Государственные и муниципальные образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

Содержание

1) Введение………………………………………………………………….…2
2) Глава 1. Понятие муниципального образования…………………………6
1.1 Понятие и содержание категории «муниципальное образование».…6
3) 1.2 Виды муниципальных образований…………………………………..14
4) 1.3 Признаки муниципальных образований………………….…………..22
5) Глава 2. Устав муниципальных образований………………...…………..28
6) Глава 3. Общая характеристика муниципальных образований…………35
3.1 Характеристика муниципальных образований как системы………...35
7) Заключение…………………………………………………………………37
8) Список использованной литературы……………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Муниц.образования.docx

— 52.89 Кб (Скачать)

Обязательный учет мнения населения соответствующих территорий при изменении границ муниципального образования должен обеспечиваться путем определения в законах субъектов Российской Федерации конкретных форм этого учета, степени его императивности. Как правило, законы субъектов Российской Федерации связывают учет общественного мнения с различными формами прямой демократии.

Закон однозначно определяет уровень и форму правового  регулирования порядка образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований. Эти вопросы должны регулироваться законом субъекта Российской Федерации. Закрепление указанных норм иными актами (решениями исполнительных органов государственной власти, указами президентов и т.п.) противоречит Федеральному закону и может быть обжаловано в установленном порядке.

Проблема территорий муниципальных  образований приобрела особую остроту  в связи с экономическими и  иными преобразованиями и перестройкой государственных и муниципальных органов. Федеральное законодательство не может напрямую регулировать территориальное устройство, поскольку эта сфера выведена за рамки компетенции Российской Федерации. Но сложность вопросов, возникающих в этой сфере, правовые проблемы, с которыми сталкиваются субъекты Российской Федерации в ходе нормативного регулирования порядка образования, объединения или упразднения муниципальных образований, порождает необходимость участия федерального законодателя в их решении. 

На основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Легальное определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[2]: «Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

1.2. Виды муниципальных  образований

Вместо существующих типовых  наименований уровней муниципальных  образований, таких как город, поселок, сельский округ, район, законом водятся следующие типовые наименования:

городское поселение –  город, поселок, городской округ; сельское поселение, муниципальный район.

И в действующей редакции Федерального закона, и в новой  его редакции указанные наименования объединены общим наименованием муниципальное образование. Однако, в новой редакции Федерального закона, как уже было отмечено, географическое наименование населенного пункта и территории (района), в которой осуществляется местное самоуправление уже не соответствует административно-статусному наименованию типа муниципального образования.

Поэтому важнейшим условием для проведения реформы, создающим  правовые условия для обеспечения  стабильности и непрерывности осуществления местной власти, является требование Переходных положений (статья 85) новой редакции Федерального закона о распространении действия положений о процедурах преобразования, изменения границ и статуса “новых” муниципальных районов, городских и сельских поселений на существующие муниципальные образования: города, поселки, сельские округа, районы. Поэтому, не смотря на то, что статьи 11 -13 новой редакции Федерального закона содержат новые наименования уровней муниципальных образований, их нормы, конечно же, на начальном этапе реформы относятся, прежде всего, к существующим муниципальным образованиям за исключением положений пунктов 6, 7, 10 части 1 статьи 11 о численности сельских поселений, отсылка к которым содержится в части 3 статьи 84 новой редакции Федерального закона. Указанные исключения также обеспечивают стабильность границ и территорий существующих муниципальных образований при проведении реформы.

Необходимо обратить внимание на то, что в новой редакции Федерального закона содержится ряд неточностей и противоречий, связанных в основном с упущениями юридико-технического характера. В связи с наличием таких упущений на практике могут возникнуть коллизии, которые могут быть преодолены на основе совокупного толкования положений новой редакции Федерального закона, а также ряда других Федеральных законов. Для рассматриваемого вопроса об установлении границ, территорий, о преобразовании муниципальных образований к таким законам относятся Земельный, Градостроительный, Водный, Лесной кодексы, а также Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие граждан в референдуме в Российской Федерации”.

