Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:32, курсовая работа
Целью данной работы является определение значения государственных предприятий в современном рынке, анализ функциональности и функционирования государственных предприятий.
Исходя из этого, в данной работе были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственных предприятий и их виды;;
- обозначить роль государственных предприятий в современной экономике;
- изучить особенности государственных предприятий и отличие их от предприятий других типов;
- исследовать развитие и настоящее положение правового регулирования деятельности унитарных предприятий.
Введение
Глава 1Понятие и особенности государственных предприятий
1.1.Понятие и виды государственных предприятий
1.2.Роль государственных предприятий в экономике
1.3.Особенности и отличия государственных предприятий
Глава 2. Правовое положение государственных предприятий
2.1.Развитие правового регулирования организации и деятельности государственных предприятий
2.2.Особенности правового положения государственных унитарных предприятий
Заключение
Список источников информации
Так в США государственные предприятия вырабатывают всего 3-4% валового национального продукта, мелкий и средний бизнес - 40%, остальную часть - крупные негосударственные предприятия.[5] Основные сферы деятельности мелкого и среднего бизнеса – строительство, торговля и сфера обслуживания, где они занимают более 80%. Мелкий и средний бизнес показал свою эффективность в сфере инновационного предпринимательства, где на 1$ затрат им внедряется в 17 раз больше инноваций, чем в крупном бизнесе и в государственных предприятиях.
В условиях экономического
кризиса государство вынуждено
национализировать предприятия, которыми
не может управлять частный
- быстрая реакция на изменения рыночного спроса;
- быстрое освоение инноваций;
- возможность использовать отходы производства и местное сырье;
- возможность развития инициативы и предприимчивости работников;
- незначительные накладные расходы;
- малая капиталоемкость
и незначительный срок
- возможность правильно
оценить трудовой вклад
- возможность без больших
затрат создавать новые
Наибольшим недостатком
малого бизнеса является его неустойчивость.
В условиях экономического кризиса
государственный сектор в России
увеличивается. Государство решает
проблему вывода экономики из кризиса
и сохранения научно-технического потенциала.
Поэтому государство
Государственные предприятия подразделяются на открытые и закрытые акционерные общества, унитарные предприятия, государственные корпорации.
Государственные акционерные
общества – это предприятия, в
которых государство в большей
или меньшей степени участвует
в управлении предприятием в зависимости
от принадлежащего государству пакета
акций. Их функционирование регламентируется
законом «Об акционерных
Государство может владеть
100% акций предприятия, что дает право
единолично формировать совет директоров,
определять стратегические и тактические
направления функционирования предприятия.
Пример такого акционерного общества
«Российские железные дороги». Государство
может иметь преобладающий
Если государство владеет незначительным пакетом акций (в пределах 10-49 %), оно является миноритарным акционером, который имеет доступ к информации о деятельности предприятия и при необходимости имеет право обращаться с исками о неправомерной или неэффективной деятельности руководства предприятия.
В 2008 г. государство являлось мажоритарным акционером в 61,4% акционерных обществ с его участием, а миноритарным – в 38,6%. Унитарные государственные предприятия подразделяются на федеральные, республиканские и муниципальные. В 2007 г. федеральные и региональные предприятия представляли на фондовом рынке примерно 40% капитализации предприятий страны, а доля фирм с участием предприятий всех уровней составляла около 18%, т.к. они были крупнее частных. В 2008 г. в России насчитывалось 5709 унитарных государственных предприятий, а акционерных обществ с участием государственного капитала – 3674.
В 2008 г. в России основная часть рабочей силы (57,3%) была занята в частных предприятиях, в унитарных государственных – 31,4%, в акционерных обществах с участием государственного капитала - 6,3%. В то же время государственная собственность представляла всего 24%., а частная - 76%.
Федеральные предприятия
управляются Государственным
Их деятельность регламентируется
законом «О государственных и
муниципальных предприятиях». Пример
такого предприятия Рособоронэкспорт.
