Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования экономики и факторов, влияющих на его реализацию.
Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:
• Раскрыть экономические функции государства;
• Рассмотреть инструменты реализации государственного регулирования экономики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность и инструментарий государственного регулирования экономики………………………………………………………………………….5
1.1. Экономические функции государства……………………………………....5
1.2.Инструменты государственного регулирования экономики………………9
1.3.Теоретические взгляды на государственное регулирование…………….15
2.Основные сферы государственного регулирования экономики…………..19
2.1.Государственный бюджет…………………………………………………..19
2.2.Налоги и их функции…………………………………………………….….21
2.3.Антимонопольная и антиинфляционная политика ……………………….24
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курс.эконом..doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Контроль  какого - то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата . Государство , защищая интересы граждан , вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков .

5)Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализации.13

     Антиинфляционная политика.

   Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен . Для этого разработан и проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования . Бороться можно лишь с открытой инфляцией . Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора , кроме переключения ее на открытый режим .

Какие же действия государства можно отнести к антиинфляционным? Так, различные формы правоинфляционных компенсаций и иные способы социальной зашиты населения воздействуют не на причины инфляции, а на ее последствия и от нее не спасают. Не правомерно причислять к антиинфляционному регулированию и административный контроль цен . Административные методы должны воздействовать

непосредственно на устойчивое неравновесие рынков (предложение  и спрос) либо на механизм инфляции. Это и есть критерий, по которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных.

Различают антиинфляционные стратегию, соединяющую цели и методы

долговременного характера, и тактику, которая дает результаты в

краткосрочном периоде времени.

Важнейшие задачи антиинфляционной стратегии :

1) Стратегия гашения инфляционных ожиданий предполагает изменение

психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением

сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Это возможно при выполнении двух условий. Во - первых, всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Во - вторых, существование правительства национального согласия пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.

2) Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее

ежегодного  прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка и складывается из долгосрочного темпа роста реального продукта и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т. д. В инфляционной экономике денежная политика должна играть решающую роль. Осуществление антиинфляционной политики предполагает также и наличие современной банковской системы, причем Центральный Банк (ЦБ) независим от исполнительной власти. Нужно иметь в виду, что каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, то есть представляет собой самоусиливающийся процесс.

3) Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями : увеличением доходов и уменьшением расходов государства . Это можно осуществить разными путями: совершенствование налоговой системы, краткосрочный рост налогов, и т. д. Но главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем : постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства , которые можно передать рынку . Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений , отмене необоснованных дотаций и субсидий и т. д.

4) Национальная антиинфляционная стратегия должна быть настроена так,

чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних

инфляционных  импульсов.14

     Тактические методы антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции и демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без воздействия на

предложение.

1) Краткосрочные резервы роста предложения:

а) государственная  поддержка повышения товарности экономики (льготное

налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства и

услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею и т. д.);

б) поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству (мировой рынок информационных услуг);

в) разумно  организованная приватизация собственности (она ведет к ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита);

г) массированный  потребительский импорт и частичная  реализация

государственных стратегических запасов;

2) Снижение текущего спроса:

а) повышение  ставки процента по вкладам (процент  по вкладам должен быть не меньше суммы текущего темпа роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий);

б) повышение  процента по государственным облигациям, распространение

акционерной формы собственности , приватизация , продажа земли ;

в) для  понижения уровня ликвидности сбережений  практикуется установление повышенной нормы процента по срочным вкладам (а также другие приемы для удержания депозитов в банковской сфере;

г) денежная реформа конфискационного типа (нацелена на экспроприацию части принадлежащих  населению доходов и снижение текущего спроса);

д) повышение  курса национальной валюты.

Отдельные инструменты государственной экономической  политики могут

употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью . В зависимости от характера целей будет изменяться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период .

Заключение

    

      Государственное вмешательство в экономику страны необходимо. существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно

необходимо . Это : перераспределение доходов  и ресурсов , регулирование

занятости , антиинфляционная и антимонопольная  политика , исправление

последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение

занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т. д.

Средства  государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства , а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке .

    Генеральной целью государственного регулирования экономики является

стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся

внешним условиям. Государственное регулирование - это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Так же тесно связано государственное регулирование с экономической теорией, экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и другими. 

Библиографический список 

  1. Булатов А.С..Экономика : Учебник.5-е изд. Изд.: Инфра-М. Москва.2007
  2. Ведякина В.И. Бакалавр экономики (Хрестоматия)Т.2  с. 282
  3. Кушлин В.И.  Государственное регулирование экономики. Изд.: РАГС 2005 с.829
  4. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Путь России, 2002. - С. 13 - 38. (Энциклопедия рыночного хозяйства: ЭРХ)
  5. Государственное регулирование национальной экономики : Учебное пособие. Изд.: Финансы и статистика, 2007, с. 480
  6. Государственное регулирование национальной экономики Изд.: Альфа-М, 2008 ,с. 653
  7. Харченко Е. В., Вертакова  Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики. 2010,  с.328
  8. Харченко Е. В., Вертакова Ю. В. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – М.: КноРус. 2009 г.
  9. Бюджетный Кодекс Российской Федерации
  10. Налоговый Кодекс Российской Федерации
  11. «Функции государства в современной экономике» http://www.economyregulation.ru
  12. «Финансовые отношения как инструмент государственного регулирования экономики»№4(18)
  13. Государственное регулирование экономики; Структура экономических функций государства, 2010, http://www.empitry.com
  14. Государственный бюджет РФ //Экономика: 2010, http://www.realtypress.ru

     15. http://ru.wikipedia.org 


Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики