Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выделить достоинства и недостатки рыночной экономики и определить степень вмешательства государства в её функционирование.
Рассматривая проблему «Государственное регулирование рыночной экономики» можно выделить следующие задачи:
* Дать определение рыночной экономике
* Выявить её достоинства и недостатки на фоне других экономических систем
* Выявить необходимость государственного регулирования рыночной экономики, методы, задачи и степень вмешательства государства.
* На фоне мирового финансового кризиса на практике определить достоинства и недостатки рыночной экономики.
* Выявить необходимость усиления государственного регулирования в современных условиях мирового финансового кризиса.

Содержание

Введение 2
Глава I. Характеристика рыночной экономики 4
1.1. Рынок и его функции 4
1.2. Причины возникновения и этапы формирования рыночной экономики 6
1.3. Признаки свободного рынка 8
1.4. Механизмы рыночной экономики. 11
1.5. Достоинства и недостатки рыночной экономики. 12
Глава II. Государственное регулирование рыночных отношений: теоретический аспект. 15
2.1. Предмет, цели и задачи государственной экономической политики. 15
2.2. Методы государственного регулирования рыночной экономики. 18
Глава III. Необходимость усиления государственного регулирования в условиях финансового кризиса. 22
3.1. Причины возникновения мирового финансового кризиса 2008г. 22
3.2. Россия в условиях мирового финансового кризиса. 26
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭКТ.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Составляющими государственной экономической  политики являются государственные  научно-техническая, инновационная, антимонопольная, налоговая политики, а также политика обеспечения национальной экономической безопасности.

  Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития. К приоритетным направлениям можно добавить политику в разрезе отраслей материального производства и непроизводственной сферы, политику в области приватизации или реприватизации и т.д.

     На  предстоящий период основными целями государственной экономической  политики должны быть: 

  • обеспечение стабильной и предсказуемой федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти);
  • предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественным монополиям, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти;
  • сокращение  различий в социально-экономическом развитии регионов, в том числе финансовая поддержка беднейших регионов;
  • обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории Российской Федерации;
  • создание равных условий для экономического развития субъектов Российской Федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны.5

По отношению  друг к другу цели макроэкономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы и нейтральны.

Взаимозаменяемость  целей означает, что достижение рассматриваемых  целей одновременно невозможно (пример – контроль над темпами инфляции и безработицы).

     Взаимодополняемые цели сочетаются друг с другом (например – рост национального дохода и  рост занятости).

     Нейтральные цели - цели, не влияющие на достижение друг друга.6

     Для достижения поставленных целей необходимо использование отраслевых, социальных и федеральных целевых программ для развития инфраструктуры и решения социальных вопросов в экономически слабых регионах; создание общероссийской информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; приведение в соответствии с федеральным законодательством всех нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

      2.2. Методы государственного регулирования рыночной экономики.

     Цели  макроэкономической политики реализуются  путем государственного регулирования.

     Главными формами вмешательства государства в экономику являются административный метод регулирования и экономический метод.

     Административные  охватывают регуляционные действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, создание наиболее разумных правовых целей для частного производства. Цель – стабильная юридическая обстановка для деловой жизни. Осуществляются через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество.

     Экономические методы государственного регулирования имеют не столько предписательный, сколько воздействующий на определенные аспекты характер. Осуществляются с помощью различных мер макроэкономической политики.

     Ни  одно хозяйственное, а тем более  стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения и последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используют прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.

     Государственное прогнозирование – предвидение  будущего, которым занимаются государственные  и муниципальные органы на разных уровнях управления.

     Прогнозирование выполняет три основные функции в государственном регулировании рыночной экономики:

  • предвидение социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации общества;
  • предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического развития;
  • своевременное внесение коррективов или отмены решений, если этого потребует обстановка, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.

     Прогнозы  обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы бала возможность  оценить все возможные перемены. Это важно в условиях, переходных, кризисных этапов в развитии экономической  системы, когда она становится неустойчивой.

     Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысила роль и значимость прогнозирования. Спрос на качественные прогнозы значительно возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка.

     Прогнозы  нужны государственным органам  прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, то есть для стратегического планирования.

     Можно выделить три функции стратегического  планирования в рыночной экономике:

  1. Определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом внутренних потребностей, этапов развития и трансформации; места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике;
  2. Выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства;
  3. Выработка социально-экономического механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития.7

     Прямое  регулирование – это регулирование  со стороны государства, при котором  субъекты экономики вынуждены принимать  решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

     При косвенном регулировании создаются  предпосылки к тому, чтобы при  самостоятельном выборе экономических  решений, субъекты тяготели к тому варианту, которые соответствуют целям  экономической политики.

