидентам РБ иностранными “материнскими” компаниями – 322,5 млн. USD, обязательства банковской системы по счетам и депозитам нерезидентов – 233,3 млн. USD.

Государство полностью  и в срок рассчиталось по международным обязательствам. Государственный долг невелик и составляет 741 млн. USD. [7, с.6]

 

Внутренний  государственный долг Беларуси – увеличился в ноябре на 0,2% по сравнению с октябрем и составил на 1 декабря 2,619 трлн. руб. без учета кредитов в национальной валюте, полученных субъектами хозяйствования под гарантии правительства. [13, с. 6]

В структуре внутреннего  государственного долга доля кредитов, предоставленных в предыдущие годы Нацбанком Беларуси на финансирование дефицита республиканского бюджета, составляет примерно 37%, долговые ценные бумаги правительства – 47%, прочие обязательства – 16%.

Внутренний долг по итогам января- ноября вырос на 20,5% и с  учетом инфляции увеличился на 7,5%. Абсолютный его прирост за январь – ноябрь составил 445,5 млрд. руб., или 1% от ВВП.

Расходы бюджета на обслуживание внутреннего госдолга составили  в январе- ноябре 86% от плана на год. В его структуре доля кредитов, предоставляемых Нацбанком на финансирование дефицита республиканского бюджета, составляет примерно 34%, долговые ценные бумаги правительства – 51%, прочие обязательства – 15%.     [13, c.6].

 

 

 

Заключение

В результате изучения данной темы и связанных с ней вопросов, можно сделать следующие выводы.

Бюджетный дефицит имеет место тогда, когда расходы превышают доходы. Различают активный и пассивный бюджетный дефицит. Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов. Второй  - вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате  сокращения объема национального производства.  Различают также общий дефицит бюджета  и первичный.

Информация о работе Государственный долг