Аудит деятельности унитарных предприятий
осуществляет Счетная палата РФ. Политика
государства в отношении этих
предприятий заключается в
В последние годы роль государства
в российской экономике постепенно
снижается, несмотря на влияние экономического
кризиса. Отмечается рост инвестиций из
России в зарубежные страны. Среди
активных инвесторов можно назвать
Газпром, Зарубежнефть. В то же время
в государственные предприятия
привлекается зарубежный капитал, например,
холдинг «Объединенная
Лидерами рыночной капитализации являются следующие предприятия, контролируемые государством: Газпром, Роснефть и Сбербанк.
Примером сокращения роли государства в энергетическом секторе может служить реорганизация РАО ЕЭС. В этом примере государство больше опирается на частную инициативу.
ГЛАВА II. Правовое
положение государственных
2.1. Развитие правового
регулирования организации и
деятельности государственных
В нашей стране многократно менялись концепции государственных предприятий и, соответственно, их правовое положение. С первых дней возникновения Советского государства был взят курс на национализацию заводов и фабрик, создание государственных предприятий в промышленности, строительстве, а позже - в сельском хозяйстве и торговле. Постепенно удельный вес государственного сектора в экономике превысил 90 процентов. Государственное предприятие во всех отраслях экономики заняло доминирующее положение.[6] В условиях централизованного планирования и управления действовали предприятия различной подчиненности - союзные, союзно-республиканские, республиканские, областные, городские, районные.
В дальнейшем предпринимались
меры по перестройке управления промышленностью,
строительством и сельским хозяйством.
Но лишь в конце 60-х годов более
четко наметились подходы к повышению
роли предприятий как ключевого
звена экономики. Выражением этого
курса, правда, очень непоследовательного
и противоречивого, явилось принятие
ряда правовых актов - Положения о
производственном предприятии (1968 г.),
Общего положения о всесоюзном и
республиканском промышленных объединениях
(1973 г.), Положения о производственном
объединении (комбинате) (1974 г.). В 1979 г.
было принято решение "Об улучшении
планирования и усилении воздействия
хозяйственного механизма на повышение
эффективности производства и качества
работы", а несколько раньше, в
1976 г., - "О совершенствовании
Крупным шагом вперед стал принятый в 1987 г. Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)", которым была расширена самостоятельность предприятий в вопросах планирования, труда, управления и договорных отношений. Эти и другие решения и практические меры по их реализации повлияли на хозяйственную ситуацию, но лишь в какой-то мере. Сохранялись жесткие административно - бюрократические методы руководства.
С изменением системы экономических
отношений и признанием равенства
форм собственности меняется и подход
к государственным
В развитии правового положения
этих предприятий за последнее десятилетие
можно выделить три этапа. Первый
- условно охватывает 1990 - 1995 гг., когда
коренным образом менялась их роль
в экономике. Решению этой задачи
отвечали Законы "О предприятиях
и предпринимательской
Кульминацией стал Указ от
23 мая 1994 года "О реформе государственных
предприятий". Впервые встал вопрос
о прекращении создания новых
федеральных государственных
Продолжением этой линии
явилось Постановление
Сужение правовой базы государственных
предприятий стало одним из факторов
падения их роли и уменьшения удельного
веса в экономике. Государственное
имущество теряет свою ценность. Однако
вскоре стала очевидной пагубность
такого курса, поскольку государственные
предприятия должны были сохранять
свое место в экономической
Наступление второго этапа
в развитии правового положения
государственных предприятий
Обращает на себя внимание
своего рода отождествление статуса
государственных и
Курс на приватизацию был
закреплен и продолжен
Говоря об актуальности этой
проблемы, нельзя не отметить явное
невнимание к государственным предприятиям
в юридической литературе. Ученые
- цивилисты рассматривают
Между тем в течение 1996
- 1999 гг. довольно активно проводился
курс на государственно - правовое регулирование
отдельных сторон организации и
деятельности государственных предприятий.
Принят ряд решений Правительства
Российской Федерации о передаче
федеральных государственных
Разумеется, было бы упрощением
анализировать правовое положение
государственных предприятий
Информация о работе Государственные предприятия и их особенности