Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:30, дипломная работа
Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.
1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Таким
образом, с учетом долга бывшего СССР и
суверенного долга России - внутреннего
и внешнего - к началу нового века сформировался
общий долг впечатляющих размеров, снижение
которого стало заметным лишь в последние
годы.
Рассмотрим основные нормативные документы регулирующие государственный внешний долг.
Основным законодательным актом является федеральный закон “О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям”, от 26 декабря 1994 года. N 76-ФЗ, в предельном размере внешних заимствований не учитываются внешние займы РФ у стран — участников СНГ.
Основные статьи данного нормативного акта рассматривают такие вопросы как, что представляет собой Государственные внешние заимствования Российской Федерации (Статья 1.)
Статья
2 закона рассматривает государственные
кредиты, предоставляемые
Статья 3 посвящена договорно-правовая основа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления Российской Федерацией государственных кредитов
Определяется
порядок предельного размера
государственных внешних
Статья 5 рассматривает внесение изменений в предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией. Международные договоры о кредитах (займах), подлежащих ратификации
Статья 6 закона определяет единую систему учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией
Следующим нормативным актом, регулирующим государственный долг является Федеральный Закон «О бюджетном кодексе Российской Федерации» принятый Государственной Думой 17 июля 1998 года.
Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ряд основных положений по этому вопросу предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г. №1060 и федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. Ежегодно правительством подготавливается программа государственных внешних заимствований и предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает 100 млн. долл.
Ежегодно разрабатывается и отчет «Об итогах исполнения Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации за определенный год».
В
ней прописываются как
Делаются выводы о состоянии рынка в целом и в частности о том как обстоят дела с государственным внешнем долгом.
Не последним документом в системе управления внешним долгом является «Концепция единой системы управления государственным долгом Российской Федерации»
Отметим это нормативный акт особенно, так как именно в нем закреплено понятие государственного долга и системы управления государственным долгом, понятие системы управления государственным долгом и ее основные цели; организационная структура системы управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти, и т.д.
Рассматривая систему управления внешним долгом нельзя не упомянуть и о внутреннем долге. Отметим, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.
Настоящий Закон определяет понятие, состав государственного внутреннего долга Российской Федерации, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливает порядок его обслуживания.
Таким образом, система управления внешним долгом регулируются рядом нормативных актов тесно связанных с друг другом. Основным законодательным актом является Федеральный Закон “О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям”, а одним из основных элементов управления внешним долгом страны является программа внешних заимствований.
Внешний государственный долг России на 1 апреля 2007 составил $50,7 миллиарда против $52,0 миллиардов на 1 января текущего года. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные на официальном сайте Минфина РФ. Таким образом, долг в долларовом выражении снизился на 2,5%. В соответствии с приведенными данными, задолженность странам-участницам Парижского клуба сократилась за указанный период на $0,6 миллиарда - до $2,5 миллиарда. Внешний долг в евро составил на 1 апреля 38 миллиардов. Внешний госдолг РФ за 3 месяца сократился на $1,3 млрд РБК.
Размер
государственного долга в абсолютном
выражении не дает полного представления
о состоянии экономики и
Динамика этого показателя представлена на рис.2.
Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.
Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.
Поскольку
внешняя задолженность
Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга Российской Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовата странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.
Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно вьшолнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы Российской Федерации в 2005 г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.[8, С.65]
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:[2, ст.23]
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет восемнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 января 2006 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации.
Информация о работе Государственный долг и его регулирование