Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:08, курсовая работа
Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Именно это делает изучаемую проблему особенно актуальной.
При изучении данного вопроса поставлены следующие задачи:
- изучить причины возникновения и сокращения бюджетного дефицита, его значение;
- определить причины возникновения государственного долга, его виды, структуру и т.п.;
- проанализировать взаимосвязь и взаимообусловленность бюджетного дефицита и государственного долга,
- выявить объемы бюджетного дефицита и государственного долга, являющиеся критическими для дальнейшего развития общества.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Бюджетный дефицит и государственный долг….………………………5
1.1. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения….5
1.2. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь…..... 10
2. Государственный долг……………………………………………………..16
2.1. Понятие государственного долга, его виды…………………………16
2.2. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь………………..25
Заключение…………………………………………………………………....28
Список использованных источников………………………………………..30
Введение…………………………………………………………
1. Бюджетный дефицит и
государственный долг….……………………
2. Государственный долг……………………………………………………..16
2.1. Понятие государственного долга, его виды…………………………16
2.2. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь………………..25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..30
Введение
Современная экономическая теория и практика уделяет большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Именно это делает изучаемую проблему особенно актуальной.
При изучении данного вопроса поставлены следующие задачи:
- изучить причины возникновения
и сокращения бюджетного
- определить причины
возникновения
- проанализировать взаимосвязь и взаимообусловленность бюджетного дефицита и государственного долга,
- выявить объемы бюджетного
дефицита и государственного
долга, являющиеся
Как известно, бюджетный дефицит возникает в случае превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами. Что касается государственного долга, то его накопление до сегодняшней величины произошло за годы независимости.
Особо следует отметить еще и то, что стабильность функционирования бюджетной системы является одним из наиболее важных показателей, характеризующих устойчивость экономики, и, прежде всего, состояние ее социальной сферы.
Целью данной работы является изучение понятий бюджетного дефицита и государственного долга, а также исследование бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь и их состояния на современном этапе.
Теоретической и методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых по данному вопросу. А именно книги Макконелла К. Р., Брю С. Л. “Экономикс: принципы, проблемы и политика” и “Экономическая теория” под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Касательно бюджета и государственного долга Республики Беларусь были использована работа Сорокиной Т. В. “Государственный бюджет”, а также различные периодические издания, основными из которых являются: “Национальная экономическая газета” и “Белорусский рынок”. Все это позволило сделать работу более достоверной и точной.
1. Бюджетный дефицит и государственный долг
1.1. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения
Бюджет показывает планируемые расходы на реализацию государственных программ, а также ожидаемые доходы от налогообложения (за конкретный год).
Государственный бюджет служит для выполнения двух основных функций. С его помощью правительство распределяет национальный продукт между частными и общественными потреблением и инвестициями, а также стимулирует рост или снижение выпуска в определенных секторах экономики.
Бюджетный избыток (профицит) имеет место в тех случаях, когда за какой-то год суммарные налоговые поступления и другие доходы правительства превышают государственные расходы. Бюджетный дефицит имеет место тогда, когда расходы превышают доходы. Если на протяжении какого-то периода времени доходы и расходы равны – бюджет сбалансирован.
В какой-то мере дефицит государственного бюджета является результатом дискреционной налогово-бюджетной политики. К сожалению, администрация не может точно определить размеры грядущих бюджетных поступлений и необходимых расходов. Реальные уровни поступлений в бюджет и расходов сильнейшим образом зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объем трансфертных поступлений увеличивается. Во время подъема экономики картина меняется на обратную.
Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным дефицитом. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом обычно определяется как циклический дефицит. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, то разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. [1, с. 424]
Разница между фактическими и структурными бюджетами является очень важной для тех, кто определяет политику, кто хочет различать долгосрочные изменения бюджета и краткосрочные изменения, которые в основном вызываются экономическим циклом. Структурные доходы и расходы определяются дискреционными мероприятиями, учрежденными высшими законодательными органами. В свою очередь, циклические расходы и дефицит образуются под воздействием поступлений от налогообложения и расходов, которые автоматически изменяются в зависимости от экономической ситуации.
Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов. Второй - вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства. [2, с. 324]
Наряду с официально измеряемым бюджетным дефицитом может существовать скрытый (квазифискальный) дефицит. Причиной его появления являются квазифискальные операции, осуществляемые центральным банком, правительством. К ним относятся, например, предоставление центральным банком льготных кредитов правительству; финансирование центральным банком государственных программ, которые не проходят через госбюджет (сельскохозяйственных, жилищных). [3, с.206]
Важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация, реализация правительством крупных государственных программ, милитаризация экономики, стихийные бедствия, значительный всплеск инфляции, увеличение трансфертных выплат и периоды депрессии производства. Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и бюджет.
Величина дефицита
определяется в абсолютном
Существуют несколько способов финансирования бюджетного дефицита:
Долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам. В связи с этим различают общий дефицит бюджета и первичный. Общий равен сумме первичного дефицита и процентных выплат. Первичный – разности между всеми расходами государства (за минусом процентных выплат) и его доходами.
В случае, когда бюджетный дефицит сохраняется на протяжении достаточно долгого времени и не принимаются адекватные меры по совершенствованию производственно-экономических отношений в государстве, возможности правительства по проведению стабилизационной политики существенно ограничиваются. [4, с. 169]
Большинство экономистов
проявляют серьезную
Большинство экономистов считают, и мировая практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от валового общественного продукта, 5% национального дохода, 8-10% расходной части госбюджета. [1, с.425]
1. 2. Дефицит
государственного бюджета
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран мира.
Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и Государственного бюджета СССР, в состав которого включался и бюджет БССР.
В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривался как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, а в доказательство этому бюджет планировался с профицитом. Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-х гг. [6, с.250]
В Республике Беларусь бюджетом управляет Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов и другие органы. Республиканский бюджет утверждается национальным собранием Республики Беларусь, а местные – на соответствующих уровнях местного самоуправления. По мере расширения функций государства формирование и использование государственного бюджета приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что государственный бюджет является не только источником общенациональных расходов страны, но и важным источником макроэкономического регулирования.
Бюджет Республики Беларусь является социально ориентированным, поэтому превышение расходов над доходами связано с масштабными социальными программами, реализуемых за счет государства.
Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998г. доходов и расходов свободных экономических зон. Ежегодное превышение доходов над расходами составляет значительные суммы.
Основными источниками дохода консолидированного бюджета являются: налог на прибыль и доходы; налог на добавленную стоимость; налоги с продаж; акцизы; чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; государственные налоги с населения; доходы от внешнеэкономической деятельности; лесной доход; госпошлина; налог на пользование природными ресурсами; налог на топливо; налоги на собственность (налог на недвижимость и платежи за землю); поступления от выкупа, акционирования и реализации госсобственности; прочие доходы.
Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяется финансовой политикой государства. Основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. При характеристике доходной части бюджета и оценки налоговой нагрузки нельзя не учитывать, что в состав бюджета включены государственные целевые фонды. Соответственно в доходы бюджета вошли и доходы целевых фондов, которые хоть и не относятся к налогам, но, тем не менее, являются обязательными платежами в бюджет.