Государственный долг и его социально0 экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Цель в том чтобы понять сущность государственного долга и его последствия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1Причины возникновения государственного долга и его виды………….4

2 Последствия государственного долга и методы управления им……….8

3Влияние государственного долга на развитие экономики современной России…………………………………………………………………………….15

Практикум………………………………………………………………......22

Заключение………………………………………………………………….23

Список используемой литературы………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

контпро.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

    В-третьих, сокращение чистого экспорта оказывает  сдерживающее воздействие на экономику. Заметим, что вышеизложенные соображения подкрепляют наш ранее сделанный вывод в том, что стимулирующая фискальная политика может быть для экономики намного менее стимулирующей, чем предполагает простая кейнсианская модель. Итак, стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за счет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом. [2;c.302]

    Процентные  выплаты по государственному долгу  требуют соответствующих бюджетных  расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие - рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

    Выполнение  Банков России и другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции агента.

    При недостатке налоговых и не налоговых  средств для формирования доходов  бюджета государство использует свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов путем  заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.

    Чем хуже обстоит дело с государственным  бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований, увеличивается объем государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

    Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства  на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя.[3]

    Способы управления государственным  долгом

    Управление  государственным долгом это ряд  финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается  установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом.

    Помимо  всего этого под управлением государственным долгом понимается проведение конверсий и консолидации займа.[7]

    Управление  осуществляется Правительством Российской Федерации, в пределах полномочий, устанавливаемых  Федеральным Собранием РФ.

    Основными целями управления государственным долгом являются:

  • сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне;
  • сохранение стоимости обслуживания государственного долга;
  • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

    Выплата доходов по займам и их погашение  обычно производятся за счет бюджетных  средств. Однако в условиях значительного  роста государственной задолженности  и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.[3]

    Управление  государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

    Методы  управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

    Административные  методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

    Финансовые  методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения  государственного долга с помощью  анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

    Наиболее  оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено  внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.[10] 
 

 

     3Влияние государственного долга на развитие экономики современной России.

    Многие  страны мира испытывают недостаток собственных  финансовых ресурсов для осуществления  внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведение социально- экономической политики и выполнение обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. И Россия не исключение.

    В настоящее время внешняя задолженность  оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

  • усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
  • происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации;
  • ослабляет мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о современном погашении долга в полном объёме;
  • сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается социальная напряженность;
  • дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;
  • происходит ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.

    Совокупность  этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую  систему страны в начале нового тысячелетия  как долговую. Это означает, что  принятие большинства экономических  решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

    Представляется  целесообразным рассмотреть основные направления и некоторые конкретные меры сбалансированной политики по обслуживанию внешнего долга. В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

  1. Поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.
  2. Контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.
  3. Минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.
  4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.
  5. Обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.
  6. Обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

    Однако  кризисность российской ситуации даёт основания полагать, что даже самая сбалансированная политика, основанная на традиционных моделях управления внешним долгом, недостаточна для решения этой проблемы. Для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

  • отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;
  • разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
  • создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;
  • согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.

    Основополагающее  влияние на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего долга  оказывает, как известно, доверие  к властям. Если такое доверие  есть, гораздо шире выбор возможных  долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика "цена ошибки". В России эта цена непомерно высока. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.[6]

   Анализ  влияния бюджетного дефицита на экономику  в коротком периоде позволяет  перейти к рассмотрению долга. Для этого следует выделить последствия, вытекающие из внутреннего и внешнего долгов. Внутренний долг представляет собой задолженность страны перед своими гражданами. Внешний долг - это задолженность перед иностранцами.

   Большая внешняя задолженность может привести национальную экономику к серьезному экономическому кризису. Страна, имеющая большой внешний долг, вынуждена больше экспортировать, чем импонировать, для того чтобы выплачивать проценты по долгу и часть долга по своим обязательствам.

Информация о работе Государственный долг и его социально0 экономические последствия