Государственные предприятия и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение значения государственных предприятий в современном рынке, анализ функциональности и функционирования государственных предприятий.
Исходя из этого, в данной работе были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственных предприятий и их виды;;
- обозначить роль государственных предприятий в современной экономике;
- изучить особенности государственных предприятий и отличие их от предприятий других типов;
- исследовать развитие и настоящее положение правового регулирования деятельности унитарных предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1Понятие и особенности государственных предприятий
1.1.Понятие и виды государственных предприятий
1.2.Роль государственных предприятий в экономике
1.3.Особенности и отличия государственных предприятий
Глава 2. Правовое положение государственных предприятий
2.1.Развитие правового регулирования организации и деятельности государственных предприятий
2.2.Особенности правового положения государственных унитарных предприятий
Заключение
Список источников информации

Работа содержит 1 файл

Государственные Предприятия и их особенности.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

Так в США государственные  предприятия вырабатывают всего 3-4% валового национального продукта, мелкий и средний бизнес - 40%, остальную  часть - крупные негосударственные  предприятия.[5] Основные сферы деятельности мелкого и среднего бизнеса – строительство, торговля и сфера обслуживания, где они занимают более 80%. Мелкий и средний бизнес показал свою эффективность в сфере инновационного предпринимательства, где на 1$ затрат им внедряется в 17 раз больше инноваций, чем в крупном бизнесе и в государственных предприятиях.

В условиях экономического кризиса государство вынуждено  национализировать предприятия, которыми не может управлять частный собственник, государственный сектор экономики  в этот период возрастает. В периоды  бурного развития экономики развивается  быстрее других мелкий и средний  бизнес, который имеет ряд преимуществ  по сравнению с крупным бизнесом и государственными предприятиями:

- быстрая реакция на  изменения рыночного спроса;

- быстрое освоение инноваций;

- возможность использовать  отходы производства и местное  сырье;

- возможность развития  инициативы и предприимчивости  работников;

- незначительные накладные  расходы;

- малая капиталоемкость  и незначительный срок окупаемости  капиталовложений;

- возможность правильно  оценить трудовой вклад каждого  работника в производство и  установить соответствующую оплату  труда;

- возможность без больших  затрат создавать новые рабочие  места.

Наибольшим недостатком  малого бизнеса является его неустойчивость. В условиях экономического кризиса  государственный сектор в России увеличивается. Государство решает проблему вывода экономики из кризиса  и сохранения научно-технического потенциала. Поэтому государство увеличивает  свое участие в стратегических предприятиях до мажоритарного уровня, а неконтролирующие пакеты акций в нестратегических отраслях приватизирует.

Государственные предприятия  подразделяются на открытые и закрытые акционерные общества, унитарные  предприятия, государственные корпорации.

Государственные акционерные  общества – это предприятия, в  которых государство в большей  или меньшей степени участвует  в управлении предприятием в зависимости  от принадлежащего государству пакета акций. Их функционирование регламентируется законом «Об акционерных обществах».

Государство может владеть 100% акций предприятия, что дает право  единолично формировать совет директоров, определять стратегические и тактические  направления функционирования предприятия. Пример такого акционерного общества «Российские железные дороги». Государство  может иметь преобладающий пакет  акций и быть мажоритарным акционером, который участвует в управлении акционерным обществом, имеет преимущества в формировании совета директоров, повестки дня общего собрания акционерного общества. Им принадлежит 23% российской экономики. Примерами таких акционерных  обществ могут быть Газпром, Аэрофлот.

Если государство владеет  незначительным пакетом акций (в  пределах 10-49 %), оно является миноритарным акционером, который имеет доступ к информации о деятельности предприятия  и при необходимости имеет  право обращаться с исками о неправомерной  или неэффективной деятельности руководства предприятия.

В 2008 г. государство являлось мажоритарным акционером в 61,4% акционерных  обществ с его участием, а миноритарным – в 38,6%. Унитарные государственные предприятия подразделяются на федеральные, республиканские и муниципальные. В 2007 г. федеральные и региональные предприятия представляли на фондовом рынке примерно 40% капитализации предприятий страны, а доля фирм с участием предприятий всех уровней составляла около 18%, т.к. они были крупнее частных. В 2008 г. в России насчитывалось 5709 унитарных государственных предприятий, а акционерных обществ с участием государственного капитала – 3674.

В 2008 г. в России основная часть рабочей силы (57,3%) была занята в частных предприятиях, в унитарных  государственных – 31,4%, в акционерных  обществах с участием государственного капитала - 6,3%. В то же время государственная  собственность представляла всего 24%., а частная - 76%.

Федеральные предприятия  управляются Государственным комитетом  по управлению госимуществом, республиканские - комитетами по управлению имуществом республик, муниципальные - комитетами по управлению имуществом районных и  городских властей.

Их деятельность регламентируется законом «О государственных и  муниципальных предприятиях». Пример такого предприятия Рособоронэкспорт. Аудит деятельности унитарных предприятий  осуществляет Счетная палата РФ. Политика государства в отношении этих предприятий заключается в постепенной  реорганизации их в мажоритарные акционерные общества, а предприятий  оборонного комплекса в предприятия  Казначейства. В России создано 7 государственных  корпораций (Внешэкономбанк, Роснанотехнологии, Ростехнологии, Росатом, Олимпстрой и  «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства», «Агентство по страхованию  вкладов»). Эти корпорации созданы  для решения стратегических задач  страны. Их отличительными особенностями  являются: учреждение каждой корпорации на основании отдельного закона, основателем и владельцем активов является государство, неподконтрольность Счетной палате РФ.

В последние годы роль государства  в российской экономике постепенно снижается, несмотря на влияние экономического кризиса. Отмечается рост инвестиций из России в зарубежные страны. Среди  активных инвесторов можно назвать  Газпром, Зарубежнефть. В то же время  в государственные предприятия  привлекается зарубежный капитал, например, холдинг «Объединенная авиастроительная корпорация», при этом не допускается  владение зарубежными инвесторами  контрольным, а часто и мажоритарным, пакетом акций.

Лидерами рыночной капитализации  являются следующие предприятия, контролируемые государством: Газпром, Роснефть и Сбербанк.

Примером сокращения роли государства в энергетическом секторе  может служить реорганизация  РАО ЕЭС. В этом примере государство  больше опирается на частную инициативу. 

 

 

ГЛАВА II.  Правовое положение государственных предприятий

2.1. Развитие правового  регулирования организации и  деятельности государственных предприятий

 

В нашей стране многократно  менялись концепции государственных  предприятий и, соответственно, их правовое положение. С первых дней возникновения  Советского государства был взят курс на национализацию заводов и  фабрик, создание государственных предприятий  в промышленности, строительстве, а  позже - в сельском хозяйстве и  торговле. Постепенно удельный вес  государственного сектора в экономике  превысил 90 процентов. Государственное  предприятие во всех отраслях экономики  заняло доминирующее положение.[6]  В условиях централизованного планирования и управления действовали предприятия различной подчиненности - союзные, союзно-республиканские, республиканские, областные, городские, районные.

В дальнейшем предпринимались  меры по перестройке управления промышленностью, строительством и сельским хозяйством. Но лишь в конце 60-х годов более  четко наметились подходы к повышению  роли предприятий как ключевого  звена экономики. Выражением этого  курса, правда, очень непоследовательного  и противоречивого, явилось принятие ряда правовых актов - Положения о  производственном предприятии (1968 г.), Общего положения о всесоюзном и  республиканском промышленных объединениях (1973 г.), Положения о производственном объединении (комбинате) (1974 г.). В 1979 г. было принято решение "Об улучшении  планирования и усилении воздействия  хозяйственного механизма на повышение  эффективности производства и качества работы", а несколько раньше, в 1976 г., - "О совершенствовании хозяйственного механизма в строительстве". В  юридической науке подробно освещались эти вопросы.[7]

Крупным шагом вперед стал принятый в 1987 г. Закон СССР "О  государственном предприятии (объединении)", которым была расширена самостоятельность предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений. Эти и другие решения и практические меры по их реализации повлияли на хозяйственную ситуацию, но лишь в какой-то мере. Сохранялись жесткие административно - бюрократические методы руководства.

С изменением системы экономических  отношений и признанием равенства  форм собственности меняется и подход к государственным предприятиям.

В развитии правового положения  этих предприятий за последнее десятилетие  можно выделить три этапа. Первый - условно охватывает 1990 - 1995 гг., когда  коренным образом менялась их роль в экономике. Решению этой задачи отвечали Законы "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (1990 г.), "О приватизации предприятий" (1991 г.), открывшие простор главным  образом для формирования и развития субъектов предпринимательства. Государственные  предприятия рассматривались скорее как объект для приватизации и  акционирования, чему был посвящен ряд указов Президента Российской Федерации.

Кульминацией стал Указ от 23 мая 1994 года "О реформе государственных  предприятий". Впервые встал вопрос о прекращении создания новых  федеральных государственных предприятий  с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Предполагалось на базе ограниченного  круга ликвидируемых федеральных  государственных предприятий и  хозяйствующих учреждений создавать  казенные заводы и фабрики и казенные хозяйства с закреплением за ними на праве оперативного управления всего  имущества бывших государственных  предприятий. Устанавливалось, что  казенный завод самостоятельно реализует  свою продукцию и использует прибыль, если иное не установлено законодательством  и его уставом.

Продолжением этой линии  явилось Постановление Правительства  Российской Федерации от 12 августа 1994 года "Об утверждении типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия". Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года был утвержден "Порядок планирования и финансирования, ответственности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)".

Сужение правовой базы государственных  предприятий стало одним из факторов падения их роли и уменьшения удельного  веса в экономике. Государственное  имущество теряет свою ценность. Однако вскоре стала очевидной пагубность такого курса, поскольку государственные  предприятия должны были сохранять  свое место в экономической структуре  с учетом характера, значения и масштабов  производимой ими продукции.

Наступление второго этапа  в развитии правового положения  государственных предприятий связано  с вступлением в действие в 1995 г. первой части Гражданского кодекса  Российской Федерации. Статьей 113 было введено их новое нормативное  понятие - "унитарное предприятие". Таковым признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ним собственником  имущество. Оно является неделимым, находится в государственной  собственности и принадлежит  этому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьи 114 и 115 ГК РФ определили признаки унитарного предприятия, основанного  соответственно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Обращает на себя внимание своего рода отождествление статуса  государственных и муниципальных  унитарных предприятий в намеченном к принятию общем законе (ст. 113 п. 6 ГК РФ). Такая нормативная характеристика сохраняется и в дальнейшем, хотя едва ли это оправдано.

Курс на приватизацию был  закреплен и продолжен Федеральным  законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (июль 1997 года). Почти во всех его статьях государственное  и муниципальное унитарное предприятие рассматривается в одинаковых режимах - при преобразовании их в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности (ст. 20), при продаже на коммерческом конкурсе и аукционе (ст. 21, 22), внесении имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23).

Говоря об актуальности этой проблемы, нельзя не отметить явное  невнимание к государственным предприятиям в юридической литературе. Ученые - цивилисты рассматривают правовые вопросы их организации и деятельности весьма сдержанно и односторонне. Чаще всего об этом упоминают разве  что при характеристике видов  юридических лиц.[8] Авторы книг по предпринимательскому праву также ограничиваются этими краткими характеристиками.[9] Другие ученые выделяют в данной проблеме преимущественно публично - правовые аспекты.[10]

Между тем в течение 1996 - 1999 гг. довольно активно проводился курс на государственно - правовое регулирование  отдельных сторон организации и  деятельности государственных предприятий. Принят ряд решений Правительства  Российской Федерации о передаче федеральных государственных предприятий  в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, об организации учета федерального имущества и ведении его реестра, об обеспечении эффективного его  использования, об утверждении уставов  крупных государственных унитарных  предприятий.

Разумеется, было бы упрощением анализировать правовое положение  государственных предприятий только на основе федеральных законов и  иных актов. Субъекты Российской Федерации  участвуют в регулировании их статуса в основном двумя способами. В некоторых областях действуют  законы об управлении государственной  собственностью. В них содержится перечень объектов областной собственности, в том числе предприятий и  имущественных комплексов. Регламентированы полномочия областных органов по созданию и управлению государственными унитарными предприятиями, их реорганизации и ликвидации. Регулируется порядок управления переданными в ведение области федеральными объектами. В июле 1999 года принято Постановление Правительства Москвы "О создании, реорганизации, ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений г. Москвы и об участии г. Москвы в хозяйственных обществах". На основании его утверждены Положения о порядке создания и ликвидации этих предприятий, порядке участия г. Москвы в хозяйственных обществах, а также типовые уставы предприятия, учреждения, типовой договор о закреплении государственного (муниципального) имущества на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, типовой контракт с руководителем унитарного предприятия.

Информация о работе Государственные предприятия и их особенности