Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выделить достоинства и недостатки рыночной экономики и определить степень вмешательства государства в её функционирование.
Рассматривая проблему «Государственное регулирование рыночной экономики» можно выделить следующие задачи:
* Дать определение рыночной экономике
* Выявить её достоинства и недостатки на фоне других экономических систем
* Выявить необходимость государственного регулирования рыночной экономики, методы, задачи и степень вмешательства государства.
* На фоне мирового финансового кризиса на практике определить достоинства и недостатки рыночной экономики.
* Выявить необходимость усиления государственного регулирования в современных условиях мирового финансового кризиса.

Содержание

Введение 2
Глава I. Характеристика рыночной экономики 4
1.1. Рынок и его функции 4
1.2. Причины возникновения и этапы формирования рыночной экономики 6
1.3. Признаки свободного рынка 8
1.4. Механизмы рыночной экономики. 11
1.5. Достоинства и недостатки рыночной экономики. 12
Глава II. Государственное регулирование рыночных отношений: теоретический аспект. 15
2.1. Предмет, цели и задачи государственной экономической политики. 15
2.2. Методы государственного регулирования рыночной экономики. 18
Глава III. Необходимость усиления государственного регулирования в условиях финансового кризиса. 22
3.1. Причины возникновения мирового финансового кризиса 2008г. 22
3.2. Россия в условиях мирового финансового кризиса. 26
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭКТ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Получение дешевых кредитов населением стимулирует спрос на товары длительного цикла потребления, значит, стимулирует производство данных товаров. Получение дешевых кредитов бизнесом само по себе стимулирует рост производства, рост реализации долгосрочных и среднесрочных инвестиционных проектов, капиталовложений. Низкие ставки по кредитам означают снижение стоимости заемного капитала, а, значит, значительный рост эффективности высокорисковых и неоднозначных в обычных условиях инвестиционных проектов в экономике (убыточных в нормальных условиях).

      Дешевые деньги привели к бешеному спросу на кредиты, сумели подогреть экономический рост США, но наводнили экономику страны, уже не внешний а внутренний рынок излишней денежной массой В итоге, производство не успело за спросом. Спрос на товары со стороны населения вырос больше, чем выросло их производство. К 2005г. экономика США впервые с начала 1990-хгг столкнулась с новой проблемой: проблемой инфляции.

      Мощнейшей составляющей распухания кредитного рынка в США к 2003г. стало доступное ипотечное кредитование для беднейших слоев населения по плавающей процентной ставке (на тот момент очень привлекательной: 2,5-3,5 % годовых).14

      Огромный  объем кредитов под залог приобретаемого жилья был выдан ипотечными брокерами населению практически без всякого обеспечения. Зачастую игнорировались такие незыблемые требования при оценке кредитоспособности заемщика, как существенная величина первого взноса и справка о доходах от работодателя. Основным аргументом подобных действий оставалась очень сильная позиция рынка жилья, его незыблемость, постоянный стабильный рост цен на жилье.

      Однако пятикратный рост учетной ставки за 4 года неизбежно привел к тому, что количество дефолтов по ипотечным закладным стало расти в геометрической прогрессии

     Рядовые американцы оказались просто не способны выплачивать многократно возросшие процентные платежи по кредитам. Их долги по ипотечным закладным постепенно стали переходить в разряд проблемных. В судебном порядке банки добивались продажи предмета залога, которым являлось недвижимое имущество.

     В итоге, на рынок недвижимости было выброшено огромное количество закладного жилья. Соответственно, равновесие между спросом и предложением достаточно быстро и резко сместилось. Цены на недвижимость в США начали быстро снижаться. Смена тренда на рынке недвижимости стала первой искрой глобального экономического кризиса, который мы сейчас наблюдаем.

     Подводя итог можно сказать, что кризис показал  несостоятельность ряда моделей  теории свободных рынков. Практически никто из крупных экономистов не смог предсказать краха мировой финансовой системы, они полагали, что финансовая система сработает как стабилизатор и поглотит все отклонения. Именно способность рынка эффективно распределять риски считалась основным достоинством свободного рынка, которое теперь поставлено под вопрос. Рыночная экономика эффективна только в условиях здоровой конкуренции, которые невозможно достичь путем саморегулирования. В остальных других условиях, рыночная экономика не защищает интересы потребителей, а загоняет их в безысходное положение, когда приходится выбирать дорогое из дорогого и плохое из плохого.

3.2. Россия в условиях мирового финансового кризиса.

     Первым  признаком начинающегося кризиса  в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце  мая 2008 года, который перешёл в  обвал котировок в конце июля. Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства.

