Государственный долг и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Проблема государственного долга стала одной из важнейших проблем последних десятилетий, стоящих перед мировым экономическим сообществом. В последнее время увеличение объёмов внешнего долга наблюдается не только в развивающихся странах, имеющих нехватку собственных ресурсов, но и в ряде развитых стран имеющих значительные внутренние сбережения. Размеры мирового внешнего долга продолжают расти, несмотря на реализацию ряда мер направленных на сдерживание его роста.

Содержание

1. Введение
2. Причины возникновения государственного долга и его виды
3. Последствия государственного долга и методы управления им
4. Влияние государственного долга на развитие экономики России
5.Практикум
6.Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовик1.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

         В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу     оборачиваются новыми расходами        бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам.

         В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств, что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

        Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

        Конверсия и консолидация государственного долга являются важнейшими приемами, используемыми в процессе управления государственным долгом.

       Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В  целях снижения расходов по  управлению  государственным  долгом  государство  чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам.  Однако не  исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг  для  кредиторов.  Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских  обязательств  – с 5 до 10%.  Например,  в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов  с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое  (до  20 лет). Однако возможна  и  обратная  операция  –  уменьшение  срока  действия государственных  ценных  бумаг.  Так,  в 1990  г.   срок   функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

           Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может выбирать: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить бумагу. При принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

           Консолидация государственного долга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием. Например,  наша   страна   использовала   рефинансирование   при   погашении задолженности по  государственному  3%-ному  внутреннему  выигрышному  займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались  в течение одного года на облигации  нового  займа  –  внутреннего  выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

          Рефинансирование   использовалось  и при   выпуске    казначейских обязательств государства. По мере их  реализации  выделялись  дополнительные средства  для  погашения  займов  1955-1956   годов,   размещавшихся   среди населения по подписке. Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по  внешней  части  государственного  долга.  Однако  непременным   условием предоставления новых займов является  хорошая  репутация  страны-должника  в кругах международного финансового рынка,  ее  экономическая  и  политическая стабильность.

           Государство  заботится  об  эффективности  государственного   кредита. Поверхностное  представление  о  результативности  заемных  операций   можно получить  из   сопоставления   сумм   ежегодных   поступлений   по   системе государственного   кредита.    Относительно    полное    представление    об эффективности  государственных  кредитных  операций  дает  отношение   суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного  кредита  к сумме  расходов,  выраженное  в   процентах.   Эффективность   кредита   (Э) определяется по следующей формуле:

                                    Э = (П - Р)×100/Р, 

где П - поступление по системе государственного кредита,

Р - расходы  по системе государственного кредита.

           Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются:

              уровень доходности ЦБ для кредиторов;

              срок действия займов;

              способ выплаты доходов.

      Однако  сумма  поступлений   по  системе  государственного  кредита   и превышение  поступлений  над  расходами  по  кредитным операциям не   дают исчерпывающей  характеристики  их  эффективности.  Следует  учитывать также положительное воздействие  государственного  кредита  на  состояние  бюджета государства и денежного обращения страны,  укрепление  доверия  населения  к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на  благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

        По  внешнему  государственному  долгу  определяется  коэффициент   его обслуживания. Он представляет отношение всех  платежей  по  задолженности к валютным поступлениям страны от  экспорта  товаров  и  услуг,  выраженное  в процентах. Безопасным уровнем обслуживания  государственного  долга  принято считать его  значение  до  25%.  В  нашей  стране  коэффициент  обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы и  составляет 35%.

             Возможно совмещение консолидации с  конверсией.  Такая  операция  была проведена,  например,  в  1936  г.,  когда  облигации  семи  государственных займов, размещавшихся среди населения  по  подписке  с  рассрочкой  платежа, были обменены на облигации нового займа  с  более  низкой  доходностью  и  с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

        Унификация  государственных займов   обычно   проводится   вместе   с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.  Унификация  займов  –  это объединение нескольких займов  в  один,  когда  облигации  ранее  выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.  Такая  мера  предусматривает уменьшение количества видов  обращающихся  одновременно  ценных  бумаг,  что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе  государственного кредита.       Унификация  займов  была  проведена  в  1930  г.:  одновременно  с выпуском займа «Пятилетка – в четыре года»  на  его  облигации  обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

       В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по  регрессивному  соотношению,  т.е.  когда  несколько   ранее   выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен  был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота  облигаций  займов военного времени. Обмен облигаций  по  регрессивному  соотношению  избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в  полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за  обесценившуюся  валюту военных лет.

