Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование механизма функционирования рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть условия существования рынка;
Проанализировать механизм функционирования рынка;
Проанализировать значение конкуренции для рыночной экономики;
Рассмотреть структуру механизма государственного регулирования экономики;
Проанализировать методы и инструменты государственного регулирования экономики;
Рассмотреть тенденцию развития механизма функционирования рыночной экономики в России.
Введение 3
1. Экономическая сущность рыночной экономики 5
1.1. Условия существования рынка 5
1.2. Механизм функционирования рынка 8
1.3. Конкуренция как основа существования рыночной экономики 10
2. Государственное регулирование рыночной экономики 14
2.1. Структура механизма государственного регулирования 14
2.2. Механизмы и инструменты государственного регулирования экономики 16
2.3. Тенденция развития механизма рыночной экономики в России 22
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Глоссарий 32
К
основным направлениям государственного
экономического регулирования народного
хозяйства и установления равновесия
национального рынка относится
регулирование системы
Формами
государственного регулирования выступают
планирование (долго-, средне- и краткосрочное),
программирование (прежде всего в
виде составления целевых
Антицикличное
регулирование осуществляется с
помощью бюджетной и кредитно-
При
кредитно-денежном регулировании центральные
банки увеличивают или
По
своей социально-экономической
Причем государство не устанавливает обязательных норм, оно ориентирует на показатели и рекомендации, не обязательные для выполнения, поэтому такую планомерность называют индикативным планированием. С приходом к власти в некоторых развитых странах консервативных правительств, выражающих интересы прежде всего определенных кругов, общенациональные планы все больше сводятся лишь к прогнозированию, без прямого обеспечения финансовыми и другими программами.
С
80-х гг. XX века, с точки зрения эволюции
государственно-корпоративного регулирования,
характерным стал поиск компромиссов
между рыночным регулированием и программированием.
В качестве такого компромисса была использована
определенная либерализация механизма
регулирования. Это проявилось в частичной
приватизации государственной собственности
на средства производства, предоставлении
финансовой автономии государственным
компаниям, отказе от разных форм ценового
контроля, ослаблении антитрестовского
законодательства, усилении налоговых,
кредитных рычагов регулирования экономики
и т. д.
2.2.
Методы и инструменты государственного
регулирования экономики
К методам (средствам) регулирования относятся экономическое, правовое, административное. Важнейшее из них — экономическое регулирование подразделяется на прямое (осуществляемое посредством государственных закупок товаров и услуг, государственного целевого финансирования и др.) и косвенное (реализуемое через проведение антицикличной, инвестиционной и других форм политики).
Правовое регулирование производится путем принятия и совершенствования правовой базы (соответствующего комплекса юридических законов и поправок к ним и т. д.).
Административное регулирование предусматривает использование мер запрета, разрешения и принуждения. С помощью административных мер проводятся денежные реформы и другие мероприятия.
Методами
государственно-корпоративного регулирования
рыночной экономики являются проведение
реформ в налогообложении корпораций,
государственных предприятий и
предприятий
Использование налогов как средства регулирования экономики осуществляется путем снижения налоговых ставок или их временной отмены на часть прибыли, которая направляется на инвестиции, проведение НИОКР, создание рабочих мест, ускоренное развитие некоторых отраслей, регионов, добычу определенных видов полезных ископаемых, охрану окружающей среды и т. п.
Как считают консервативные правительства, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, ослабляют процесс накопления капитала. Такое объяснение имеет определенный смысл. Но корпорации не склонны сразу же вкладывать накопленные средства в расширение действующих предприятий и строительство новых. Кроме того, многие гигантские корпорации не платят законодательно установленных ставок налога, но это не означает капитализации сэкономленных ими сумм прибыли.
Чтобы
ослабить действие тенденции к торможению
корпорациями НТП и накопления капитала,
государство активно
Основными
элементами государственной научно-
С начала современного этапа НТР в развитых странах происходят существенные качественные сдвиги в приоритетах научно-технического развития. Поскольку главной целью общегосударственной стратегии развития в этих странах провозглашено развитие наукоемких и высокотехнологических отраслей, государством активно разрабатываются отраслевые научно-технические программы развития, осуществляется их финансирование. Характерным для большинства развитых стран является интенсивное развитие НИОКР в сфере электроники и вычислительной техники, их последующее комплексное внедрение в сферу материального и нематериального производства.
Второй
элемент осуществления научно-
Третьим основным элементом осуществления научно-технической политики является оценка полученных в процессе ее реализации результатов. При этом оцениваются возможные последствия НТП, корректируется эта политика.
Наряду
с прямым финансированием научно-
Проведение государством научно-технической политики связано и с определенными проблемами, которые значительно ослабляют ее эффективность, затрудняют достижение равновесия и сбалансированности в функционировании национального рынка. Это, прежде всего, значительная милитаризация экономики; дублирование научных исследований вследствие отсутствия координационных центров; острая нехватка средств для проведения НИОКР во многих гражданских отраслях промышленности и сельского хозяйства; несвоевременная подготовка научных кадров; избыток военных НИОКР и их недостаточное осуществление в гражданских отраслях, что вызывает углубление противоречий между наукой и монополистической собственностью.
Важным
методом государственно-
Кредитная
система развитых стран опосредует
весь процесс общественного
Происходят важные структурные изменения внутри промышленности, между промышленностью и сельским хозяйством. Это требует проведения государственной долговременной структурной политики, то есть регулирования государством темпов и пропорций развития основных сфер и отраслей экономики, отдельных регионов. В современных условиях государство является инициатором и организатором стратегического научно-технического прогнозирования и программирования разработки и внедрения средне- и долгосрочных программ развития отраслей, которые определяют НТР, внедрения новых технологий.
Основным инструментом воздействия государства на структурную перестройку является организация, финансирование и стимулирование научно-технических исследований, особенно фундаментальных, подготовка кадров, создание инженерно-исследовательских центров.
Государство также разрабатывает среднесрочные мероприятия по модернизации таких отраслей промышленности, как угольная, кораблестроительная, черная металлургия. Активизируется его участие в развитии отдельных отсталых регионов, повышении эффективности и конкурентоспособности национальных ТНК. С этой целью им предоставляются льготные кредиты, налоговые скидки, гарантии на случай непредвиденных ситуаций.
Государственное
регулирование цен
В
рамках отдельных стран опосредованное
регулирование цен
Важной
особенностью государствено-
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики