Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма функционирования рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть условия существования рынка;
Проанализировать механизм функционирования рынка;
Проанализировать значение конкуренции для рыночной экономики;
Рассмотреть структуру механизма государственного регулирования экономики;
Проанализировать методы и инструменты государственного регулирования экономики;
Рассмотреть тенденцию развития механизма функционирования рыночной экономики в России.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность рыночной экономики 5
1.1. Условия существования рынка 5
1.2. Механизм функционирования рынка 8
1.3. Конкуренция как основа существования рыночной экономики 10
2. Государственное регулирование рыночной экономики 14
2.1. Структура механизма государственного регулирования 14
2.2. Механизмы и инструменты государственного регулирования экономики 16
2.3. Тенденция развития механизма рыночной экономики в России 22
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Глоссарий 32

Работа содержит 1 файл

Механих функционирования рыночной экономики.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

      К основным направлениям государственного экономического регулирования народного  хозяйства и установления равновесия национального рынка относится  регулирование системы производительных сил в целом и каждого из ее элементов (средств труда, науки и др.) в отдельности; отношений экономической собственности, в том числе ее отдельных форм (акционерной, государственной и др.); технико-экономических отношений, процесса концентрации производства, его специализации и т. д.

      Формами государственного регулирования выступают  планирование (долго-, средне- и краткосрочное), программирование (прежде всего в  виде составления целевых комплексных  программ) и прогнозирование как  на национальном, так и на наднациональном уровнях. Высшей формой государственного регулирования является национальное демократическое экономическое планирование [14].

      Антицикличное регулирование осуществляется с  помощью бюджетной и кредитно-денежной политики. В первом случае с целью  воздействия на платежеспособный спрос населения маневрируют государственными расходами и налогами (когда спрос недостаточный, увеличиваются государственные капиталовложения, снижаются налоги и т. п.; когда он чрезмерный, напротив, — государственные расходы сокращаются, а налоги повышаются). Стимулирование спроса, как правило, усиливает инфляцию, а антиинфляционное регулирование усиливает застой.

      При кредитно-денежном регулировании центральные  банки увеличивают или уменьшают  количество денег в обращении  и ставки кредитного процента.

      По  своей социально-экономической сущности государственная планомерность  означает планомерное извлечение прибыли, централизованное регулирование пропорций  экономики, темпов ее развития с помощью  общенационального планирования, программ, предложений, промышленной политики.

      Причем  государство не устанавливает обязательных норм, оно ориентирует на показатели и рекомендации, не обязательные для  выполнения, поэтому такую планомерность  называют индикативным планированием. С приходом к власти в некоторых развитых странах консервативных правительств, выражающих интересы прежде всего определенных кругов, общенациональные планы все больше сводятся лишь к прогнозированию, без прямого обеспечения финансовыми и другими программами.

      С 80-х гг. XX века, с точки зрения эволюции государственно-корпоративного регулирования, характерным стал поиск компромиссов между рыночным регулированием и программированием. В качестве такого компромисса была использована определенная либерализация механизма регулирования. Это проявилось в частичной приватизации государственной собственности на средства производства, предоставлении финансовой автономии государственным компаниям, отказе от разных форм ценового контроля, ослаблении антитрестовского законодательства, усилении налоговых, кредитных рычагов регулирования экономики и т. д. 

       2.2. Методы и инструменты государственного регулирования экономики 

      К методам (средствам) регулирования  относятся экономическое, правовое, административное. Важнейшее из них  — экономическое регулирование подразделяется на прямое (осуществляемое посредством государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и др.) и косвенное (реализуемое через проведение антицикличной, инвестиционной и других форм политики).

      Правовое регулирование производится путем принятия и совершенствования правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т. д.).

      Административное  регулирование предусматривает  использование мер запрета, разрешения и принуждения. С помощью административных мер проводятся денежные реформы и другие мероприятия.

      Методами  государственно-корпоративного регулирования  рыночной экономики являются проведение реформ в налогообложении корпораций, государственных предприятий и  предприятий немонополизированного сектора экономики, или налоговое регулирование; государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, или научно-техническая политика; активная амортизационная, кредитно-денежная и структурная политика; ценовое регулирование.

