Государственный долг и его социально0 экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Цель в том чтобы понять сущность государственного долга и его последствия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1Причины возникновения государственного долга и его виды………….4

2 Последствия государственного долга и методы управления им……….8

3Влияние государственного долга на развитие экономики современной России…………………………………………………………………………….15

Практикум………………………………………………………………......22

Заключение………………………………………………………………….23

Список используемой литературы………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

контпро.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

   Большой государственный долг ведет к «вымыванию капитала» из частного сектора, что ведет к замедлению экономического роста, следовательно, к снижению благосостояния в будущем. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.

   Следует учитывать, что рост государственного долга может также порождать  тенденции, косвенно противодействующие вымыванию капитала. Так, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки, а, следовательно, стимулировать сбережения. Поэтому можно говорить лишь о частичном вымывании частного капитала государственным долгом.

   Итак, воздействие большого государственного долга на состояние экономики  в долговом периоде характеризуют следующие результаты:

  • происходит вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска.
  • усиление налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к труду.
  • возникающая необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из стран, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.

   Каждое  из указанных последствий затрудняет реализацию основной макроэкономической цели - обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста. Вместе с  тем, учитывая все указанные отрицательные последствия, при оценке масштабов государственного долга и степени его воздействия на национальную экономику следует основываться не на абсолютной величине долга, а на соотношении последней с величиной ВВП. Удобен в этом отношении коэффициент «государственный долг - ВВП». Так, когда к 1990 г. США превратилась из страны-кредитора в страну-должника, их внешний долг составил 500 млрд. долл. В абсолютном выражении эта сумма огромна, но в сравнении с годовым выпуском страны, составляющим 6500 млрд долл., она не столь уж значительна.

   Управление  государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования  средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты  долга, а также нейтрализации  его негативного воздействия  на экономику страны.

   Величина  государственного долга не должна превышать  размеры ВВП более чем в  два раза, в противном случае слишком  большие ресурсы будут направляться на его обслуживание, что негативно  скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит, эти средства используются эффективно. Минимальным критерием эффективности использования заемных средств является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

   Если  доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство может:

  • отказаться от долга полностью или частично;
  • использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;
  • пролонгировать долг;
  • прибегнуть к конверсии долга;
  • продать безнадежные долги.

   Каждая  из указанных мер имеет определенные последствия. В случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента. При реструктуризации долг переводится в ранг долгосрочных, процентные выплаты при этом не возрастают, ввиду чего данная мера считается предпочтительнее предыдущей. Конверсия государственного дога предполагает его перевод в долгосрочные иностранные инвестиции при покупке в счет долга странами-кредиторами отечественной недвижимости, акций отечественных предприятий и т.д.

   Безнадежные долги возникают вследствие того, что ранее стана предоставила кредиты другим странам, которые  в настоящее время не могут  по ним рассчитаться. Хотя безнадежные  долги продаются данной страной  по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга.

   Динамика  государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга  сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

   Большой государственный долг, порожденный  крупным бюджетными дефицитами, может  негативно повлиять на состояние национальной экономики, поэтому в настоящее время в большинстве развитых стран правительства отказались от рекомендованного кейнсианской теорией дефицитного финансирования экономики и проводят бюджетную политику, основанную на рекомендациях неоклассической теории. Согласно данному подходу сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджета, масштабы перераспределения национального дохода через бюджет уменьшаются. В отличие от кейнсианской концепции, делающей упор на стимулирование инвестиций посредством увеличения государственных расходов. Теория предложения предполагает повышение инвестиционной активности прежде всего благодаря увеличению сбережений, которое необходимо стимулировать, в частности, путем снижения степени прогрессивности налогообложения либо посредством замены прогрессивного налогообложения пропорциональным.[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Практикум: 

   Правительство для реализации  инвестиционного  проекта получило от транснационального банка  заем в размере 300 млн.долл. по годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн.долл.

  1. Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?
  2. Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства?
  3. Через сколько лет, возможно, будет полностью погасить долг?

   Решение: 

  1. Сумма долга  правительства возрастет при  этих условиях на 300 млн.долл.
  2. Для того чтобы ответить на вопрос об увеличении налогов на граждан данной страны, необходимо сопоставить сумму процентных выплат по долгу и сумму ежегодного прироста ВВП, из которой обслуживается долг. Сумму ежегодных процентных выплат по долгу составляет 5% от его суммы, т.е. (300*5)/100=15 млн. долл., а ежегодный прирост ВВП составляет 30 млн. долл. Поэтому налоги на граждан данной страны не увеличатся.
  3. Ежегодно страна получает чистый прирост ВВП в размере 30-15=15 (млн.долл.), а общая сумма долга, которая должна быть погашена за счет этих средств, составляет 300 млн.долл. Следовательно, примерно через  300/15=20 лет страна может полностью погасить этот долг.
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Можно сделать вывод то, что причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д.

    В настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.

    Значительные  размеры государственного долга  оказывают существенное влияние на экономику страны и влекут за собой негативные последствия: перевод определенной части реального продукта за рубеж, снижение международного авторитета страны и т.д.

    Государственный долг ведёт не только к экономическим  последствиям, но и к негативным социальным. Например, к усилению дифференциации (соотношение в доходах различных групп населения) населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы 

  1. Современный финансово-кредитный словарь / Под ред. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.80
  2. Экономическая теория. Учебник / Под ред. С.С.Носова Москва 2005г
  3. Экономика С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи 1995
  4. Экономика Общий курс (Учебник) Войтов 2003
  5. Экономическая теория - МУ - Разнодёжина – 2005
  6. Экономическая теория_под ред Итуэлла Милгейта Ньюмена_2004
  7. Экономика Липсиц И.ВУчебник для не экономистов 2006
  8. Экономика под ред Булатова А.С Учебник 2002 3-е изд
  9. Экономика С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи 1995
  10. Лекционные материалы по экономике - Бондин - 2004

Информация о работе Государственный долг и его социально0 экономические последствия