Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и его влияния на экономику страны.
В процессе реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность государственного долга;
2. Выявить причины государственного долга;
3. Определить последствия влияния государственного долга на экономику страны;
4. Рассмотреть особенности государственного долга РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа государственного долга и его влияния на развитие экономики 5
1.1 Сущность государственного долга. Виды государственного долга 5
1.2 Причины и последствия государственного долга 8
1.3 Влияние государственного долга на экономику страны 10
1. 4 Мировой опыт сокращения государственного долга страны 12
Глава 2. Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны 23
2.1 Динамика государственного долга РФ 23
2.2 Особенность государственного долга РФ 24
2.3 Тенденции преодоления государственного долга в РФ 27
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Никулина 2.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

    К не рыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку  и так далее.

    Основной  объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг.

    Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций  выпускаются в документарной  форме с обязательным централизованным хранением. Облигации федеральных займов одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав. Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты). Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. 

    Минфин  России определяет объем каждого  выпуска исходя из предельного объема выпуска государственных ценных бумаг, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

    Размещение  облигаций осуществляется в форме  аукциона (продажа с публичного торга) или по закрытой подписке (на основании  договоров купли-продажи между  Минфином России и инвестором без  совершения этих сделок через торговую систему). Документом, фиксирующим условия отдельного выпуска облигаций и удостоверяющим права на все количество облигаций отдельного выпуска, является глобальный сертификат.

    В структуре государственного внутреннего  долга отражаются следующие государственные  ценные бумаги: ОГНЗ, ОГСЗ, ГСО, ГКО, ОФЗ.

    В 1996г. внутреннее финансирование  дефицита федерального бюджета  осуществлялось в основном путем  выпуска ГКО. В целях увеличения  срока заимствования  и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены  в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

    Первая  попытка российских денежных властей  создать рынок государственных  ценных бумаг, как известно, окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством предоставления ЦБ прямых кредитов правительству и их замена выпуском ценных бумаг реализовалась в то, что позднее было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным финансовым кризисом. Российское правительство объявило дефолт по государственным ценным бумагам, чем были вызваны валютный и банковский кризисы, а Россия фактически оказалась исключена из мировой финансовой системы.

    Существование рынка внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой  практике - практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном  виде и имеются хотя бы приблизительные  очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Практически же уникальным случаем является как раз отказ от обслуживания внутреннего долга, с учетом возможности его монетизации или переоформления во внешние ценные бумаги. Тем не менее российское правительство пошло в августе 1998 г. именно на такой шаг, что было обусловлено комплексом проблем, накопившихся в результате стратегических (например, можно выделить высокую реальную доходность на начальном этапе развития рассматриваемого рынка) и тактических ошибок денежных властей.

    К лету 1998 года на выплаты по ГКО/ОФЗ  уходило до 70% доходов бюджета. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. В результате из трех известных способов решения долговой проблемы – увеличение первичного профицита бюджета, эмиссии и дефолта правительство выбрало последнее. Девальвация рубля, с одной стороны, помогла еще в большей степени снизить объемы рублевых обязательств в долларовом выражении.

    1) ОГНЗ – облигации государственных  нерыночных займов по срокам  обращения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.

    2) ОГСЗ – облигации государственного  сберегательного займа. ОГСЗ создавались  для мобилизации средств населения. 

    3) ГСО – государственные сберегательные  облигации с индексированным  по уровню инфляции доходом.

    4) ГКО – государственные краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года, доходом по ГКО является дисконт, т. е. разница между ценой покупки и номиналом (ценой погашения).

    5) ОФЗ – представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги.

    В настоящее время для погашения государственного долга выпускают среднесрочные облигации (1-5 лет), но с предложением заключить договор, допускающий возможность погашения облигаций через 3-6 месяцев.

    Особенности государственного долга РФ способствуют появлению тенденций его преодоления.

2.3 Тенденции преодоления  государственного  долга в РФ

    До  недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности считались новые международные займы. Теперь такой возможности у нас нет и не будет в ближайшем будущем.

    Резервы платежеспособности России включают в  себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции и долги иностранных государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

    Но  если негативные тенденции в динамике выручки от экспорта сохранятся, а  валютные обязательства частного сектора  по-прежнему будут нарастать, то и  его использование будет сопряжено  с существенными трудностями  из-за острого дефицита валюты. Что же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Россия рискует попасть в такую ситуацию, когда долги невозможно отдать без новых займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.

