Государственный долг и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного долга стала одной из важнейших проблем последних десятилетий, стоящих перед мировым экономическим сообществом. В последнее время увеличение объёмов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, имеющих нехватку собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран имеющих значительные внутренние сбережения. Размеры мирового внешнего долга продолжают расти, несмотря на реализацию ряда мер направленных на сдерживание его роста.

Содержание

1. Введение
2. Причины возникновения государственного долга и его виды
3. Последствия государственного долга и методы управления им
4. Влияние государственного долга на развитие экономики России
5.Практикум
6.Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовик1.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

      В современных условиях общей  для многих  стран  причиной  дефицитности бюджетов  и  связанного с этим  роста государственного  долга   считается необоснованная  экономическая  политика,  которая   приводит   к   чрезмерно высокому  уровню  социальных  финансовых  обязательств.  Подобная  ситуация складывается и в России, что делает  для  нас  полезным  многообразный  опыт управления госдолгом в западных странах.     

      Из  опыта  стран  с   переходной   экономикой   представляет   интерес организация и практика внешних заимствований  в  Китае,  в  особенности  при использовании их для инвестиционных целей. Здесь внешние  займы  традиционно проводились десятью уполномоченными заемщиками,  часть  которых  принадлежит центральному и местным  правительствам.  Используя  свое  имя  и  репутацию,    уполномоченные заемщики привлекают на выгодных условиях  инвалютные  заемные ресурсы, которые затем  передаются  в  кредит  для  отдельных  корпораций  и проектов. В основном внешние заимствования  осуществлялись  государственными учреждениями, такими как Банк Китая и Китайская  международная  трастовая  и инвестиционная корпорация, с кредитными рейтингами на  уровне  суверена  они могут  также  производить  заимствования  из   валютного   резерва   страны. Государственная  администрация  по   валютному   контролю,   координируя   и контролируя внесение заимствования, определяет для  разных  групп  заемщиков уровни доходности выпускаемых облигаций с учетом  необходимости  обеспечения их нормального первичного размещения и последующего обращения  на  вторичном рынке В  будущем  основным  заемщиком,  как  полагают,  станет  министерство финансов,  которое  уже  смогло,  например,   успешно   разместить   в   США сверхдолгосрочные облигации на 100 млн. дол. с  погашением  через  100  лет. Внешние заимствования для инвестиционных целей осуществляют также три  новых государственных банка — Государственный  банк  развития,  Эспортно-импортный банк  и  Банк  сельскохозяйственного  развития.   Основанный   в   1994   г. Государственный  банк  развития  финансирует   инфраструктуру   и   ключевые проекты, которые обычно направляются ему правительством, однако, он в  праве и отклонить их. Все акции банка принадлежат государству, и  он  отчитывается перед Госсоветом. Хотя банк не производит заимствования под прямые  гарантии правительства, его международный  кредитный  рейтинг  установлен  на  уровне суверена.  По  закону  банк  не  может  быть  объявлен  банкротом  и   имеет неограниченную безотзывную кредитную линию  у  Центробанка.  Считается,  что иностранные инвесторы готовы приобретать  долгосрочные  облигации  банка  на весьма выгодных для него условиях, без учета кредитного рейтинга страны.

     Преодолеть  тяготы внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее значение имеет  политическая воля руководства. Если оно  твердо взяло курс на приоритетное развитие национального производства и полностью отказывается от внешних долгов как формы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу из долговой трясины намечен. Ведь на объем и структуру внешнего долга в большей степени влияют политические решения государства Здесь можно упомянуть решения правительства России в 2000 – 2002г.г. об отказе от кредитов МВФ и о выработке долгосрочного плана погашения внешней задолженности.3

              Отмечаются специфические последствия воздействия мирового  финансового кризиса на внешние заимствования восточноевропейских стран, включая  Россию.

         Одна из  новых  актуальных  проблем  для  стран  региона  —  восприятие  его иностранными инвесторами как единого целого, когда неудача  с  облигационным выпуском одной из стран распространяется на весь регион.  Считается,  что  в подобной ситуации заемщикам следует проявлять большую гибкость  в  отношении формы и условий  облигационных  выпусков,  приспосабливаясь  к  опасениям  и ограниченному  спросу  инвесторов.  В  качестве  временной  меры  предлагают использовать    возможности    промежуточных    заимствований,    а    также синдицированные банковские кредиты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Влияние государственного долга на развитие экономики России  

            Возросший государственный долг и затраты на его обслуживание стали одной из центральных экономических проблем России. Крупная для экономики России задолженность государства вынуждает органы государственного управления производить дополнительные затраты из государственного бюджета.4

         При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

        Высшим органом государственно финансового контроля в России является Счетная палата Российской Федерации, которая в соответствии с закрепленными за ней функциями и полномочиями осуществляет контроль, в том числе за состоянием государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации.

           Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг каким-то образом необоснованное бремя на наших детей и внуков?

          Все эти вопросы неверные и надуманные. Долг не приведёт к банкротству правительства или нации в целом. Также, за исключением специфических условий, не налагает долг какого-либо бремени и на будущее поколение. Рассмотрим более внимательно почему это не происходит.

          К банкротству не может привести по трём причинам. Во-первых, нужно отметить, что нет никаких причин, которые заставляли бы сокращаться государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации.

         На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям этого долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продаёт новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.

           Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Если это приемлемо для избирателей, увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга. Терпящие финансовое бедствие частные хозяйства и корпорации не могут получить доходы за счёт сбора налогов; правительство может. Частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться; правительство не может.

        В-третьих, банкротство правительства очень сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу.

         Рост государственного долга не ведёт к созданию какого-либо бремени для будущих поколений. Потому что держателями госдолга являются сами граждане этой страны, т.е. население должно самим себе. Около 87% правительственных облигаций размещены внутри страны, т.е. они находятся в руках граждан и организаций. Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным активом. В то время как государственный долг представляет собой сумму обязательств перед гражданами (как перед налогоплательщиками), большая часть того же самого долга одновременно является активами этих же самых граждан (как держателей облигаций). Погашение государственного долга, следовательно, вызвало бы гигантский объём трансфертных платежей, при которых граждане должны были бы выплатить более высокие налоги, а правительство в свою очередь должно было бы выплатить большую часть этих налоговых поступлений тем же самым налогоплательщикам (частным лицам и организациям) для погашения облигаций, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно вызвало бы немедленное снижение совокупного богатства в экономике или снижение уровня жизни. Погашение государственные облигаций, находящихся в распоряжении резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности из экономики страны в целом. Но распределение собственности на правительственные облигации является, безусловно, неравномерным, т.е. государство должно не всем, а лишь меньшинству населения. Также, сегодняшний уровень государственного долга требует осуществление ежегодных процентных платежей. Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные выплаты процентов должны производиться из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к инвестициям, к работе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. Не все облигации находятся внутри страны, некоторой частью владеют граждане или организации других стран. Эту часть государственного долга мы, безусловно, не ”должны сами себе”, и в реальных терминах выплата процентов и сумму основного долга требует в данном случае передачи нашего реального выпуска продукции в распоряжение других стран.  Можно назвать пути, следуя которым государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущих поколений. Рассмотрим два сценария, которые дадут нам два результата.

           Первый сценарий. Допустим, что увеличение правительственных расходов финансируется ростом налогообложения, скажем увеличением личных подоходных налогов. Так как большая часть доходов потребляется, то потребительские расходы упадут почти на такую же величину, на сколько вырастут налоги. В этом случае бремя роста правительственных расходов падает прежде всего на сегодняшние поколение в форме сокращения потребления товаров.

          Второй сценарий. Предположим, что увеличение правительственных расходов финансируется за счёт увеличения государственного долга. В этом случае правительство выходит на денежный рынок и конкурирует с частными инвеститорами, тем самым их вытесняя. Это может привести к тому, что будущие поколение получают в наследство меньшую “национальную фабрику” и, следовательно, при дефицитном финансировании будут иметь более низкий уровень жизни.

         Но следует отметить, что если государственные расходы связаны с инвестиционными расходами, то это укрепляет будущий производственный потенциал экономики. А также, если первоначально существует безработица, то дефицитные расходы не должны обязательно вызывать рост бремени на будущие поколения в форме сокращения размеров “национальной фабрики”.  

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Практикум 

         Правительство для реализации инвестиционного проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. По годовой ставке 5%,  который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.

  1. Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?
  2. Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства? Почему?
  3. Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?
 

     Решение

  1. Сумма долга правительства возрастет на всю сумму полученного займа, то есть на 300 млн. долл.
  2. Для того, чтобы ответить на вопрос об увеличении налогов для граждан страны, необходимо сопоставить сумму процентных выплат по долгу и сумму ежегодного прироста ВВП, из которой обслуживается долг. Сумма ежегодных процентных выплат по долгу составляет 5% от его суммы, то есть 15 млн. долл., а ежегодный прирост ВВП от инвестиционных проектов составляет 30 млн. долл. Разница в размере 30 – 15 = 15 (млн. долл.) накапливается для погашения основной суммы долга. Поэтому налоги не возрастут.
  3. Ежегодно страна получает чистый прирост ВВП 15 млн. долл., а общая сумма долга, которая должна быть погашена за счет этих средств, составляет 300 млн. долл. Следовательно, примерно через 3 : 0,15 = 20 лет страна сможет полностью погасить этот долг.

 

           Заключение 

            Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства. Основная цель политики, проводимой правительством РФ в области управления задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

             Укрепление финансовой системы в трансформирующейся экономике требует также более полного учета возможностей финансового рынка для активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных институтов и фондов.5

             Проблема с выплатой долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10%, что в России еще не достигнуто. 
 

Литература 
 

     Учебники, монографии, сборники научных трудов

  1. Макроэкономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  2. Макроэкономика: Учебник/ Под обще редакцией проф. д. э. н. А.В. Сидоровича.-М.: МГУ им. Ломоносова, Изд-во ДИС, 1997.
  3. Экономическая теория: Учеб. Куликов Л.М. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2005
  4. Экономическая теория: Учеб. для студ. выш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева.- 10-е изд.; перераб. и доп.-М.: Гуманит. изд. Центр Владос,2003.
  5. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.
  6. Экономическая теория: Учеб. для вузов. Носова С.С.-М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 1999.
  7. Экономическая теория: Учеб./ Борисов Е.Ф. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Информация о работе Государственный долг и его последствия