Государственный долг и его социально экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного долга приобрела актуальность во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику. Она актуальна и по сей день.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы.

Содержание

Содержание:
1. Введение 2
2. Причины возникновения государственного долга и его виды 3
3. Последствия государственного долга и методы управления им 7
4. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России 13
5. Практикум 23
6. Заключение 24
7. Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.90 Кб (Скачать)
  2010 2011 2012 2010-2012
привлечение 17,8 20,7 20,0 58,5
погашение 1,4 3,1 1,3 5,8
«чистое»  привлечение 16,4 17,6 18,7 52,7
 

    В области сотрудничества с международными финансовыми организациями основными  принципами бюджетной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов являются:

    1) ускоренная реализация большинства  действующих проектов, реализуемых  в рамках соглашений о займах. В 2010-2012 годах привлечение средств  по кредитам (займам) международных  финансовых организаций планируется  в объеме 334,7 млн. долларов США, 181,3 млн. долларов США, 84,8 млн. долларов  США соответственно;

    2) расширение практики предоставления  гарантий Российской Федерации  по проектам, реализуемым с участием  международных финансовых организаций;

    3) внедрение практики совместной  с международными финансовыми  организациями реализации проектов  на основе консультационно-аналитического  и экспертного содействия международных  финансовых организаций без осуществления  государственных заимствований  Российской Федерации в дополнение  к существующей форме реализации  проектов на основе заимствований.

    В результате проводимой долговой политики государственный долг Российской Федерации  по состоянию на 1 января 2011 года  составит 5689,3 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - 7340,2 млрд. рублей и на 1 января 2013 года - 8564,1 млрд. рублей.

    Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации составит 16,41% ВВП на конец 2012 года. При этом к концу 2012 года доля внутреннего  долга в совокупном объеме госдолга составит 53,2 % при соответствующем снижении доли внешнего долга.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Оценка внешнего долга Российской Федерации по состоянию  на 1 июля 2010 года 
    (млн. долл. США)5
  1 января 2009 г. 1 апреля 2009 г. 1 июля 2009 г. 1 октября 2009 г. 1 января 2010 г. 1 апреля 2010 г. 1 июля 2010 г. 
(оценка)
Всего 480 541 447 531 468 275 477 757 471 591 469 940 464 398
Органы  государственного управления 29 478 27 376 30 044 31 182 31 309 31 320 35 596
Федеральные органы управления 28 166 26 170 28 527 29 494 29 475 28 882 33 349
Новый российский долг 23 615 21 736 24 095 25 044 26 286 25 732 30 272
кредиты международных финансовых организаций 4 494 4 256 4 114 3 927 3 788 3 575 3 113
МБРР 3 842 3 621 3 499 3 330 3 210 3 009 2 567
прочие 652 634 614 598 578 566 546
прочие  кредиты 1 381 1 210 1 133 1 107 1 000 901 839
ценные  бумаги в иностранной валюте 17 253 15 857 18 410 19 438 20 348 19 876 25 011
еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также  выпущенные при реструктуризации ГКО 1 738 1 413 1 720 1 774 1 786 1 689 6 824
еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед  Лондонским клубом кредиторов 15 109 14 040 16 286 17 261 18 135 17 760 17 760
ОВГВЗ - VII транш 406 404 404 404 427 427 427
ценные  бумаги в российских рублях (ОФЗ) 146 77 115 245 811 1 050 1 000
прочая  задолженность 341 336 324 326 340 330 309
Долг  бывшего СССР 4 550 4 434 4 432 4 451 3 189 3 149 3 077
кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов 19 19 18 16 11 9 9
задолженность перед бывшими социалистическими  странами 1 427 1 352 1 368 1 391 1 316 1 280 1 251
задолженность перед прочими официальными кредиторами 1 909 1 896 1 861 1 852 1 810 1 809 1 766
ОВГВЗ - III, IV, V транши 2 2 1 1 1 1 1
прочая  задолженность 1 194 1 165 1 184 1 191 50 50 50
Субъекты  Российской Федерации 1 312 1 206 1 516 1 688 1 834 2 439 2 247
кредиты 1 102 1 032 1 094 1 142 1 120 1 056 956
ценные  бумаги в российских рублях 211 174 423 546 714 1 383 1 291
Органы  денежно-кредитного регулирования 2 761 2 480 3 937 12 221 14 630 12 226 12 133
кредиты 0 0 864 0 2 370 0 0
наличная  национальная валюта и депозиты 2 761 2 480 3 073 3 235 3 365 3 612 3 741
прочая  задолженность (распределение СДР)       8 986 8 895 8 615 8 392
Банки 166 280 146 413 141 661 135 851 127 212 129 028 122 801
Прочие  секторы 282 022 271 262 292 633 298 503 298 441 297 366 293 869
долговые  обязательства перед прямыми  инвесторами и предприятиями  прямого инвестирования 30 864 31 670 41 458 44 861 45 442 46 175 48 793
кредиты 236 077 225 584 233 709 233 266 232 542 227 328 222 049
долговые  ценные бумаги 8 318 7 576 9 089 12 481 13 595 16 781 14 529
задолженность по финансовому лизингу 2 803 2 886 2 858 2 803 2 816 2 738 2 752
прочая  задолженность 3 960 3 547 5 519 5 093 4 046 4 345 5 745
 