      Использование налогов как средства регулирования  экономики осуществляется путем  снижения налоговых ставок или их временной отмены на часть прибыли, которая направляется на инвестиции, проведение НИОКР, создание рабочих  мест, ускоренное развитие некоторых отраслей, регионов, добычу определенных видов полезных ископаемых, охрану окружающей среды и т. п.

      Как считают консервативные правительства, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, ослабляют процесс накопления капитала. Такое объяснение имеет определенный смысл. Но корпорации не склонны сразу же вкладывать накопленные средства в расширение действующих предприятий и строительство новых. Кроме того, многие гигантские корпорации не платят законодательно установленных ставок налога, но это не означает капитализации сэкономленных ими сумм прибыли.

      Чтобы ослабить действие тенденции к торможению корпорациями НТП и накопления капитала, государство активно стимулирует  развитие научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок, проводит научно-техническую политику. Так, в начале 90-х гг. XX века доля федерального правительства США в финансировании этих расходов составляла более 50 %. Государство строит большие научно-исследовательские центры и лаборатории, которые затем передает монополиям, создает научно- и капиталоемкие отрасли промышленности, передает патенты на лицензии, правительственные заказы на НИОКР, готовит научные кадры [11].

      Основными элементами государственной научно-технической  политики являются определение приоритетов и прогнозирование научно-технического развития в соответствии с главными целями общегосударственной стратегии развития. Субъектами формирования и проведения научно-технической политики выступают государство как коллективный ассоциированный капиталист и крупный капитал. На реализацию такой политики в последние годы все большее влияние оказывают прогрессивные ученые, массовые движения за предотвращение негативных последствий НТР и т. п.

      С начала современного этапа НТР в  развитых странах происходят существенные качественные сдвиги в приоритетах научно-технического развития. Поскольку главной целью общегосударственной стратегии развития в этих странах провозглашено развитие наукоемких и высокотехнологических отраслей, государством активно разрабатываются отраслевые научно-технические программы развития, осуществляется их финансирование. Характерным для большинства развитых стран является интенсивное развитие НИОКР в сфере электроники и вычислительной техники, их последующее комплексное внедрение в сферу материального и нематериального производства.

      Второй  элемент осуществления научно-технической  политики в развитых странах —  организационное и ресурсное  обеспечение ключевых направлений  НТП. Основные звенья данного элемента: — распределение государственных ресурсов между различными секторами сферы научных исследований, проведение исследований и разработок в государственных научных центрах; — функционирование государственной контрактной системы, с помощью которой осуществляется финансирование научно-исследовательских разработок и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций; — косвенное государственное стимулирование НИОКР в частном секторе хозяйства через налоговую, амортизационную, патентную, антитрестовскую и внешнеторговую политику; — формирование благоприятного инновационного климата в экономике, в частности, в инфраструктуре, создание национальных служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучения зарубежного опыта и международное сотрудничество; — совершенствование и финансирование системы образования, подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации.

      Третьим основным элементом осуществления  научно-технической политики является оценка полученных в процессе ее реализации результатов. При этом оцениваются возможные последствия НТП, корректируется эта политика.

      Наряду  с прямым финансированием научно-исследовательских  работ, государство с помощью  налоговой, амортизационной, кредитной  политики стимулирует увеличение расходов на НИОКР. В 80-е гг. были разработаны мероприятия по оказанию финансовой, организационной помощи мелким и средним изобретательским фирмам, предоставлению им информации, консультаций, привлечению их к выполнению контрактных соглашений. В ЕЭС в 1985 г. создана Ассоциация венчурного (рискового) капитала, цель которой — оказывать помощь небольшим новаторским компаниям.