Не подвергая анализу  весь текст закона, необходимо отметить, что многие другие положения статей закона, не указанные в Переходных положениях, тем не менее, должны быть учтены в силу необходимости системного толкования закона правоприменителем. В частности, например, статья 2 “Основные термины и определения”, так же как и статья 10 “Территории муниципальных образований” (в ней содержатся ссылки на действующие статьи 11-13) должны применяться с момента опубликования новой редакции Федерального закона с 8 октября 2003 года. Это утверждение в полной мере относиться и к положениям статей 5,6, 8, 80, 81 и др.

В заключение обратим внимание на некоторые неточности в употреблении терминов, которые необходимо учитывать при анализе положений, регламентирующих процедуры и содержащих основания для установления границ, территорий и определения статуса существующих и вновь образуемых муниципальных образований. Так, в тексте закона не везде правомерно употребляется термин “поселение”. В частности, очевидно, что в последнем предложении абзаца первого части 3 статьи 84 термин “поселение” должен толковаться как городской и сельский населенный пункт и иная территория, в которой осуществлялось местное самоуправление до вступления в действие новой редакции Федерального закона. В абзаце четвертом части 3 статьи 84 тот же термин должен толковаться как “городской населенный пункт” либо городское и поселковое муниципальное образование. В пункте 1 части 7 статьи 85 под термином “район (в существующих границах)” понимается как район, являющийся муниципальным образованием, так и район, который является административно-территориальной единицей субъекта Российской Федерации, и в которой сформированы не муниципальные органы, а территориальные органы исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, реализующие полномочия местного самоуправления.

При установлении границ территорий, находящихся под юрисдикцией  муниципальных образований, должны учитываться следующие основные требования, содержащиеся в новой  редакции Федерального закона: 
1. перечень территорий (земель, водных объектов и др.), включаемых в состав городских и сельских населенных пунктов;

2. отнесение территории  субъекта Российской Федерации  (существующего административного района в субъекте Российской Федерации) к территории с низкой либо высокой плотностью населения;

3. отнесение территории  муниципального образования к  категории труднодоступной местности;

4. вид населенного пункта;

5. статус муниципального  образования;

6. возможность наделения  муниципального образования отдельными  государственными полномочиями (для городского округа и муниципального района);

7. наличие сложившейся  социальной, транспортной и иной  инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения (для городского округа и муниципального района);

8. временная доступность  административного центра муниципального  образования от самого отдаленного  населенного пункта (критерий пешей  и транспортной доступности).

При определении территорий, находящихся под юрисдикцией  муниципальных образований, должны быть соблюдены следующие ограничения, установленные новой редакции Федерального закона:

1. Территория поселения  не может находиться внутри  территории другого поселения. В границах городского поселения не может находиться другое муниципальное образование. Исключением из этого правила являются города федерального значения.

2. Границы поселения и  муниципального района не могут  пересекаться границами населенного  пункта. Иными словами населенный  пункт в установленных границах должен полностью входить в состав территории поселения или муниципального района.

3. Территории городского  округа не входят в состав  территории муниципального района.

Требование о невхождении  территории городского округа в состав административной территории муниципального района означает недопустимость образования двух уровней местного самоуправления на внутригородских территориях. Поэтому существующие внутригородские муниципальные образования в ходе территориальной реформы должны быть ликвидированы либо выведены из состава территории городского округа и включены в состав территории муниципального района. Подобным же образом должна решаться задача преобразования городских муниципальных образований, в состав которых входят другие муниципальные образования (поселки и сельские округа) и населенные пункты, территориально не связанные с ними и не имеющие с ними общей границы. При этом в силу положений части 3 статьи 84 и статьи 12 изменение границ муниципальных образований допускается только с согласия населения. В случае отсутствия такого согласия границы не могут быть изменены, а значит возможна коллизия норм закона. Для предотвращения такой коллизии необходимо внесение изменений и дополнений в принятую новую редакцию Федерального закона.

