Государственные предприятия и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение значения государственных предприятий в современном рынке, анализ функциональности и функционирования государственных предприятий.
Исходя из этого, в данной работе были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственных предприятий и их виды;;
- обозначить роль государственных предприятий в современной экономике;
- изучить особенности государственных предприятий и отличие их от предприятий других типов;
- исследовать развитие и настоящее положение правового регулирования деятельности унитарных предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1Понятие и особенности государственных предприятий
1.1.Понятие и виды государственных предприятий
1.2.Роль государственных предприятий в экономике
1.3.Особенности и отличия государственных предприятий
Глава 2. Правовое положение государственных предприятий
2.1.Развитие правового регулирования организации и деятельности государственных предприятий
2.2.Особенности правового положения государственных унитарных предприятий
Заключение
Список источников информации

Работа содержит 1 файл

Государственные Предприятия и их особенности.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

Такие варианты регулирования  вопросов деятельности унитарных предприятий, по нашему мнению, вполне оправданы.

И все же ощутимые трудности  и просчеты в управлении государственными предприятиями потребовали разработки Концепции управления государственным  имуществом и приватизации в Российской Федерации, которая была утверждена Правительством Российской Федерации 9 сентября 1999 года. В ней по-новому определены цели, задачи, принципы управления государственным имуществом. Намечена, в частности, полная инвентаризация объектов государственной собственности. Определены способы управления унитарным  предприятием и унитарным учреждением. Упорядочены соответствующие функции  федеральных органов.

Концепция стала основным нормативно - программным документом в данной сфере, определив третий этап в развитии государственных  предприятий. В соответствии с ее положением Правительство приняло  в конце 1999 - начале 2000 гг. ряд важных решений. К их числу относятся: Постановление  от 4 октября 1999 года "Об утверждении  порядка отчетности руководителей  федеральных государственных унитарных  предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ"; от 6 декабря 1999 года "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения"; от 9 декабря 1999 года "О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации". В последнем из них предусмотрены отчет об оценке рыночной стоимости активов предприятия, балансовые отчеты, проект договора о передаче предприятия.

Утвержден реестр показателей  экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных  предприятий и открытых акционерных  обществ, которые находятся в  федеральной собственности. 3 февраля 2000 года принято Постановление Правительства "Об усилении контроля за деятельностью  федеральных государственных предприятий  и управлением находящимися в  федеральной собственности акциями  открытых акционерных обществ". В  начале 2000 г. Мингосимущество утвердило  Типовой устав государственного унитарного предприятия и типовой  контракт с его руководителем.

 

2.2.Особенности  правового положения государственных унитарных предприятий

 

Согласно ФЗ «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия.

Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое . В унитарном  предприятии, образованном в соответствии с гражданским законодательством  России, такое единство выражается в ряде признаков, характеризующих  статус юридических лиц данного  вида.[11]

Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при  его создании - такое предприятие  может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных  предприятий на основе объединения  имущества, находящегося в собственности  Российской Федерации, субъектов Федерации  или муниципальных образований, запрещено императивной нормой (п. 4 ст. 2 Закона).

Унитарное предприятие может  иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому принадлежит на праве  собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац  п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и  неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется (ст. 12 Закона).

Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет  в отношении этого имущества  важнейшее вещное право - право собственности. Унитарному предприятию указанное  имущество принадлежит на основании  ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оперативного управления (п. 2 ст. ИЗ ГК РФ, четвертый  абзац п. 1 ст. 2 Закона).

Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, согласовывает  его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность  закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим собственникам (ст. 20 Закона).

Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный  исполнительный орган, назначаемый  собственником, полностью ему подотчетный  и действующий в пределах своей  компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образование  иных исполнительных органов в унитарном  предприятии ни ГК РФ, ни Законом  не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона).

Кроме того, унитарное предприятие  является единственным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а  специальной правоспособностью.

Имущество унитарного предприятия  принадлежит на праве собственности  Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации  или субъекта Российской Федерации  права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной  власти Российской Федерации или  органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия  принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и  не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между  работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Самостоятельность  бухгалтерского баланса заключается  в том, что он отражает денежную стоимость  всего имущества, которым владеет  унитарное предприятие, в динамике . В отличие, например, от баланса, который  могут иметь некоторые структурные  подразделения (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться  в балансе структурного подразделения.[12]

Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций  других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия  принадлежит на праве собственности  Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которых также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).

Статьей 2 Закона об унитарных  предприятиях установлено, что унитарное  предприятие не вправе создавать  в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем  передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание в  качестве дочерних организаций иных организационно-правовых форм, в принципе, не запрещено. Однако создание дочерних организаций связано с передачей  имущества (собственником которого унитарное предприятие не является). Следовательно, унитарное предприятие  не может создавать и иные формы  коммерческих организаций.

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может  содержать также его фирменное  наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим  фирменным наименованием, собственную  эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Данный пункт дословно повторяет аналогичные нормы  Закона об акционерных обществах  и Закона об ООО. Здесь следует  обратить внимание на то, что, несмотря на специфические отношения унитарного предприятия с собственником  имущества и статус этого имущества, средства индивидуализации у предприятий  те же, что и у других коммерческих организаций.

Целесообразно напомнить  также нормы статьи 173 ГК РФ, в  соответствии с которой сделка, совершенная  юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно  ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Таким образом, государственный  или муниципальный орган, создавший  унитарное предприятие, имеет право  потребовать признания недействительности сделки, совершенной в противоречии с целями, для достижения которых  создано предприятие. Учитывая неопределенность приведенной формулировки, можно  заключить, что права учредителя по признанию сделки недействительной могут быть весьма широкими и, следовательно, интересы кредиторов предприятия могут  быть существенно ущемлены (с учетом последствий, которые несет признание  сделки недействительной).[13]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Экономическая стабильность каждой страны определяется комплексом факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями, которые имеют место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей многоукладной экономики. И хотя удельный вес государственных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и подвижен, их роль бесспорна.

Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес  к вопросу существования и функционирования государственных предприятий. В последние годы заметно менялось их правовое, количественное и качественное положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

Положение государственных  предприятий, являющихся выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства  в экономике Государство выступает  в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура  в публично-правовых отношениях. Оно  координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря  своим предприятиям в экономических, частноправовых процессах — производстве, обороте и т.д.

Государственные унитарные  предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и  государственные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права.

Подводя итог проведенного исследования государственных предприятий, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное предприятие» с точки зрения управления и правового регулирования включает в себя предприятия, полностью принадлежащие государству и управляемые им напрямую, а с точки зрения собственности может выступать соучредителем и управлять предприятием косвенно, через назначение управленца. Так же было указана важная роль государственных предприятий, как «руку» проводящую в жизнь политические планы государства, как стабилизатора рынка во времена кризисов и дефолтов и регулятора таких явлений как занятость или инфляция. Было рассмотрено особенное положение государственных предприятий, выражающееся в таких явлениях как субсидии, гарантии от банкротства, повышенный надзор за деятельностью и прочее. Было рассмотрено и положение государственных предприятий с точки зрения законодательства. Была прослежена история изменения правового положения унитарных предприятий, рассмотрено их положение в настоящее время. По этим признакам мы можем судить о значении, которое придает государство таким предприятиям.

Информация о работе Государственные предприятия и их особенности