 
 
 

5. Практикум.

Правительство для реализации инвестиционного

проекта получило от транснационального банка  заем в размере

300 млн. долл. по годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно

увеличивать ВВП на 30 млн. долл.

Ответить  на вопросы:

1) возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства;

2) увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства; почему;

3) через сколько лет возможно будет полностью погасить долг. 

     Решение.

  1. 300 млн. долл. – 100 %; Х-5 %, отсюда Х=15 млн. долл.

15 млн. долл. – ежегодный платеж                              30 млн. долл. – годовой объем  ВВП

      Из  всего этого следует, что в  данных условиях сумма долга правительства  не возрастет, так как сумма ежегодных  платежей по долгу не будет превышать годового объема ВВП и это позволит уменьшать сумму долга правительства.

      2) В связи с новыми долговыми  обязательствами правительства  налоги на граждан данной страны  не увеличатся, т.к. ужесточение  налоговой политики используется  правительством в периоды увеличения  задолженности (государство может  использовать налоговую политику  в целях нейтрализации нежелательных  явлений государственного долга:  ее ужесточение в период увеличения  задолженности и смягчение в  период погашения долговых обязательств), чего не происходит в данных  условиях.

     3) Полностью погасить долг можно  будет через 20 лет.

     300 млн. долл. - общая сумма долга.

     15 млн. долл. - ежегодный платеж.

     300 млн. долл./15 млн. долл. = > 20 лет  - срок полного погашения долга.

6. Заключение.

     Написав курсовую работу по  теме «Государственный долг и  его социально-экономические последствия», я в первую очередь привела  понятие государственного долга,  выяснила причины его появления,  его виды, последствия и, конечно же способы его регулирования. А также третьим вопросом я рассмотрела проблему долга России в настоящее время.

     Итак, подведем основные итоги.  Я выяснила, что государственный  долг-это общая сумма задолженности  государства по непогашенным  займам и не выплаченным по  ним процентам. Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. 
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий, внешний и внутренний. Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Существуют различные формы управления государственным долгом.

    Решение проблемы погашения государственного долга является наиболее важной стороной политики многих развитых государств, в том числе и России. В ближайшие годы принципиальными задачами политики государства являются:

    - совершенствование налоговой системы,  поскольку доходы бюджета в   настоящее время являются основным  источником покрытия государственного  долга;

    - сокращение не эффективных бюджетных  расходов и увеличение социальных  расходов, важных в аспекте стимулирования  экономического роста (на науку,  образование, медицину);

    - ограничение наращивания нового  долга;

    - создать эффективную систему  управления государственным долгом.

7. Список использованной литературы.

  1. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 2008.
  2. Макроэкономика: Учебник. / Под общей ред. д.э.н., проф.  А.В.Сидировича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007.– («Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова»).
  3. Государственный долг: Учебное пособие/ Б.И. Алехин. – М: ЮНИТИ, 2007.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт – М, 2006.
  5. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2009.
  6. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
  7. Озеров И. X. Основы финансовой пауки: Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Государственный кредит. - М.: ООО «ЮрИмфоР - Пресс». 2008.
  8. Экономическая теория. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов II курса всех специальностей. – М: ВЗФЭИ, 2009
  9. Российская газета // Долговая игра. -  2007. - № 4493.
  10. Российская газета // Затяжное дно. – 2009. - № 5023.
  11. http://www.cbr.ru/ - Центральный Банк Российской Федерации
  12. http://www.vopreco.ru/ - Вопросы экономики
  13. http://www.eg-online.ru/ - Экономика и жизнь
  14. http://www1.minfin.ru/ru/ - официальный сайт Министерства финансов.
  15. http://www.cbr.ru/ - официальный сервер Центрального Банка России.

Информация о работе Государственный долг и его социально экономические последствия