Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного регулирования экономики и факторов, влияющих на его реализацию.
Для достижения указанной цели в работе последовательно необходимо решить ряд задач:
• Раскрыть экономические функции государства;
• Рассмотреть инструменты реализации государственного регулирования экономики;
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность и инструментарий государственного регулирования экономики………………………………………………………………………….5
1.1. Экономические функции государства……………………………………....5
1.2.Инструменты государственного регулирования экономики………………9
1.3.Теоретические взгляды на государственное регулирование…………….15
2.Основные сферы государственного регулирования экономики…………..19
2.1.Государственный бюджет…………………………………………………..19
2.2.Налоги и их функции…………………………………………………….….21
2.3.Антимонопольная и антиинфляционная политика ……………………….24
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………….30
Внешние, или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в. что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает действительным потребностям общества.
Следует также отметить, что рыночный выбор "слеп" к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательство государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.
Негативные последствия действия вышеперечисленных и других фактогров привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы. Особенно отчетливо это выявилось в период "великой депрессии" 1929 - 1933 гг.
Институционально-социальная модель,
предполагает реализацию трех функций
государства, путем его исторического
оптимального вмешательства в экономическую
жизнь общества, через силовые структуры,
экономические и социальные факторы (институты).
Исторически обусловленная реализация
этих функций государством должна обеспечивать
минимум отрицательных и максимум положительных
внешних эффектов в хозяйственной жизни,
дополняя этим сумму полезных эффектов
внутри самой рыночной системы.
СИГ – социальные институты государства,
как носители, защитники и выразители
традиций, привычек, исторического опыта,
международных обязательств, культуры,
РБСИФ–регулирование
баланса социальных интересов фирм;
РБСДХ – регулирование баланса социальных
интересов домохозяйств;
ТУ -товары и услуги;
ЧН –чистые налоги;
ФП –факторы производства
ИП –издержки производства;
ДДХ –доходы домохозяйства;
РД –ресурсы домохозяйства;
ПД –продукты домохозяйства
ДФ –доходы фирм
РОФ –регулирование отклонений фирм;
Институционально-социальная модель является
самой сложной по составу факторов. Ее
непросто представить чисто количественно.
Она показывает пределы узких (специальных)
макроэкономических подходов к столь
непростым явлениям, как воздействие государства
на хозяйственную жизнь общества, воплотив
в себя элементы двух предыдущих моделей.8
2.Основные сферы государственного регулирования экономики
2.1.Государственный бюджет
Государственный бюджет, по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.9
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.11
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр. Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Доходы формируются за счет:
Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7 %, доходы целевых бюджетных фондов — 9 %.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
2.2.Налоги и их функции
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причем это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т. д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.
Функция налога - это проявление его
сущности в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов государства. Отсюда возникает
главная распределительная функция налогов,
отражающая их сущность как особого централизованного
звена распределительных отношений. Первой
и наиболее последовательно реализуемой
функцией налогов выступает фискальная
(бюджетная) функция. Формирование доходной
части государственного бюджета на основе
стабильного и централизованного взимания
налогов превращает само государство
в крупнейшего экономического субъекта.
Посредством фискальной функции реализуется
главное общественное назначение налогов
- формирование финансовых ресурсов государства,
аккумулируемых в бюджетной системе и
внебюджетных фондах и необходимых для
осуществления собственных функций (военно-оборонительных,
социальных, природоохранных и др.).
Другая функция налогов как экономической
категории состоит в том, что появляется
возможность количественного отражения
налоговых поступлений и их сопоставления
с потребностями государства в финансовых
ресурсах. Благодаря контрольной функции
оценивается эффективность каждого налогового
канала и налогового "пресса" в целом,
выявляется необходимость внесения изменений
в налоговую систему и бюджетную политику.
Контрольная функция налогово-финансовых
отношений проявляется лишь в условиях
действия распределительной функции.12
Таким образом, обе функции в органическом
единстве определяют эффективность налогово-финансовых
отношений и бюджетной политики. Осуществление
контрольной функции налогов, ее полнота
и глубина в известной мере зависят от
налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы
налогоплательщики (юридические и физические
лица) своевременно и в полном объеме уплачивали
установленные законодательством налоги.
Распределительная функция налогов обладает
рядом свойств, характеризующих многогранность
ее роли в воспроизводственном процессе.
Это прежде всего то, что изначально распределительная
функция налогов носила чисто фискальный
характер: наполнить государственную
казну, чтобы иметь возможность содержать
армию, чиновничий аппарат, а со временем
и социальную сферу (просвещение здравоохранение
и т. д.) Но с тех пор, как государство посчитало
необходимым активно участвовать в организации
хозяйственной жизни в стране, у него появились
регулирующие функции, которые осуществлялись
через налоговый механизм. В налоговом
регулировании появились стимулирующие
и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции,
а также подфункция воспроизводственного
назначения. Стимулирующая подфункция
налогов реализуется через систему льгот,
исключений, преференций, увязываемых
с льготообразующими признаками объекта
налогообложения. Она проявляется в изменении
объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой
базы, понижении налоговой ставки.
2.3.Антимонопольная и антиинфляционная политика
Антимонопольная политика .
Монополизм порожден рынком, но монополизм и рынок – противоположные понятия. Монополизм разрушает экономику , вызывает рост цен при сохранении качества, замедляет научно - технический прогресс . Рассмотрим основные принципы антимонопольной политики :
1) Изучение
рынков , выявление среди них
2) Дифференцированный подход к монопольным рынкам . Антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще . Конечная цель антимонопольной политики состоит в том , чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии .
3) Выявление зоны естественной монополии , в принципе не подлежащей
демонополизации. В частности, для эффективного управления технологическими олигополиями нужны преимущественно административные методы, включая текущее и перспективное планирование производства и инвестиций , контроль над ценами , качеством продукции и т. д. Вмешательство государства в научно - техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм , благоприятствующих свободному обмену научно – технической информацией как внутри отдельных стран , так и между ними . Что касается государственной монополии в отношении товаров неэластичного спроса , то государство национализирует их производства , устанавливает административный контроль над ценами , фиксированные ставки акцизного налога и пр.
4) Выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую антимонопольную политику. Государство стремится на допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного, преимущественно административного, контроля. Экономические регуляторы малоэффективны, ибо на их применение монополия отреагирует дальнейшим повышением цен и свертыванием производства , решая свои проблемы за счет потребителя . Имея дело с монополиями необходимо одновременно контролировать и регулировать цену , количество и качество продукции .
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики