Государственный долг и его социально экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного долга приобрела актуальность во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику. Она актуальна и по сей день.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы.

Содержание

Содержание:
1. Введение 2
2. Причины возникновения государственного долга и его виды 3
3. Последствия государственного долга и методы управления им 7
4. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России 13
5. Практикум 23
6. Заключение 24
7. Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.90 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение 2

2. Причины возникновения государственного долга и его виды 3

3. Последствия государственного долга и методы управления им 7

4. Влияние государственного долга  на развитие экономики современной России 13

5. Практикум 23

6. Заключение 24

7. Список использованной литературы 25 
 

 

1. Введение.

     Проблема  государственного долга приобрела  актуальность во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные  аккумулировать в бюджете достаточные  финансовые ресурсы для выполнения  своих функций и начали применять долговую политику. Она актуальна и по сей день.

     Задолженность правительственных органов накапливается  и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. Высокий государственный долг характерен на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение   бюджетных   дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

      Общее понятие государственного долга  Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Основываясь  на него, я постараюсь рассмотреть  проблему погашения государственного долга, его виды, последствия и  методы управления.

2. Причины возникновения государственного долга и его виды.

Государственный долг – это сумма, накопленных  в стране за определенный период бюджетных  дефицитов за вычетом, имевшихся  за это время положительных сальдо бюджета (профицитов).

      Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно следить за  изменением государственного долга по отношению к изменению ВВП.

      Причины возникновения государственного долга  обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются:

      а) спадом производства;

      б) ростом предельных производственных издержек;

      в) неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц;

      г) ростом объемов ВПК;

      д) ростом оборота в теневой экономике;

      е) усилением влияния политического бизнес цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;

      ж) повышение долгосрочной напряженности  в бюджетно-налоговой сфере в  результате:

      - увеличения государственных расходов  на социальное обеспечение и  здравоохранение (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля пожилого населения);

      - увеличения государственных расходов  на образование и создание  новых рабочих мест (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля молодого населения).

    Государственный долг растет в разных странах разными  темпами. Превышение государственного долга над ВНП более чем  в 2,5 раза считается опасным для  стабильности экономики, особенно для  устойчивого денежного обращения.

    Различают следующие виды государственного долга: внутренний и внешний. Критерием  разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных  субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего  долга. Для государства на федеральном  и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов – только одного вида – внутреннего долга.

    Внутренний  государственный долг – задолженность  государства гражданам, фирмам, банкам и иным держателям правительственных  ценных бумаг.

    Облигации – наиболее распространенный вид  ценных бумаг. Облигация представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного  срока получить обратную сумму с  процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов  местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать  владельцу облигации в течение  определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока  выплаты –  погасить свой долг перед  владельцем облигации. В любом случае облигация   представляет собой  долг, а ее держатель является кредитором. По российскому законодательству облигация  – ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение  от эмитента облигации в предусмотренный  срок ее номинальной стоимости и  зафиксированного в ней процента от этой стоимости. Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного долга страны.

    По  способу размещения государственные  займы делятся на группы:

    1)   свободно обращающиеся облигации, размещающиеся по подписке.

    2) облигации, свободно размещающиеся  на рынке ссудного капитала (обычно  через систему коммерческих банков).

    К ценным бумагам, используемым для мобилизации  денежных ресурсов, относятся кроме облигации также и иные ценные бумаги, которые предусмотрены Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

    В последние годы на рынке ценных бумаг  основная роль отводится государственным  облигациям, эмитентом которых выступает  правительственный орган – Министерство финансов РФ. Наиболее распространенными  среди государственных облигаций  являются государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО) и  облигации  государственного сберегательного  займа РФ.

    Внешний долг – государственный долг иностранным  гражданам, фирмам и учреждениям (например, банкам). Внешний долг является  предметом  особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть  поступлений от внешнеэкономической  деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют  под более высокие проценты с  требованием залогов, особых поручительств. В некоторых развивающихся и  среднеразвитых странах ежегодные  обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

    Любое государство стремится к тому, чтобы основным кредитором было население  своей страны и чтобы как можно  меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Иностранные кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства.  Наиболее известны Парижский, Лондонский и Токийский клубы.

    При обращении к внешнему долгу происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и  выплачивать по нему проценты.

    Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Государства стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечения новых заемных средств.

 

3. Последствия государственного  долга и методы  управления им.

    Большинство стран мира прибегают  к внешним источникам финансирования. Подавляющее число их имеет  дефицитные бюджеты и испытывает  недостаток собственных ресурсов  для осуществления внутренних  вложений, проведения социально-экономических  преобразований, выполнения долговых  обязательств по внешним заимствованиям. Вместе с тем бюджетный дефицит  может также отражать кризисные  явления в экономике – неэффективность  экономической инфраструктуры, финансово-кредитных  связей, денежно-кредитной, банковской  и бюджетно-налоговой политики. Также  дефицит может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики. Но, тем  не менее, от чего бы, ни зависел государственный долг, он всегда существенно влияет на экономику страны.

    Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, что повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

    Управление  государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

    К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся:

    - установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга;

    - границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств;

    -источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг;

    -предельный размер внешних заимствований;

    -расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга;

    -верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

    В связи с этим также следует  учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства. Состав, порядок и сроки представления информации установлены Правительством РФ. В государственную долговую книгу субъекта Федерации вносятся сведения об объеме его долговых обязательств (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, содержание которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Федерации. В государственную муниципальную долговую книгу включаются сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств и их исполнении полностью или частично, а также другая информация, устанавливаемая представительным органом местного самоуправления.

Информация о работе Государственный долг и его социально экономические последствия