Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:13, курсовая работа
Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.
Введение…………………………………………………………………..………3
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………….………………………………………………………………..4
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………..10
Балансирование госбюджета и его особенности в России……………………18
Практикум……………………………………………………………..................21
Заключение…………………………………………………………….................22
Список литературы………………………………………………………………23
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
В отношения
с государственным бюджетом вступают
почти все участники
2.Профицит
и дефицит бюджета.
Мультипликатор
Бюджет может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.
Баланс бюджета – это равенство его доходов и расходов. Дефицит представляет собой превышение расходов над доходами, а превышение доходов над расходами составляет профицит.
Существуют различные и довольно противоречивые мнения по поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики. Сторонники концепции хронического дефицита находят в нем следующие положительные черты:
- для состояния экономики он
не представляет опасности, т.
- дефицит бюджета означает
Экономисты
неоклассического направления
- сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;
- для покрытия дефицита бюджета
будут привлекаться другие
Причинами дефицита бюджета могут являться:
Размеры
дефицитов колеблются в зависимости
от конкретной экономической ситуации.
При неблагоприятных
Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить следующие виды:
Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.
Источники
финансирования дефицита
К внутренним источникам относятся:
- кредиты, полученные
-
государственные займы,
-
бюджетные ссуды и бюджетные
кредиты, полученные от
-
поступления от продажи
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
А к внешним источникам относятся:
-
государственные займы,
-
кредиты правительств
-
кредиты международных
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
-
бюджетные ссуды и бюджетные
кредиты, полученные от
-
кредиты, полученные от
-
поступления от продажи
-
изменения остатков средств на
счетах по учету средств
Профицит же представляет собой превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает профицит и сокращает бюджетный дефицит. Государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.
Увеличение государственных расходов сокращает профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе. Вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить профицит, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов. Профицит при допущении полной занятости – профицит, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет профицит и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости.
Графически
изобразить дефицит и профицит можно
следующим образом:
T, G
сбалансированный
бюджет
дефицит
G – Государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G
Формула
для избытка бюджета при
BS = t * Y – G – TR, где:
BS – профицит в условиях полной занятости;
t – налоговая ставка;
Y – доход при полной занятости;
G –государственные закупки;
TR – трансферные платежи
Разница между фактическим профицитом и бюджетным избытком при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).
В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы:
Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы.
Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.
В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.
В законодательстве
многих стран присутствует правовая норма,
запрещающая формировать и принимать
бюджет с превышением доходов над расходами.
В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено,
что любой бюджет (федеральный, региональный,
местный) должен составляться и утверждаться
без профицита бюджета. Как правило, средства,
полученные при профиците бюджета, направляются
на пополнение резервов, на дополнительное
погашение долговых обязательств, на покрытие
расходов, предусматриваемых в бюджете
на очередной финансовый год
Рассмотрим мультипликатор сбалансированного бюджета.
Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) к изменению объёма государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов имеет своим результатом увеличение выпуска продукции (т.к. прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину).
Мультипликатор
сбалансированного бюджета
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования