Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа
Проблема государственного долга приобрела актуальность во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику. Она актуальна и по сей день.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы.
Содержание:
1. Введение 2
2. Причины возникновения государственного долга и его виды 3
3. Последствия государственного долга и методы управления им 7
4. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России 13
5. Практикум 23
6. Заключение 24
7. Список использованной литературы 25
Содержание:
1. Введение 2
2. Причины возникновения государственного долга и его виды 3
3. Последствия государственного долга и методы управления им 7
4.
Влияние государственного
5. Практикум 23
6. Заключение 24
7.
Список использованной литературы 25
1. Введение.
Проблема государственного долга приобрела актуальность во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику. Она актуальна и по сей день.
Задолженность
правительственных органов
Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Основываясь на него, я постараюсь рассмотреть проблему погашения государственного долга, его виды, последствия и методы управления.
2. Причины возникновения государственного долга и его виды.
Государственный долг – это сумма, накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом, имевшихся за это время положительных сальдо бюджета (профицитов).
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно следить за изменением государственного долга по отношению к изменению ВВП.
Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются:
а) спадом производства;
б) ростом предельных производственных издержек;
в) неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц;
г) ростом объемов ВПК;
д) ростом оборота в теневой экономике;
е) усилением влияния политического бизнес цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;
ж) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:
-
увеличения государственных
-
увеличения государственных
Государственный
долг растет в разных странах разными
темпами. Превышение государственного
долга над ВНП более чем
в 2,5 раза считается опасным для
стабильности экономики, особенно для
устойчивого денежного
Различают
следующие виды государственного долга:
внутренний и внешний. Критерием
разграничения долговых обязательств
на внутренние и внешние вступает
валюта займа. Если деньги берутся взаймы
у российских или иностранных
субъектов в иностранной
Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам, банкам и иным держателям правительственных ценных бумаг.
Облигации
– наиболее распространенный вид
ценных бумаг. Облигация представляет
собой государственное долговое
обязательство и дает право ее
владельцу по истечении определенного
срока получить обратную сумму с
процентами. Облигации – долговые
обязательства государства, органов
местного самоуправления и организаций,
выпускаемые обычно большими партиями.
Они являются свидетельством того,
что выпустивший их орган является
должником и обязуется
По способу размещения государственные займы делятся на группы:
1) свободно обращающиеся облигации, размещающиеся по подписке.
2)
облигации, свободно
К ценным бумагам, используемым для мобилизации денежных ресурсов, относятся кроме облигации также и иные ценные бумаги, которые предусмотрены Законом РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».
В
последние годы на рынке ценных бумаг
основная роль отводится государственным
облигациям, эмитентом которых выступает
правительственный орган –
Внешний
долг – государственный долг иностранным
гражданам, фирмам и учреждениям (например,
банкам). Внешний долг является предметом
особого внимания. Если платежи по
нему составляют значительную часть
поступлений от внешнеэкономической
деятельности страны, например 20-30%, то
привлекать новые займы из-за рубежа
становится трудно. Их предоставляют
под более высокие проценты с
требованием залогов, особых поручительств.
В некоторых развивающихся и
среднеразвитых странах ежегодные
обязательства выплаты по займам
превышают все поступления от
внешнеэкономической
Любое государство стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Иностранные кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства. Наиболее известны Парижский, Лондонский и Токийский клубы.
При обращении к внешнему долгу происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.
Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Государства стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственным долгом при министерстве финансов, которые занимаются погашением и консолидацией старых долгов, а также привлечения новых заемных средств.
3. Последствия государственного долга и методы управления им.
Большинство стран мира
Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, что повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.
Управление государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта - заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.
К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся:
- установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга;
- границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств;
-источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг;
-предельный размер внешних заимствований;
-расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга;
-верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства. Состав, порядок и сроки представления информации установлены Правительством РФ. В государственную долговую книгу субъекта Федерации вносятся сведения об объеме его долговых обязательств (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, содержание которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Федерации. В государственную муниципальную долговую книгу включаются сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в том числе гарантий), о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств и их исполнении полностью или частично, а также другая информация, устанавливаемая представительным органом местного самоуправления.
Информация о работе Государственный долг и его социально экономические последствия