Используя критерии, содержащиеся в Федеральном законе “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, можно выделить следующие типы муниципальных  образований:

Муниципальные образования первого уровня (поселения):

1.городское поселение  – один город;

2.городское поселение  – один город и сельские  населенные пункты, не являющиеся  муниципальными образованиями;

3.городское поселение  – один поселок (дачный поселок  и др.);

4.городское поселение  – один поселок (дачный поселок  и др.) и сельские населенные  пункты, не являющиеся муниципальными  образованиями;

5.сельское поселение –  один сельский населенный пункт  с численностью менее 1000 человек  с учетом плотности населения  субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения;

6.сельское поселение –  один сельский населенный пункт  с численностью более 1000 человек;

7.сельское поселение –  один сельский населенный пункт  с численностью более 3000 человек  для территорий с высокой плотностью  населения;

8.сельское поселение –  группа сельских населенных пунктов  с численностью населения менее 1000 человек каждый;

9.сельское поселение –  группа сельских населенных пунктов  с численностью населения менее 3000 человек каждый для территорий с высокой плотностью населения;

10.сельский населенный  пункт с численностью населения  менее 100 человек (для территорий с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях).

Муниципальные образования второго уровня:

1.муниципальный район;

2.муниципальный район  на территории субъекта Российской  Федерации с низкой плотностью  населения;

3.городской округ.

Кроме того, муниципальные  образования первого уровня (городские  и сельские поселения) за исключением  внутригородских территорий городов  федерального значения могут различаться  по объему и характеру отдельных  государственных полномочий, которыми они могут быть наделены в силу исключения из общего порядка, содержащегося  в части 3 статьи 19 новой редакции Федерального закона.

На основе вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Муниципальные образования  делятся на два типа:

Муниципальные образования  первого уровня (поселения) и Муниципальные образования второго уровня.

 

 

 

 

 

 

1.3. Признаки муниципальных  образований

Даваемое в Федеральном  законе о местном самоуправлении определение муниципального образования, хотя в нем более ярко выражен  территориальный аспект по сравнению с социальным, близко понятию местного сообщества как территориально организованного коллектива. Анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что муниципальное образование - это не только территориальная, но и социальная общность. Речь, в частности, идет о городском или сельском поселении, иной населенной территории.

Как особые субъекты права  на местное самоуправление муниципальные образования обладают следующими признаками:

  • "Ведают вопросами местного значения", а также вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти, т.е. осуществляют "публичную власть особого рода" - местное самоуправление;
  • имеют устав (муниципального образования), который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и подлежит государственной регистрации (ст.8), и свою символику.
    • реализуют право на объединение в ассоциации и союзы;
    • имеют территорию и границы;

Выборные и иные органы местного самоуправления действуют в пределах муниципальных образований и уполномочены выступать от имени муниципальных образований при осуществлении прав собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности; 
за муниципальными образованиями закрепляются качества экономической и финансовой самостоятельности: именно они признаются собственниками имущества, входящего в состав муниципальной собственности, а также имеют местные бюджеты, которые определяются Федеральным законом как бюджеты муниципальных образований (ст.35 п.1); органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении местных финансов (средств местного бюджета, государственных и муниципальных ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления, других финансовых средств) от имени муниципальных образований (ст.2 п.3 Федерального закона о финансовых основах).

Как видно из перечисленных  признаков, муниципальные образования  имеют целый ряд черт, присущих организациям - юридическим лицам: органы, устав, подлежащий государственной регистрации, имущество; в отношении них применяются процедуры образования, объединения, преобразования и упразднения (ст.13 п.1 Федерального закона о местном самоуправлении); не только уставы, но и сами муниципальные образования проходят процедуру государственной регистрации, вносятся в региональные реестры муниципальных образований и в Федеральный реестр муниципальных образований. 
Несмотря на наличие отдельных признаков юридического лица и корпорации, муниципальное образование вряд ли можно охарактеризовать подобным образом. Его статус отличается от статуса юридического лица и корпорации по следующим позициям:

Информация о работе Государственные и муниципальные образования