     Кризис  ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест.

     В весьма сжатые сроки (практически с ноября 2008 г.) был заявлен широкий набор антикризисных мер, реализация которых потребовала не только разработки и принятия множества нормативных правовых актов, но также формирования механизмов «ручного управления» по ряду инструментов. Многие меры реализовывались в условиях жестких временных ограничений, сильнейшего давления различных групп интересов.15

     Антикризисные меры большей частью сосредоточены на решении следующих задач:

  1. Расширение доступа к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирования частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями).
  2. Снижение нагрузки на бизнес (снижение налоговой нагрузки, снижение вывозных таможенных пошлин, снижение административной нагрузки).
  3. Смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособия по безработице, софинансирование региональных программ по занятости, ограничения на иностранную рабочую силу).
  4. Стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей)
  5. Поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции. 16

     Пока  рано судить о результатах антикризисных  мер государства, но совершенно ясно, что без адекватных мер влияние  мирового финансового кризиса оказалось бы в значительной степени более губительным для общества.

     Таким образом, можно судить, что в условиях мирового финансового кризиса усиление контроля и вмешательства государства  в рыночную экономику необходимо.

 

Заключение

     Подводя итог можно сказать, что рыночная экономика не совершенна. Не может существовать идеально свободной рыночной экономики и нельзя представить нормальное функционирования экономики без вмешательства государства. Для нормального функционирования должна быть создана законодательная база, регулируемая государством. Так же стимулирование или же обременение налогами тех или иных отраслей так же поддерживает баланс на рынке. Государство, регулируя рыночную экономику, преследует свои цели и интересы, но они напрямую зависят от общественной пользы регулирования экономики. В условиях же мирового финансового кризиса государство должно усиленно вмешиваться в экономику, чтобы предотвратить катастрофические последствия и смягчить удар. Благодаря адекватным действиям российского правительствам и грамотной антикризисной политике российская экономика, хотя и потерпев существенные сдвиги всё же держится на плаву.

     Активное  вмешательство в экономику - нормальное явление в жизни любого государства. По мере роста общественного разделения труда, усложнения хозяйственных связей экономическая роль государства растет. Период противопоставления рынка государству, а государства - рынку закончился. Рынок эффективно решает проблему размещения ограниченных ресурсов, но он не может удовлетворить всех потребностей человека, особенно его социальных потребностей. Поэтому государство не может рассматриваться как сила, противостоящая рынку. И рынок, и государство способны выражать интересы общества и отдельного человека, они служат в конечном счете потребностям людей.

     И государство, и рынок - две параллельно  развивающиеся и взаимодействующие формы общественного развития. Поэтому, принимая решение об осуществлении экономической деятельности, приходится сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов регулирования экономики. 

     Так же можно сказать, что в последнее время, в условиях мирового финансового кризиса проявляются существенные недостатки рыночной экономики и несостоятельность теории свободных рынков. Полагалось, что финансовая система сработает как стабилизатор и поглотит все отклонения. Именно способность рынка эффективно распределять риски считалась основным достоинством свободного рынка, которое теперь поставлено под вопрос. Рыночная экономика эффективна только в условиях здоровой конкуренции, которые невозможно достичь путем саморегулирования. В остальных других условиях, рыночная экономика не защищает интересы потребителей, а загоняет их в безысходное положение.

     Сегодня становится актуальным ожидание разработки новой экономической системы, которая  придет на смену рыночной экономики. Государство-основатель такой системы станет несомненным экономическим лидером.

 

Список  литературы

  1. Иохин В.Я.Экономическая  теория: учебник – М. Экономистъ 2004г.861с.
  2. А.С. Булатова  Экономическая теория: учебник – М. БЕК 1997г. 785 с.
  3. Акулов В. Б., Акулова О. В. «Экономическая теория», Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002г. 714с.
  4. Т.Г. Морозова, Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов, М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 255 с.
  5. М.Н. Чепурина, Курс экономической теории: учебник, Киров: АСА, 2004, 832 с.
  6. В.И. Кушлин Государственное регулирование рыночной экономики: учебник, Издание 2-е, перераб. и доп, М.: Изд-во РАГС, 2002, 820 с.
  7. Коновалов В.Л., Глобальный экономический кризис: причины и возможные пути его преодоления, Финансы и кредит, М., 2009г, №39
  8. Оценка антикризисных мер по поддержке реального сектора российской экономики: доклад ГУ-ВШЭ, МАЦ, Москва, 2009
  9. http://www.worldbank.org/
  10. http://www.gks.ru/

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики