Государственный долг и его социально экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного долга приобрела актуальность во второй половине ХХ столетия, когда государства были неспособные аккумулировать в бюджете достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих функций и начали применять долговую политику. Она актуальна и по сей день.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы.

Содержание

Содержание:
1. Введение 2
2. Причины возникновения государственного долга и его виды 3
3. Последствия государственного долга и методы управления им 7
4. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России 13
5. Практикум 23
6. Заключение 24
7. Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 72.90 Кб (Скачать)

    Идеальным выходом для погашения государственного долга является своевременный возврат  полученного кредита и процентов  по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными  или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении  условий займа, а иногда и полному  отказу от выплат. Явным признаком  долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство - заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

    Механизм  регулирования государственного долга  в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация». Под реструктуризацией  долга в целях настоящего Кодекса  понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или  муниципальный долг, с заменой  указанных долговых обязательств иными  долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения  обязательств1.

    Реструктуризация  задолженности проводится при помощи различных инструментов: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация.

    Рефинансирование - один из основных методов погашения  долга. Рефинансирование - это погашение  старой задолженности (и процентов  по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств.  

    Используются  три способа рефинансирования государственного долга:

    -замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентных погашаемым;

    -досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

    -размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

    Другой  способ - выкуп долга. В случаях, когда  государства-должники могут располагать  значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

    Следующий способ это конверсия. Конверсия  долга представляет собой преобразование долговых обязательств, за которыми не выплачиваются проценты (или слишком  отягощающих долговых обязательств) в новые обязательства, которые  улучшают состояние заемщика или  в финансовом отношении, или с  точки зрения перспективы. Технически такие операции не приводят к изменению  структуры существующих обязательств или к получению новых займов.

    Консолидация - изменение срока действия уже  выпушенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга  в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с  конверсией.

    Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее  выпущенных займов обмениваются на облигации  нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

    Аннулирование государственного долга означает полный отказ государства от своего долга. Однако такой вариант считается  недопустимым. Авторитет государства  зависит от признания им своих  долгов и обеспечения их полного  погашения в установленные сроки.

    Секьюритизация  долга представляет собой переоформление государственного долга в новые  рыночные долговые инструменты денежного  рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Влияние государственного  долга на развитие  экономики современной  России.

    Кредитная история России началась в 1769 г., когда  Екатерина II сделала первый заем в  Голландии. За последующие два с  половиной столетия Российская империя  заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому  моменту старейшими займами в  составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

    По  большей части государственных  долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма  всех бумаг с такой доходностью  составляла более 2,8 млрд. золотых рублей - около двух третьих всего рынка2.

    Современные резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные  инвестиции (в виде прямых и портфельных  инвестиций), золотовалютные резервы  и долги иностранных государств нашей стране. За последние несколько  лет практически ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам  возвращают неохотно (на 15-20% от запланированного). Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет  оставаться единственным доступным  источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

     Воздействие большого государственного долга на состояние экономики в долгосрочном периоде характеризуют следующие  результаты:

а) происходит вымывание частного капитала, что  ведет к замедлению темпов роста потенциального выпуска.

б) усиливается  налоговый пресс для обслуживания государственного долга, который подавляет стимулы к труду.

в) возникающая  необходимость обслуживания внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике.

     Внутренний  государственный долг РФ регулируется законом “О государственном долге  Российской Федерации” и обслуживается  ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ и находится на обслуживании в  ЦБ РФ. Российская Федерация не несет  ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных  образований, если такие обязательства  не были гарантированы РФ. Внутренние долговые обязательства можно условно  разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и  выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение  первых достаточно регламентированы и  включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов. К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, к нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр. В 1996г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО. В целях увеличения срока заимствования и уменьшения % ставок в июле 1995г. были введены в обращение облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг.

     Первая  попытка российских денежных властей  создать рынок государственных  ценных бумаг окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей  сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством  предоставления ЦБ прямых кредитов правительству  и их замена выпуском ценных бумаг  реализовалась в то, что позднее  было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным  финансовым кризисом. Российское правительство  объявило дефолт по государственным  ценным бумагам, чем были вызваны  валютный и банковский кризисы, а  Россия фактически оказалась исключена  из мировой финансовой системы.

     Существование рынка внутреннего долга не является уникальным случаем в мировой  практике - практически все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном  виде и имеются хотя бы приблизительные  очертания финансовых рынков, выпускают  государственные ценные бумаги.

     Долг  Российской Федерации.

     В период с 1992 по 1995 г. Россия не имела  выхода на международные рынки капитала и получала кредиты в основном из официальных источников. В 1993 г. МВФ  и Всемирный банк стали предоставлять  России кредиты при условии выполнения ею согласованной экономической  программы. Последний раз средства МВФ были выделены России в августе 1998 г., после чего общая сумма долга  Российской Федерации международным  финансовым организациям достигла 25,4 млрд. долл.

    Наличие значительных запасов полезных ископаемых обеспечивал постоянный приток валюты в страну. В то же время эксперты Всемирного банка и МВФ полагают, что данный критерий не является самодостаточным, поскольку правительство также  должно иметь возможность направить  часть доходов от экспорта на выплату  внешних долгов. Только когда объем  собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство в состоянии осуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадал с долей налоговых  поступлений в российском валовом  доходе.

    Правительством  России на 2010-2012гг разработана новая  политика в области государственного долга3, направленная на:

- обеспечение  сбалансированности федерального  бюджета, при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;  
- развитиенационального рынка государственных ценных бумаг;  
- активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

    Ключевыми задачами в области государственных  внутренних заимствований станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2010 –2012 годы разрабатывается с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке. По оценке Минфина России, сальдо по государственным ценным бумагам составит: в 2010 году – 568,4 млрд. рублей, в 2011 году – 748,6 млрд. рублей и в 2012 году – 236,5 млрд. рублей. При этом в 2010 году привлечение составит 844,1 млрд. рублей при погашении 275,7 млрд. рублей, в 2011 году - соответственно 957,5  млрд. рублей и 208,9 млрд. рублей и в 2012 году - соответственно 755,4 млрд. рублей и 518,9 млрд. рублей. Минфин России для поддержания ликвидности рынка и в целях построения индикативной кривой доходности будет проводить размещение на рынке базовых выпусков со сроком обращения 3, 5 и 10 лет. В 2010 – 2012 годах показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам (по краткосрочным инструментам - до 9,5-10,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 12,0-13,0% и 13,0-13,5% соответственно) может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом. Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году – 487,3 млрд. рублей и в 2012 году – 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году.

    В сфере государственных внешних  заимствований Российской Федерации  основными принципами долговой политики в 2010 – 2012 годах являются:  
         - частичное финансирование дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований на международных финансовых рынках путем выпуска облигационных займов Российской Федерации;  
         - полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств.
 
 

Привлечение денежных средств на международных финансовых рынках в 2010-2012 годах (млрд. долл. США)4

Информация о работе Государственный долг и его социально экономические последствия