    Важнейшим, но пока нереализованным резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не чисто российское явление, он существует повсеместно и может вызываться разными причинами.

    Характерная деталь - огромная часть нелегально вывезенных денег продолжает фактически участвовать в обслуживании оборота  товаров и услуг на территории России. Более того, в последнее время наметилась тенденция к возврату капиталов. Поскольку в России можно получить прибыль значительно большую, чем на Западе, многие из тех, кто в свое время нелегально вывез капиталы, хотели бы их вернуть и вложить в российскую экономику. Но им нужны гарантии, и прежде всего гарантии беспрепятственной репатриации в случае возникновения неблагоприятной политической ситуации. Проблема заключается в том, что сейчас не очень трудно легализовать эти деньги в России, нет финансовых структур, законодательных и организационных механизмов, облегчающих ввоз капиталов обратно. Эта парадоксальная ситуация порождает новый вид бизнеса, специализирующегося на создании схем по ввозу капиталов в Россию и гарантированию их безопасности.

    Задача  ставится двоякая - во-первых, перекрыть отток капитала, а во-вторых, перенаправить уже вывезенные средства обратно в Россию. Это не только восстановит доверие инвесторов и кредиторов, но и увеличит внутренние накопления, остро необходимые российской экономике. Теоретически есть два основных пути решения этой задачи. Первый путь - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

    Первый  путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных  импортных контрактов с авансовой  оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне.

    Второй  путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя:

  • сбалансированность бюджета;
  • улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы;
  • защиту прав кредиторов и инвесторов;
  • прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций;
  • заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы;
  • строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

    Рассмотрим  и другие резервы платежеспособности. Например, положительное сальдо торгового  баланса. Она включает в себя экспертную оценку "челночного" импорта, находящегося вне таможенного учета. А это ни много ни мало четверть всего товарного импорта. Кроме того, платежный баланс составляется по методу регистрации сделок на момент операции, а не на момент расчета, поэтому статистические объемы экспорта не соответствуют фактическому поступлению валютной выручки.

    К резервам платежеспособности можно  отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций, привлечение иностранных кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также использование золотовалютных резервов.

    Вывод - в настоящее время Россия может  продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних  долгов, а иными словами, без новых  займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.  
 

Заключение

    Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.

    Проблема  государственного  долга страны остается одной из наиболее важных стоящих перед государством проблем. Решение её несомненно займет не одно десятилетие. От успешного решения этой задачи зависит будущее экономики страны.

    Государственный долг способен оказывать как позитивное, так и негативное влияние на экономику. Ключевым моментом при этом является направление и эффективность использования привлечённых средств.

    Таким образом, основным фактором, определяющим объёмы заимствований на внутреннем рынке, являлась реализация государственной политики, направленной на замещение внешних заимствований внутренними заимствованиями, сегментацию рынка ценных бумаг, повышение ликвидности рынка. Таким образом, на 1января 2010 государственный долг РФ составил 37,6 млрд. долларов США.

    Разрешение  проблемы государственного долга является задачей стратегического  характера. Без ее решения практически невозможно обеспечить необходимые условия для краткосрочного экономического подъема и поддержания устойчивости всей социально-экономической системы страны.

    Цель  курсовой работы была достигнута путём реализации поставленных задач.  
 

Список  использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ №145-ФЗ от 31 июля 1998 г.
  1. Алехин Г.И. Государственный долг: Учеб. Пособие/ ЮНИТА – ДАНА, 2007. – 302с.
  1. Аршкова С. Н. Доклад об экономики России № 17. //  Представительство Всемирного банка в Российской Федерации. – 2008. - №6. – с. 5-51.
  2. Григорьева В.В. Финансы и кредит. // Дайджест – финансы. – 2008. - №2. – с.14-23.
  3. Дедяев В.В., Шаховская Л.С.  Двухуровневая структура управления внешним долгом Росси как инструмент внешнеэкономической деятельности. // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2006. - №5. – с.78-80.
  4. Егоров П.В. Инфляция и антиинфляционная политика в России. //Вопросы экономики– 2007. - №7. – с.65-69.

Информация о работе Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны