Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народным хозяйством и предназначенных для обслуживания общественных потребностей. При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………….………………………………………………………………..4
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………..10
Балансирование госбюджета и его особенности в России……………………18
Практикум……………………………………………………………..................21
Заключение…………………………………………………………….................22
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория Курсач.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

 Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

В отношения  с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного  производства. Объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта. 

 

2.Профицит  и дефицит бюджета.  Мультипликатор сбалансированного  бюджета. 

Бюджет  может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит.

Баланс бюджета – это равенство его доходов и расходов. Дефицит представляет собой превышение расходов над доходами, а превышение доходов над расходами составляет профицит.

 Существуют различные и довольно противоречивые мнения по поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики. Сторонники концепции хронического дефицита находят в нем следующие положительные черты:

         - для состояния экономики он  не представляет опасности, т.к.  расходы превышая доходы стимулируют  экономику (способствуют росту  благосостояния страны). Исключением является только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, т.к. это означает утечку средств за границу;

         - дефицит бюджета означает увеличение  доходов получателей денежных  средств, что способствует росту  покупательной способности, производительности труда и расширению национального производства. Это в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

 Экономисты  неоклассического направления высказывают  следующие опасения по поводу  дефицита бюджета:

         - сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем;

         - для покрытия дефицита бюджета  будут привлекаться другие доходы: эмиссии денег и займов, кредитов  и т.д., что приведет к расстройству  денежно-кредитной системы, инфляции  и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. Соответственно произойдет замедление рыночных преобразований в РФ.

           Причинами дефицита бюджета могут являться:

  • спад общественного производства;
  • значительный объём капиталовложений;
  • чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия);
  • высокие военные расходы;
  • неэффективная внешнеэкономическая политика;
  • огромные непроизводительные расходы, хищения;
  • истощение месторождений полезных ископаемых;
  • в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и др.

Размеры дефицитов колеблются в зависимости  от конкретной экономической ситуации. При неблагоприятных экономических  условиях дефициты возрастают.

Обобщение причин возникновения дефицита бюджета  позволяет выделить следующие виды:

    1. чрезвычайный дефицит (войны, стихийные бедствия), от него трудно застраховаться, для предупреждения и ликвидации последствий создаются внебюджетные и резервные фонды;
    2. структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами в условиях полной занятости;
    3. циклический дефицит – разность между реальным и структурным дефицитом бюджета;
    4. действительный дефицит – возникает в связи с постоянным увеличением расходов и реальным отставанием от них доходов;
    5. временный дефицит – в его основе лежит ряд объективных (стихийные бедствия) и субъективных причин (ошибки в планировании, колебание цен на мировом рынке);
    6. хронический дефицит – возникает в течение длительного периода времени. Причинами его являются длительный цикл экономического кризиса, длительные войны и др.;
    7. первичный дефицит – это разница между доходами бюджета и его расходами без учёта процентных выплат по государственному долгу;
    8. а с учётом процентов можно выделить конечный дефицит.

Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.

 Источники  финансирования дефицита федерального  бюджета делятся на внутренние  и внешние.

К внутренним источникам относятся:

      - кредиты, полученные Российской  Федерацией от кредитных организаций  в валюте Российской Федерации  (в рублях);

     - государственные займы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

     - бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

     - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

     - сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

А к  внешним источникам относятся:

    - государственные займы, получаемые  в иностранной валюте, путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    - кредиты правительств иностранных  государств, банков, фирм, международных  финансовых организаций;

    - кредиты международных финансовых  организаций, представленные в  иностранной валюте, привлеченные  Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

    - бюджетные ссуды и бюджетные   кредиты, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

    - кредиты, полученные от кредитных  организаций;

    - поступления от продажи имущества,  находящегося в государственной  собственности субъекта РФ;

    - изменения остатков средств на  счетах по учету средств бюджета  субъекта РФ;

Профицит же представляет собой превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает профицит и сокращает бюджетный дефицит. Государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Увеличение  государственных расходов сокращает  профицит на сумму расходов, но оно  часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением  в совокупном спросе. Вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить профицит, возможно, что конечный результат  будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов. Профицит при допущении полной занятости – профицит, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет профицит  и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости.

Графически  изобразить дефицит и профицит можно  следующим образом: 

         

        T, G

     сбалансированный

     бюджет

              

                                      бюджетный            E - профицит 

           дефицит       

                                                            Y 
     

 G – Государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G

Формула для избытка бюджета при допущении  полной занятости имеет следующий  вид:

  BS = t * Y – G – TR, где:

  BS – профицит в условиях полной занятости;

  t – налоговая ставка;

  Y – доход при полной занятости;

  G –государственные закупки;

TR – трансферные платежи

Разница между фактическим профицитом и  бюджетным избытком при полной занятости  предоставляет собой налог. Разница  указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

В пользу существования профицитного бюджета  традиционно приводятся следующие доводы:

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в  финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

В законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами. В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без профицита бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год 

Рассмотрим  мультипликатор сбалансированного  бюджета.

Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) к изменению объёма государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов имеет своим результатом увеличение выпуска продукции (т.к. прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину).

 Мультипликатор  сбалансированного бюджета равен  единице. Одинаковое увеличение  налогов и государственных расходов  вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования