Государственные предприятия и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение значения государственных предприятий в современном рынке, анализ функциональности и функционирования государственных предприятий.
Исходя из этого, в данной работе были поставлены следующие задачи:
- определить понятие государственных предприятий и их виды;;
- обозначить роль государственных предприятий в современной экономике;
- изучить особенности государственных предприятий и отличие их от предприятий других типов;
- исследовать развитие и настоящее положение правового регулирования деятельности унитарных предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1Понятие и особенности государственных предприятий
1.1.Понятие и виды государственных предприятий
1.2.Роль государственных предприятий в экономике
1.3.Особенности и отличия государственных предприятий
Глава 2. Правовое положение государственных предприятий
2.1.Развитие правового регулирования организации и деятельности государственных предприятий
2.2.Особенности правового положения государственных унитарных предприятий
Заключение
Список источников информации

Работа содержит 1 файл

Государственные Предприятия и их особенности.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  И ИХ ОСОБЕННОСТИ

 

Курсовая работа

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

Глава 1

Понятие и особенности  государственных предприятий

6

1.1.

Понятие и виды государственных  предприятий

6

1.2.

Роль государственных  предприятий в экономике

9

1.3.

Особенности и отличия  государственных предприятий

11

Глава 2

Правовое положение государственных  предприятий

15

2.1.

Развитие правового регулирования  организации и деятельности государственных  предприятий

15

2.2.

Особенности правового положения  государственных унитарных предприятий

21

 

Заключение

26

 

Список источников информации

28


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных рыночных отношениях государство играет важную роль, как  в области регулирования отношений  между участниками рынка, так  и как непосредственный участник. Последнее осуществляется не самими органами власти, но государственными  предприятиями. Так какое же значение имеют эти самые предприятия? Все знают, что существование  современного общества невозможно без вмешательства государственных учреждений - без учителей, пожарных и энергетиков, но государственные предприятия – тема гораздо более обширная, чем городской транспорт или канализация. Помимо непосредственного вмешательства в рынок – регулирования цен, надзором за качеством и решением возникающих споров, государство так же принимает участие в рыночных отношениях как продавец и покупатель услуг и товаров.

В частности важно отметить те сферы, где для предпринимателя  не будет непосредственной выгоды, те сферы, которые без государственных  дотаций не смогут выжить. Хорошим  примером будет образование. Среднее  образование в России является бесплатным, и существовать без поддержки  государства оно не может.

Далее стоит рассмотреть  сферы, где требуется монополия, сюда может относиться оборона страны – нельзя оставлять без пристального надзора производство и продажу оружия. Сюда же стоит отнести и наркотические вещества.

Но есть также и сферы, где государственные предприятия  сталкиваются с конкуренцией со стороны  частных предприятий. В таком  случае государство через эти  предприятия осуществляет продвижение  своей политики. Так оно может  создавать предприятия в тех  отраслях рынка, которые в данный период времени являются приоритетными  во внутренней или внешней политике страны.

Стоит так же помнить о  сферах, которые могут не быть привлекательным  для частных предпринимателей ввиду  долгосрочности прибыли, неявной выгоде для предпринимателя, либо в ресурсоемкости. В первую очередь сюда относятся  наука и исследования.

Так же к государственному имуществу следует отнести акционерные  общества и предприятия, где государство  является лишь учредителем, либо акционером. В этих случаях государство не управляет и не владеет ими  напрямую, но назначает руководителя и управляет ключевыми моментами  в поведении предприятия. Так  оно может предоставлять определенные льготы, либо первоочередность в предоставлении госзаказов, либо назначить управленца, который с точки зрения политических соображений (внутренней и даже внешней  политики) будет принимать правильные решения, и отстранить человека, действующего вразрез с политикой государства. Естественно, не стоит забывать и  о дивидендах, которые пополняют  государственный бюджет.

При рассмотрении государственных  предприятий стоит помнить, что  государство над своими предприятиями  осуществляет особый контроль, предъявляет  особые требования. Все это должно быть выражено законодательно. На акционерные  общества, где один из акционеров государство, распространяются правовые акты, касающиеся акционерных обществ, какими бы они  ни были, но все, что касается казенных предприятий, полностью принадлежащих  государству, регламентируется особыми  правилами для унитарных предприятий, на которые так же стоит обратить внимание при изучении данной темы.

Объектом изучения данной курсовой работы являются государственные  предприятия, предметом изучения – виды государственных предприятий, их значение, особенности и правовое положение.

Целью данной работы является определение значения государственных  предприятий в современном рынке, анализ функциональности и функционирования государственных предприятий.

Исходя из этого, в данной работе были поставлены следующие задачи:

- определить понятие государственных  предприятий и их виды;;

- обозначить роль государственных  предприятий в современной экономике;

- изучить особенности  государственных предприятий и  отличие их от предприятий  других типов;

- исследовать развитие и настоящее положение правового регулирования деятельности унитарных предприятий.

 

ГЛАВА I. Понятие  и особенности государственных  предприятий

1.1.Понятие и виды государственных предприятий

 

Само понятие государственных  предприятий часто разнится в  зависимости от рассматриваемой  сферы деятельности государства. Многие учебники и словари определяют его  так: «государственное предприятие  — предприятие, основные средства которого находятся в государственной  собственности, а руководители назначаются  или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие  является бюджетным, то оно финансируется  из средств государственного бюджета.»[1]. В данном определении случайно можно забыть о той части государственных предприятий, которые напрямую не управляется государством, например те, где доля участия не является контрольной. Иные статьи рассматривают государственные предприятия, как предприятия, получающие основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета. Такой взгляд сокращает понятие государственных предприятий, фактически, исключая из него некоммерческие и бюджетные предприятия. Но в обоих определениях важно видеть государственную собственность и способы управления ею. Таким образом мы будем видеть под государственными предприятиями как субсидируемые государством предприятия, которые самостоятельно ориентируются на рыночный спрос и преследуют цель максимизации прибыли, так и предприятия, деятельность которых полностью определяется правительством и не нацелена на прибыльность, а также промежуточные их формы.[2]

В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов  государственных предприятий. В  первую очередь это собственно государственные  предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов  управления. Высшее руководство таких  предприятий назначается правительством, а их доходы и расходы непосредственно включаются в государственный бюджет. В экономике развитых стран государственный сектор занимает до 2% от числа субъектов экономики, при этом государственные предприятия не имеют ни правовой, ни предпринимательской самостоятельности, 100% их доходов перечисляется в бюджет государства.[3] В России на таких же условиях функционируют федеральные и муниципальные унитарные организации, имущество которых принадлежит государству или муниципалитету. Государство и муниципалитет в лице министерства (ведомства) или органа муниципального самоуправления могут быть единоличными собственниками только унитарной организации. Унитарные организации подразделяются на предприятия и учреждения, в т.ч. некоммерческие (НИИ, учреждения образования, здравоохранения и др.).

Унитарные предприятия создаются  в форме казенного предприятия, имущество которого находится в  государственной собственности, и  дочернего предприятия, которому государственное  имущество передается в хозяйственное  ведение.[4] Также в России регламентируются виды деятельности, которыми имеют право заниматься только государственные предприятия, такие, как производство оружия, боеприпасов, наркотиков, производство и переработка ядерных веществ и драгоценных металлов.

Широкое распространение  получают предприятия смешанной  частно-государственной формы, где  государству принадлежит часть  акций компании или же контрольный  пакет. Кроме того, государство посредством  заключения договорных отношений с  предприятиями частного сектора  связывает эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым  устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором экономики. Наиболее распространенной формой государственного предпринимательства в рыночных странах являются публичные корпорации или АО со смешанным капиталом. В России их аналогами являются государственная корпорация и государственное акционерное предприятие. Государственная корпорация учреждается федеральной властью и получает в собственность имущественный взнос государства. Примером государственной корпорации является Государственная инвестиционная корпорация.

В государственном акционерном  предприятии государство владеет  контрольным пакетом акций. Такими предприятиями являются естественные монополии, такие, как концерн Газпром, бывшее РАО ЕЭС и другие. Государство может выступать в роли мажоритарного акционера, не владея контрольным пакетом акций (пример: АО АвтоВАЗ), но имея право назначать руководителя АО.

Государство может объединять унитарные предприятия и другие субъекты государственного предпринимательства  в различные формы объединений (ассоциации, концерны и другие). Крупные  объединения создаются для реализации стратегических государственных программ и развития приоритетных отраслей экономики. Такими объединениями являются, например, естественные государственные монополии. Унитарные предприятия могут  также входить в состав финансово-промышленных групп.[3] 

1.2. Роль государственных предприятий в экономике

 

Развитая рыночная экономика  базируется на достаточно отлаженной системе взаимодействия различных  форм собственности, среди которых  особое место занимает государственная  собственность.

Государство, с одной стороны, выступает как собственник имущества  и как предприниматель, а с  другой — как регулятор социально-экономических  процессов. Государственная собственность  является важнейшим инструментом проведения в жизнь политики государства. Поэтому  первостепенное значение приобретает  проблема эффективного управления всеми  формами государственной собственности. Перечень возможных форм собственности  в Конституции начинается с частной  и государственной собственности, которые как показала мировая  практика, наиболее значимы в экономике. Вопреки утверждению либералов  о том, что государство является неэффективным собственником, существуют значимые отрасли, управление которыми государством до настоящего времени  считается наиболее целесообразным (оборона страны, средства информации органов власти, защита окружающей среды, фундаментальная наука, освоение космоса, создание государственных  резервов). Влияние кризисов и природных  катаклизмов вынуждают субъектов  различных форм собственности во избежание банкротства передавать часть своей собственности государству. Государственная поддержка помогает несостоятельным владельцам восстановить свою платежеспособность.

Величина государственного сектора в каждой стране различна и определяется рядом взаимосвязанных  факторов: исторически сложившимися условиями страны, современной стадией  ее развития, ее местом в мирохозяйственных  связях, конкурентоспособностью национальной экономики, социально-экономическими, историческими, культурными и другими  особенностями. В большинстве стран  в сферу государственной собственности  в той или ной мере в разные периоды входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связь (телеграф и телефон, почта) и т. п.

Масштабы государственной  собственности значительно расширились  в ряде стран в результате проводимых правительствами мер по спасению от банкротства предприятий, представляющих интерес для государства с  точки зрения перспективных целей, но не обладающих способностью к быстрой  отдаче на вложенный капитал и, следовательно, не представляющих интереса для частных  инвесторов. Это также многие крупномасштабные проекты, имеющие большое социально-экономическое  и стратегическое значение для страны, но требующие аккумуляции значительных денежных средств. Границы государственной  собственности в различных странах  постоянно изменяются и зависят  как от исторических условий, так  и от возникающих современных  задач. Соответственно различаются  и изменяются методы управления государственной  собственностью.

Государственные предприятия  являются инструментом проведения политики государства. С помощью создания тех или иных предприятий государство  может оказывать регулирующее воздействие  на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих  высокую степень риска, антиинфляционные меры (в том числе снижение цен  и отказ от прибыли в периоды  роста инфляции), содействие местным  товаропроизводителям и поставщикам  сырья и комплектующих изделий  на предприятия государственного сектора, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потребителей. При этом государственные предприятия в  силу возложенных на них общегосударственных  задач пользуются определенными  гарантиями государства — это  и различного рода субсидии, и гарантии от банкротства, и освобождение от обязательств по импорту, и преимущества в государственных  закупках и т. д.[3]

 

1.3.Особенности и отличия государственных предприятий

 

Как уже было рассмотрено  выше, рыночная экономика вынуждена  в зависимости от экономической  обстановки в стране содержать ряд  предприятий в государственной  собственности.

Информация о работе Государственные предприятия и их особенности