Государственный долг и его социально0 экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Цель в том чтобы понять сущность государственного долга и его последствия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1Причины возникновения государственного долга и его виды………….4

2 Последствия государственного долга и методы управления им……….8

3Влияние государственного долга на развитие экономики современной России…………………………………………………………………………….15

Практикум………………………………………………………………......22

Заключение………………………………………………………………….23

Список используемой литературы………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

контпро.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..3

    1Причины возникновения государственного долга и его виды………….4

    2 Последствия государственного долга  и методы управления им……….8

    3Влияние  государственного долга на развитие  экономики современной России…………………………………………………………………………….15

    Практикум………………………………………………………………......22

    Заключение………………………………………………………………….23

    Список используемой литературы………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Я считаю важным рассмотреть проблему государственного долга. Так как это затрагивает  отношения между другими странами.

    Цель  в том чтобы  понять сущность государственного долга и его последствия.

   Поставленная  цель достигается путем решением следующих задач:

    1. рассмотрим причины возникновения государственного долга и его виды.
    2. выявим последствия государственного долга.
    3. определим влияния государственного долга на развитие экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Причины возникновения государственного долга и его виды 

    Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.[4]

    Причины возникновения государственного долга

    Причины возникновения государственного долга  обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом объемов ВПК, ростом оборота в теневой экономике, а также потерь, хищений и т. д.[5]

    Государственный долг возникает в результате роста  военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов (как подоходных, так и с прибыли предприятий). Федеральный бюджет является, прежде всего, инструментом для достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. [2]

    Государственный долг вызван использованием государственных  займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для  расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. Наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

    В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление  государственного долга связано  исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны. [9]

    Виды  государственного долга

    Государственный долг подразделяется на: внутренний и внешний.

    Внутренний  долг государственный – образуется в связи с привлечением средств  предприятий и населения для  выполнения государственных программ и заказов. В РФ включает долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

    Долговые  обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации; облигации государственного сберегательного займа; облигации внутреннего государственного валютного займа; казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” обесцененные после 1991 г. вклады граждан признаны внутренним долгом государства. По данным ЦБ РФ, Г.в.д. РФ на 1 октября 2000 г. составил 561,3 млрд руб. (без долга Сбербанка России).

    Внешний долг государственный – заимствования, привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций), по которым возникают государственные финансовые обязательства. В РФ право на осуществление внешних государственных заимствований находится в компетенции Правительства РФ, которое осуществляет эти заимствования на основе международных договоров и гражданско-правовых соглашений. Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете. При этом согласно Федеральному закону “О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям” в предельном размере внешних заимствований не учитываются внешние займы РФ у стран — участников СНГ.

    Государственный внешний долг — нормальное явление  финансово-кредитного характера, показывающее размер и адрес занятых средств, время их погашения и размеры процентов по ним. Для здоровой экономики наличие долга не составляет проблемы, и все государства мира берут средства взаймы друг у друга или у международных финансовых организаций (Мировой банк, МБРР, ЕБРР, МВФ и др.). Однако трудности в экономике стран не позволяют им в установленные сроки и в согласованных объемах возвращать долги с выплатой по ним процентов. По этим причинам образуется просроченная задолженность, и сумма платежей по займам нарастает, влияя на увеличение расходов бюджета, на ее обслуживание. У РФ по ряду причин (долги СССР и др.) высокое бремя Г.в.д. К 1998 г. погашение Государственный внешний долг и выплата процентов по внешним займам составляли примерно 10% расходов федерального бюджета. Г.в.д. РФ достигает примерно 130 млрд долл. США, т.е. больше, чем в любой другой стране. С целью реализации ряда мер по его снижению необходимо в первую очередь построение федерального бюджета с понижающимся и исчезающим дефицитом. В конце 1990-х гг. главная часть внешней задолженности РФ образовывалась на основе привлечения иностранных займов для покрытия почти половины, суммы дефицита федерального бюджета.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Последствия государственного долга и методы управления им.

    По  сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства. Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

  • погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
  • для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.
  • переложение налогового бремени на будущие поколения.
  • действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны. [9]

    Уровень государственного долга требует  осуществления ежегодных процентных платежей. Если не использовать прирост  размеров долга, эти ежегодные выплаты  процентов должны производиться  из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к инвестициям, к работе. Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. Отношение процентных платежей к размеру ВНП показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу. Поэтому некоторые экономисты обеспокоены тем фактом, что этот показатель резко увеличивается в последние годы.

    Очевидно, что выплата процентов и суммы  долга требует передачи части национального реального выпуска продукции в распоряжение других стран. Следует отметить, что доля государственного долга, приходящаяся на иностранных кредиторов, увеличивается в последние годы во всех странах. Это повод для серьезного беспокойства, особенно для России.

    Может ли государство перенести реальное экономическое бремя своего долга  на плечи будущих поколений или  оставить будущим поколениям меньшие  по размерам основные производственные фонды — так, скажем, меньшую «национальную  фабрику»? Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет, ниже, чем в других случаях.

    В основе растущих опасений по поводу дефицитов  и государственного долга лежат  несколько обстоятельств:

  • остается открытым вопрос о размерах долга;
  • процентные платежи, связанные с государственным долгом, растут очень быстро;
  • вызывает беспокойство то, что ежегодные дефициты сформировались в условиях мирной экономики, которая функционирует весьма близко к уровню полной занятости.

    Крупные дефициты, существующие в период полной занятости, ставят несколько вопросов:

    1. наиболее значительная вероятность «вытеснения» возникает, когда экономика функционирует при полной занятости;
    2. стимулирующий эффект таких дефицитов может вызвать инфляцию избыточного спроса;
    3. крупный бюджетный дефицит делает затруднительным для страны достижение баланса в международной торговле. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства.

    При финансировании своих дефицитов  правительство должно выходить на рынок  капиталов и вступать в конкуренцию  с частным сектором за получение  средств. Это подталкивает процентные ставки вверх.

    Рост  ставок процента, в свою очередь, также имеет два важных последствия.

    Во-первых, он не способствует частным инвестиционным расходам.

    По  общему мнению, дефициты сталкивают экономику  на путь замедленного роста в долгосрочном плане.

    Во-вторых, более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев. Приток иностранных средств может способствовать финансированию и дефицита, и частных капиталовложений. Но такой приток средств представляет собой прирост внешнего долга. А выплата процентов и погашение долгов иностранцам вызывает сокращение будущего национального производства.

Информация о работе Государственный долг и его социально0 экономические последствия