      Проведение  государством научно-технической политики связано и с определенными  проблемами, которые значительно  ослабляют ее эффективность, затрудняют достижение равновесия и сбалансированности в функционировании национального рынка. Это, прежде всего, значительная милитаризация экономики; дублирование научных исследований вследствие отсутствия координационных центров; острая нехватка средств для проведения НИОКР во многих гражданских отраслях промышленности и сельского хозяйства; несвоевременная подготовка научных кадров; избыток военных НИОКР и их недостаточное осуществление в гражданских отраслях, что вызывает углубление противоречий между наукой и монополистической собственностью.

      Важным  методом государственно-монополистического регулирования экономики является амортизационная политика правительства. Государство, в частности, проводит политику ускоренной амортизации. С  точки зрения накопления капитала, политика ускоренной амортизации означает рост доли амортизации во внутренних источниках накопления. Такая политика дает возможность корпорациям укрывать от уплаты налогов значительную часть прибыли в связи с тем, что суммы амортизационных отчислений не облагаются налогом, а также вследствие сокращения доли налогов в прибылях по причине прогрессивного характера налогообложения меньшей части балансовой прибыли. В то же время она значительно ускоряет источник инвестирования (поскольку амортизационные отчисления не могут расходоваться на другие цели), а значит, содействует увеличению объемов и эффективности производственных мощностей, в первую очередь, в монополизированном секторе экономики. Хотя политика ускоренной амортизации и способствует оживлению процесса производства, в условиях хронической незагруженности производственных мощностей она ускоряет чрезмерное накопление -основного капитала.

      Кредитная система развитых стран опосредует весь процесс общественного производства и накопления капитала. Элементами кредитной политики являются операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, регулирование уровня банковского процента, банковских резервов, риска и ликвидности банковских операций.

      Происходят  важные структурные изменения внутри промышленности, между промышленностью и сельским хозяйством. Это требует проведения государственной долговременной структурной политики, то есть регулирования государством темпов и пропорций развития основных сфер и отраслей экономики, отдельных регионов. В современных условиях государство является инициатором и организатором стратегического научно-технического прогнозирования и программирования разработки и внедрения средне- и долгосрочных программ развития отраслей, которые определяют НТР, внедрения новых технологий.

      Основным  инструментом воздействия государства на структурную перестройку является организация, финансирование и стимулирование научно-технических исследований, особенно фундаментальных, подготовка кадров, создание инженерно-исследовательских центров.

      Государство также разрабатывает среднесрочные мероприятия по модернизации таких отраслей промышленности, как угольная, кораблестроительная, черная металлургия. Активизируется его участие в развитии отдельных отсталых регионов, повышении эффективности и конкурентоспособности национальных ТНК. С этой целью им предоставляются льготные кредиты, налоговые скидки, гарантии на случай непредвиденных ситуаций.

      Государственное регулирование цен осуществляется государственными органами прямо и  опосредованно. В первом случае государство  устанавливает цены на акцизные товары, на продукцию базовых отраслей промышленности, образующих каркас системы цен (уголь, электроэнергию и др.), которые, как правило, находятся в государственной собственности, предоставляет государственные субсидии, в том числе ценовые, устанавливает договорные цены на товары и услуги военного назначения. В рамках ЕС надгосударственные органы устанавливают фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, унифицируют транспортные тарифы, гармонизируют налоги, социальные выплаты и т. д., что свидетельствует о прямом и опосредованном наднациональном регулировании цен.

      В рамках отдельных стран опосредованное регулирование цен осуществляется через механизм ускоренной амортизации, установление налога на добавленную  стоимость, стимулирование экспортной деятельности отечественных товаропроизводителей, предоставление им льготных кредитов и др. Государственное регулирование цен значительно усиливается во время кризиса.

      Важной  особенностью государствено-монополистического регулирования экономики в развитых странах, где к власти пришло консервативное руководство, является некоторое ослабление государственного вмешательства на национальном уровне при одновременном усилении государственно-монополистического регулирования на наднациональном уровне, которое осуществляется в рамках региональных экономических объединений, международных экономических организаций. Последняя тенденция еще больше усиливается на новом этапе НТР, с началом нового переворота в технологическом способе производства, который носит интернациональный характер. Эти изменения в государственном регулировании экономики на международном уровне будут влиять на национальные формы и методы регулирования. 
 

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики