Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и его влияния на экономику страны.
В процессе реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность государственного долга;
2. Выявить причины государственного долга;
3. Определить последствия влияния государственного долга на экономику страны;
4. Рассмотреть особенности государственного долга РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа государственного долга и его влияния на развитие экономики 5
1.1 Сущность государственного долга. Виды государственного долга 5
1.2 Причины и последствия государственного долга 8
1.3 Влияние государственного долга на экономику страны 10
1. 4 Мировой опыт сокращения государственного долга страны 12
Глава 2. Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны 23
2.1 Динамика государственного долга РФ 23
2.2 Особенность государственного долга РФ 24
2.3 Тенденции преодоления государственного долга в РФ 27
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Никулина 2.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

    В-четвертых, государство переносит реальное экономическое бремя своего долга  на плечи будущих поколений, то есть оставить будущим поколения меньшие  по размерам основные производственные фонды.

    В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

    Кроме того, рост внешнего долга снижает  международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

    Все вышеперечисленные последствия государственного долга оказывают сильное влияние на экономику страны.

1.3 Влияние государственного  долга на экономику  страны

        Государственный долг является  составной частью экономической   системы, оказывая прямое и  косвенное  воздействие на  такие ее элементы, как государственный бюджет, денежно-кредитная и валютная системы, уровень инфляции. Поэтому возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики государства.

    Различные экономисты по-разному оценивают  влияние долга на экономическое развитие. Выделяются 2 подхода:

  1. традиционный;
  2. рикардианский.

    Согласно  традиционной точке зрения, государственные  займы – фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Сокращение сбережений приводит к росту ставки процента, что оказывает сдерживающее влияние на инвестиции, приводит к уменьшению уровня капиталовооруженности и снижению объема производства. Это сокращает размеры потребления и снижает уровень экономического благосостояния. Со временем, по мере изменения цен, в экономике восстанавливается естественный уровень производства, а рост совокупного спроса приводит к повышению уровня цен.  

    Модель  открытой экономики предполагает, что  результатом сокращения национальных сбережений является положительное  сальдо торгового баланса и бюджетный дефицит. И, хотя приток капитала из-за границы смягчает воздействие изменений бюджетно-налоговой политики на накопление капитала, при этом данное государство становятся должником других стран. Изменение бюджетно-налоговой политики также приводит к повышению курса национальной валюты, что делает зарубежные товары в данной стране дешевле, а местные товары за рубежом – дороже.

    Таким образом, в долгосрочном плане сокращение национальных сбережений приведет к  уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объем национального продукта снизится, а доля в нем внешнего долга возрастет. Конечные результаты воздействия внутренней задолженности на экономическое благосостояние страны предполагают, что жизнь современного поколения улучшится благодаря росту дохода и занятости, а бремя последствий нынешнего бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений.

    В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала. В современной теории поведения потребителей подчеркивается, что поскольку потребители в своих поступках учитывают интересы будущего, то потребление не может зависеть только от текущего дохода.

    Так, заботящийся о будущем потребитель  понимает, что наличие в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счет роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто

    перераспределяются  во времени. Общий принцип заключается в том, что сумма государственного долга равна сумме будущих налогов.

    Поэтому домашние хозяйства сберегают прирост  располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых  обязательств. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения – сумма личных и государственных сбережений – остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.

    Из  логики анализа равенства Рикардо  не следует, тем не менее, что любые  изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны. Если потребитель считает, что снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов, стимулирует потребление, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся.

    Чтобы избежать неблагоприятных последствий  влияния государственного долга на экономику необходимо его уменьшить. В разных странах государственный долг сокращают по-разному, поэтому нужно  проанализировать мировой опыт.

1. 4 Мировой опыт  сокращения государственного  долга страны

    Управление  государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий  государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта.3 Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

    Идеальный способ обслуживания и погашения  государственного долга - своевременный  возврат полученного кредита  и процентов по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство – заемщик, вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

    Механизм  регулирования государственного долга  в рыночных условиях объединяется понятием “реструктуризация”, т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

    В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация.

    Рефинансирование - это погашение старой задолженности  и процентов по ней за счет выпуска  нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

    Другой  способ - выкуп долга. В случаях, когда  государства-должники могут располагать  значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные  долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

    Секьюритизация  долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая  ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

    Приведенные методы управления государственным  долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся  к рыночным методам управления государственным  долгом и широко используются развитыми  странами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными методами управления, мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга.

    Четыре  основных схемы реструктуризации суверенного  долга:

  • обмен одних долговых обязательств на другие (схема "облигации-облигации");
  • обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции");
  • досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема "выкуп"), списание части долговых обязательств.

    1. Схема "облигации-облигации"

    Наиболее популярной схемой реструктуризации долгов в последнее десятилетие стал обмен "проблемных" долговых обязательств на новые. Самым распространенным способом проведения подобных сделок является так называемый "план Бреди" (по имени главы казначейства США, впервые выступившего с такой инициативой в 1989 г.). Основание же для реализации этой схемы в той или иной стране - согласование правительством этого государства программы экономических действий с МВФ.

    Впервые схема "облигации-облигации" была применена в 1989 г. в Мексике. Тогда кредиторам было предложено на выбор три варианта реструктуризации задолженности.

    Первый вариант предполагал обмен имеющихся у инвесторов долговых обязательств по номинальной стоимости на 30-летние облигации с одновременным списанием 35% от суммы задолженности.

    Второй  вариант предусматривал обмен долгов по их номинальной стоимости на 30-летние облигации с фиксированным полугодовым  купонным доходом - 6.25% годовых в  долларах США, 6.63% - во французских франках, 5.31% - в немецких марках, 10.75% - в итальянских лирах, 3.85% - в японских иенах.

    Третья возможность заключалась в том, что банки могли использовать до 125% замороженных средств - "замороженная" сумма плюс компенсация в 25% от нее - без учета долгов, подвергшихся реструктуризации по первому или второму сценарию, в качестве новых кредитных ресурсов по истечении четырехлетнего периода.

    Таким образом, в общих чертах "план Бреди" выглядит следующим образом. Правительство страны, намеревающейся реструктурировать свой национальный долг, достигает определенных договоренностей с МВФ и разрабатывает совместно с фондом программу структурной перестройки экономики, включающую в себя предоставление стране новых кредитных ресурсов. После того как эта программа начинает успешно претворяться в жизнь, инвесторам предлагается обменять имеющиеся у них кратко- и среднесрочные долговые обязательства на долгосрочные ценные бумаги, номинированные обычно в валюте одного из государств "большой семерки". При этом происходит частичное списание долга (от 20 до 50%). Следует отметить, что мировое сообщество располагает достаточно мощными рычагами давления на инвесторов, сомневающихся в целесообразности подобной сделки. Так, например, в США имелись прецеденты, когда убытки, понесенные американскими компаниями от финансовых операций в странах, реализующих "план Бреди", не уменьшали налогооблагаемую базу, если данная компания не соглашалась на реструктуризацию.

Информация о работе Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны