Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования экономики и факторов, влияющих на его реализацию.
Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:
• Раскрыть экономические функции государства;
• Рассмотреть инструменты реализации государственного регулирования экономики;
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность и инструментарий государственного регулирования экономики………………………………………………………………………….5
1.1. Экономические функции государства……………………………………....5
1.2.Инструменты государственного регулирования экономики………………9
1.3.Теоретические взгляды на государственное регулирование…………….15
2.Основные сферы государственного регулирования экономики…………..19
2.1.Государственный бюджет…………………………………………………..19
2.2.Налоги и их функции…………………………………………………….….21
2.3.Антимонопольная и антиинфляционная политика ……………………….24
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………….30
Контроль какого - то одного из этих параметров при свободном формировании других не даст желаемого результата . Государство , защищая интересы граждан , вправе снимать административный контроль лишь по мере демонополизации рынков .
5)Сочетание антимонопольной политики, правовых норм (антимонопольного законодательства) и организационного механизма, обеспечивающего их реализации.13
Антиинфляционная политика.
Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен . Для этого разработан и проверен на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования . Бороться можно лишь с открытой инфляцией . Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора , кроме переключения ее на открытый режим .
Какие же действия государства можно отнести к антиинфляционным? Так, различные формы правоинфляционных компенсаций и иные способы социальной зашиты населения воздействуют не на причины инфляции, а на ее последствия и от нее не спасают. Не правомерно причислять к антиинфляционному регулированию и административный контроль цен . Административные методы должны воздействовать
непосредственно на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос) либо на механизм инфляции. Это и есть критерий, по которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных.
Различают антиинфляционные стратегию, соединяющую цели и методы
долговременного характера, и тактику, которая дает результаты в
краткосрочном периоде времени.
Важнейшие задачи антиинфляционной стратегии :
1) Стратегия гашения инфляционных ожиданий предполагает изменение
психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением
сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Это возможно при выполнении двух условий. Во - первых, всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Во - вторых, существование правительства национального согласия пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.
2) Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее
ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка и складывается из долгосрочного темпа роста реального продукта и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т. д. В инфляционной экономике денежная политика должна играть решающую роль. Осуществление антиинфляционной политики предполагает также и наличие современной банковской системы, причем Центральный Банк (ЦБ) независим от исполнительной власти. Нужно иметь в виду, что каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, то есть представляет собой самоусиливающийся процесс.
3) Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решаться двумя путями : увеличением доходов и уменьшением расходов государства . Это можно осуществить разными путями: совершенствование налоговой системы, краткосрочный рост налогов, и т. д. Но главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем : постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства , которые можно передать рынку . Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений , отмене необоснованных дотаций и субсидий и т. д.
4) Национальная антиинфляционная стратегия должна быть настроена так,
чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних
инфляционных импульсов.14
Тактические методы антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции и демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без воздействия на
предложение.
1) Краткосрочные резервы роста предложения:
а) государственная поддержка повышения товарности экономики (льготное
налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства и
услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею и т. д.);
б) поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству (мировой рынок информационных услуг);
в) разумно организованная приватизация собственности (она ведет к ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита);
г) массированный потребительский импорт и частичная реализация
государственных стратегических запасов;
2) Снижение текущего спроса:
а) повышение ставки процента по вкладам (процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего темпа роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий);
б) повышение процента по государственным облигациям, распространение
акционерной формы собственности , приватизация , продажа земли ;
в) для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется установление повышенной нормы процента по срочным вкладам (а также другие приемы для удержания депозитов в банковской сфере;
г) денежная
реформа конфискационного типа (нацелена
на экспроприацию части
д) повышение курса национальной валюты.
Отдельные
инструменты государственной
употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью . В зависимости от характера целей будет изменяться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период .
Заключение
Государственное вмешательство в экономику страны необходимо. существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно
необходимо . Это : перераспределение доходов и ресурсов , регулирование
занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление
последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение
занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т. д.
Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства , а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке .
Генеральной целью государственного регулирования экономики является
стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся
внешним
условиям. Государственное регулирование
- это не просто организационно-управленческая
или экономическая, но и социальная проблема.
Являясь важнейшим звеном экономических
знаний, государственное регулирование
тесно связано с другими научными дисциплинами,
и прежде всего с системой государственного
управления. Так же тесно связано государственное
регулирование с экономической теорией,
экономической географией, регионоведением,
муниципальным менеджментом, экономической
историей, статистикой, отраслевыми экономиками
и другими.
Библиографический
список
15. http://ru.wikipedia.org
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики