Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и его влияния на экономику страны.
В процессе реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность государственного долга;
2. Выявить причины государственного долга;
3. Определить последствия влияния государственного долга на экономику страны;
4. Рассмотреть особенности государственного долга РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа государственного долга и его влияния на развитие экономики 5
1.1 Сущность государственного долга. Виды государственного долга 5
1.2 Причины и последствия государственного долга 8
1.3 Влияние государственного долга на экономику страны 10
1. 4 Мировой опыт сокращения государственного долга страны 12
Глава 2. Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны 23
2.1 Динамика государственного долга РФ 23
2.2 Особенность государственного долга РФ 24
2.3 Тенденции преодоления государственного долга в РФ 27
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Никулина 2.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕТСИТЕТ» 

Факультет экономики и управления

Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Государственный долг и его влияние  на развитие экономики  страны 

Научный руководитель:

ассистент

________М.В. Порваткина 

Автор работы:

Студентка группы 791

_________Никулина С.П. 
 
 
 

Томск 2011 

Оглавление 
 
 
 
 

Введение

    Посредством государственных заимствований  органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для  финансирования общегосударственных  потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств, золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

    Бюджетная, долговая и валютная политика государства  неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

    Таким образом актуальность данной работы состоит в том, что  величина государственного долга является важным показателем  экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

    Цель  данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга и  его влияния на экономику страны.

    В процессе реализации данной цели были решены следующие задачи:

    1.    Рассмотреть сущность государственного долга;

    2.    Выявить причины государственного долга;

    3. Определить последствия влияния государственного долга на экономику страны;

    4.    Рассмотреть особенности государственного долга РФ.

    Объект  – государственный долг.

    Предмет – влияние государственного долга на экономику страны. 

    Данная  курсовая работа состоит из двух глав.

    В первой главе курсовой работы были рассмотрены сущность, виды, причины  государственного долга и его  влияние на экономику страны.

    Во  второй главе были рассмотрены динамика, особенности и тенденции преодоления государственного долга РФ.

    Для того чтобы изучить и обработать материалы, были применены различные  методы исследований: анализ, сопоставление, обобщение.

    Для написания данной курсовой работы использовались труды различных авторов, юридические документы, статьи из периодических изданий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы анализа государственного долга и его влияния на развитие экономики

1.1 Сущность государственного  долга. Виды государственного  долга

    Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости.1

    Особое  значение имеет стратегия в области  использования в качестве источника  финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов. Это приводит к росту государственного долга  и увеличению затрат на его обслуживание. Если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом.

    Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам 1. Также государственный долг ещё называют государственным кредитом.

      Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений 2.

    Государственный кредит как экономическая категория  является важнейшим существенным элементом  финансов и проявлением системы  финансовых отношений.

    Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

    Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном  уровне не имеет конкретного целевого характера.

    Сама  природа существования государства  характеризуется целым рядом  объективных противоречий. Среди  них - противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита - один из вариантов разрешения данного противоречия.

    Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах.

    Государственный кредит функционирует на принципах  возвратности, срочности и платности  (в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов) предоставляемых взаймы средств, ему присущи все свойства кредита. Однако имеются и отличия. Его, например, нельзя смешивать с банковским кредитом, при котором ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, заемщиками могут выступать и частные лица.

    Существуют 2 вида государственного долга:

    В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

    Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

    Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для  получения которой необходимо сокращать  импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

    Внутренний государственный долг — внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

    Исходя  из вышеперечисленного стало ясно, что государственный долг возникает по разным причинам и несёт за собой определённые последствия.

1.2 Причины и последствия  государственного  долга

    Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так, как, во-первых, государственный заем - важный источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

    Существуют  различные причины возникновения  внутреннего и внешнего государственного долга.

    К причинами внешнего государственного долга обычно относят трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск новых денег и дефицитное финансирование.

      Рассмотрим к чему приводят эти три варианта:

  • Рост налогообложения - к подрыву трудовых стимулов;
  • Выпуск новых денег - к инфляции, разрушению или быстрому росту производства;
  • Дефицитное финансирование - к росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов.

    Другой  источник государственного долга - это  спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может  увеличиваться, налоговые поступления  автоматически сокращаются и  приводят к бюджетным дефицитам.

    К причинам внутреннего государственного долга относятся:

  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

        Рост  государственного долга  и расходов на его обслуживание  влечет за собой  следующие  негативные экономические  последствия:

    Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной  части населения.

    Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего  долга или его уменьшения) может  подорвать действие экономических  стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе и подорвать экономический рост.

    В-третьих, выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального  продукта за рубеж.

Информация о работе Государственный долг РФ и его влияние на экономику страны