      Регрессивный обмен облигаций  государственных займов был осуществлен   в 1947  г.  Размещенные  ранее  по  подписке  облигации   одиннадцати   займов обменивались  на  облигации  нового  займа  по  соотношению  3:1.  Облигации свободно обращавшегося займа были обменены  на  новые  по  соотношению  5:1. Держатели облигаций займов получали определенные преимущества  по  сравнению с лицами, имевшими накопления наличных денег, поскольку обмен  старых  денег на новые проводился по соотношению 10:1. Отсрочка погашения займа  или  всех ранее выпущенных займов проводится в  условиях,  когда  дальнейшее  активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой  эффективности для государства. Это  происходит  в  тот  момент,  когда  правительство  уже выпустило слишком много займов и  условия  их  эмиссии  не  были  достаточно выгодны для государства.  В  таких  случаях  большая  часть  поступлений  от реализации облигаций  новых  займов  направляется  на  выплату  процентов  и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы  разорвать  этот  порочный  круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается  от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются  сроки  погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время  консолидации  займов  владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

      В 1957 г. в нашей стране было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке  погашения ранее выпущенных займов на 20 лет. Фактической причиной  такого  мероприятия явилась тупиковая ситуация в  области  государственного  кредита,  вызванная непопулярностью   среди   населения   так   называемых   массовых    займов, размешавшихся по подписке. Правительство сознавало, что  от  такой  практики надо отказаться, но не могло рассчитывать на получение  новых  кредитов  для рефинансирования государственного долга. Вот и пришлось  пойти  на  отсрочку погашения займов. Предусматривалось начать погашение долга по  отсрочиваемым займам с 1977  г.  и  проводить  его  равными  частями  в  течение  20  лет. Фактически погашение было начато на  3  года  раньше,  т.е.  в  1974  г.,  и завершено в 1990 г.

      Конверсия, консолидация, унификация  государственных  займов  и   обмен облигаций государства обычно осуществляются только  в  отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта  мера  возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения  внешних  займов, как правило, проводится по согласованию с  кредиторами.  При  этом  отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

      Под  аннулированием  государственного   долга   понимается   мера,   в результате которой государство полностью отказывается  от  обязательств   по выпущенным  займам  (внутренним,  внешним  или  по  всему   государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства  может  проводиться  по  двум причинам.   Во-первых, аннулирование  государственного  долга  объявляется  в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его  банкротства.  Во-вторых, аннулирование  задолженности  может  явиться  следствием  прихода  к власти  новых   политических   сил,   которые   по   определенным   причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих  властей.  Так,  в январе  1918  г.  Правительство  РСФСР  аннулировало   все   дореволюционные внутренние  и  внешние  займы.  Советская  власть  не  признала   финансовых обязательств  царской  администрации  и  Временного  правительства,  которые направляли заемные средства в основном  на  подготовку  к  войне  и  ведение боевых действий, а также на подавление революционного движения (в  настоящее время  центральное  правительство  признало  часть  внешней  дореволюционной задолженности). Важной является  сфера  управления  государственным  долгом, связанная с определением условий и выпуском новых  займов.  При определении условий эмиссии займов, главными  из  которых  являются  уровень  доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ  выплаты  доходов, государство  обязано  руководствоваться  не  только  интересами   достижения максимальной  финансовой  эффективности  займов,  но  и  учитывать  реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых  займов  может  быть  обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике,  состояние денежного  обращения,  уровень  доходности  и  сроки   действующих   займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.       Изготовление, хранение и рассылка  облигаций государственных займов возложены   на   соответствующие   подразделения   министерства    финансов, реализация ценных бумаг государства – на банковскую систему. Банки  свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие  дни,  кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по  день  получения официальной таблицы. Накануне тиража имеющиеся  облигации  опечатываются,  по  получении официальной  таблицы  выигрышей  они  проверяются   специальной   комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего  обращения,  выигрыши  по  ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день  возобновляются  операции  по купле  и  продаже  облигаций  выигрышных  займов.  Операции  с   облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся       постоянно.     Внешние облигационные займы на иностранных денежных  рынках  от  имени государства-заемщика размещаются, как  правило,  банковскими  консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение.  Межправительственные займы обычно являются безоблигационными.  Все  условия  межправительственных займов фиксируются  в  специальных  соглашениях  (уровень  процента,  валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

Информация о работе Государственный долг и его последствия