     Отсутствие  реального стратегического планирования ограничивает возможности влияния  государства на трансформацию экономики  России и перспективы ее развития.

     Индикативное  планирование носит преимущественно  тактическое значение, направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом.

Функции индикативного планирования в рыночной экономики:

  1. Позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов, которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  2. Производится увязка указанных индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, что делает реализацию этих индикаторов и воздействие на них государства более реальным.
  3. Приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана.

Программирование  социально-экономического развития как  метод государственного регулирования  носит характер более узкий и  конкретный, чем стратегическое и  индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализацию выбранных стратегических приоритетов. Целевое программирование выполняет такие функции, как:

    • выявление приоритетов социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи;
    • концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач;
    • взаимная увязка программ между собой и остальной экономикой.

Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном  уровнях, в деятельности объединений – холдингов, консорциумов, крупных предприятий.

Таким образом прогнозирование, стратегическое планирование и социально-экономическое  программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции  в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития.8

       

 

Глава III. Необходимость усиления государственного регулирования в условиях финансового кризиса.

      В этой главе мы проанализируем влияние  мирового финансового кризиса 2008 года на экономику России и других стран и рассмотрим антикризисные меры государства и усиленное государственное регулирование в этих условиях

3.1. 1.  Причины возникновения мирового финансового кризиса 2008г.

           Ни для кого не секрет, что последние десятилетия экономический рост в развитых странах обеспечивался, прежде всего, за счет роста кредитного рынка. С одной стороны, применяя уравнение Ирвинга-Фишера (MV=РQ, где М -денежная масса, V—скорость оборачиваемости денежной массы, Р — цена на товары и услуги, Q — объем товаров и услуг.), легко доказать, что увеличение оборачиваемости денежных средств в масштабах национальной экономики способствует ускорению производства товаров и услуг, то есть способствует экономическому росту.9

     С другой стороны, сила этого совокупного  спроса, которая, по мнению Дж М Кейнса, является двигателем экономического прогресса, весьма относительна. В случае перекредитования, о чем можно говорить как о факте, применительно к США, экономика в масштабах государства становится маржинальной, то есть чрезмерно использующей эффект левериджа.10

      Чем больше заемных ресурсов в экономике  страны, тем больше, при прочих равных условиях, эта экономика подвержена влиянию риска. В масштабах национальной экономики, которая, помимо прочего, является ядром мировой экономики, любой, даже не самый значительный реализованный риск (такой как временное снижение цен на недвижимость) может привести к необратимым последствиям при необъяснимо высоком значении финансового левериджа.

     Так, основной мерой степени перекредитованности национальной экономики является объем государственного долга, его отношение к объему ВВП страны, а также к объему государственного бюджета. Показательна также динамика объема государственного долга США. На 12 ноября 2009 года общий объем национального долга США превысил 12 трлн долларов. Примечательно отметить, что каждую секунду, сумма долга возрастает примерно на 100 тыс. долл. Объём долга составляет 83,16% ВВП США.11

     Статьи  расходов бюджета превышают доходы (т. н. дефицит бюджета) с конца 60-х годов XX века (с 1970 года профицит бюджета США был зафиксирован только 4 раза - в 1998-2001). Государственный долг достиг максимума в соотношении с ВВП в 1946 году вследствие массивных финансированных облигациями госрасходов на оборону, когда он составлял 121,2 % ВВП. Бурный рост экономики США (и, как следствие, ВВП) в 50-60 годы позволил сократить это значение до уровня около 40%.12

     Федеральная резервная система США (ФРС, Federal Reserve System. FED) - независимый финансовый орган, созданный для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля за коммерческой банковской системой США, в частности путем утверждения монетарной политики за счет утверждения учетной ставки. Главная особенность ФРС США: единоличное право выпуска наличной валюты.

     Учетная ставка напрямую влияет на стоимость  заемных денег. Если деньги становятся дороже (при росте учетной ставки), объем кредитования снижается. Соответственно, снижается совокупный спрос на товары и услуги, снижается инфляционное давление. Более дешевые деньги (при снижении учетной ставки) вызывают рост объемов кредитования и благотворно воздействуют на объем совокупного спроса

В США  банки выдают кредиты бизнесу  и населению в плавающих кредитных ставках. То есть, кредитная ставка рассчитывается по формуле, ставка ФРС США + дельта (маржа банка).

     Поворотным  моментом в экономике США стало  понижение учетной ставки ФРС  до рекордно низкого значения в 1 % к 2003 г. Данный процесс вызвал бум на рынке кредитования и раздувание пузыря на ипотечном рынке Рекордный рост кредитных ресурсов вызвал эффект сильнейшего инфляционного давления. К 2006 г учетная ставка выросла в 5 с четвертью раз - до 5,25 %13

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики