Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование механизма функционирования рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть условия существования рынка;
Проанализировать механизм функционирования рынка;
Проанализировать значение конкуренции для рыночной экономики;
Рассмотреть структуру механизма государственного регулирования экономики;
Проанализировать методы и инструменты государственного регулирования экономики;
Рассмотреть тенденцию развития механизма функционирования рыночной экономики в России.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность рыночной экономики 5
1.1. Условия существования рынка 5
1.2. Механизм функционирования рынка 8
1.3. Конкуренция как основа существования рыночной экономики 10
2. Государственное регулирование рыночной экономики 14
2.1. Структура механизма государственного регулирования 14
2.2. Механизмы и инструменты государственного регулирования экономики 16
2.3. Тенденция развития механизма рыночной экономики в России 22
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Глоссарий 32

Работа содержит 1 файл

Механих функционирования рыночной экономики.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

      Но  рынок имеет и негативные стороны [15]:

  1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
  2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
  3. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;
  4. в условиях рынка порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений;
  5. не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т. д.);
  6. не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение;
  7. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
  8. рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
  9. подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.

      Решение перечисленных выше задач берет на себя государство.  

      1. 3. Конкуренция как основа существования  рыночной экономики 

      Конкуренцию не зря называют основой рыночной экономики. Она сдерживает частные  интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно.

      Они устремляются в те отрасли, которые  производят необходимую для потребителя  и рентабельную для товаропроизводителя  продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

      Предпринимательский сектор экономики представляет собой  бесконечное число различных  рыночных ситуаций, ибо нет двух похожих отраслей. В одном случае можно встретить единственного производителя, господствующего на рынке, в другом случае мы видим тысячи и тысячи мелких предприятий, каждое из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями находится множество разнообразных рыночных структур. Это множество с точки зрения механизма формирования цены и объемов производства можно подразделить на четыре типичных рыночных структуры [10]:

  • чистая (совершенная) конкуренция;
  • чистая монополия;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия.

     Диапазон  конкуренции на разных рынках как  среди предприятий, выпускающих  продукцию, так и среди покупателей  весьма значителен.

      Виды  конкуренции оказывают влияние  на размер рынков, цены продаж, объем  производства. С развитием рыночных отношений, форм собственности конкуренция меняла свои формы и методы [17]. Генезис рыночного хозяйства, собственности и конкуренции представлен в таблице 1.1.

      Таблица 1.1

Генезис рыночного хозяйства, собственности  и конкуренции

Формы рыночного хозяйства Виды собственности Разновидность конкуренции
Простое товарное хозяйство Индивидуальная  частная собственность Свободная (совершенная) внутрирегиональная, внутриотраслевая, межцеховая, внутрицеховая
Капиталистическое хозяйство

а)мануфактуры, фабрики

Индивидуальная  капиталистическая собственность Межрегиональная, межотраслевая
б)монополизированная 

 экономика 

Ассоциированные формы собственности капиталистов Несовершенная (монополистическая), недобросовестная
в)государственно-монополистический капитализм Ассоциированная собственность  монополий и государства

Олигополия

г)смешанная  экономика Ассоциированная собственность капиталистов и рабочих Синтез прежних  и новых форм (неценовая, инновационная, экологическая и т.д.)
д) транснациональная экономика Собственность транснациональных корпораций и  транснациональных банков Глобальная
 

      Виды  конкуренции отличаются по количеству предприятий, входящих в отрасль, независимо от того, является ли продукция стандартизированной  или дифференцированной и насколько легко или трудно новым предприятиям войти в отрасль. Характерные черты моделей рыночных структур приведены в таблице 1.2. [16] 
 
 

                                                                  Таблица 1.2.

      Характерные черты основных рыночных структур

Характерная черта Модель  рыночной структуры
Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Число предприятий Очень много Одно Много Несколько
Тип продукта Стандарти-зированный Уникальный: нет  близких аналогов Дифференцированный Стандартизированный и дифференцированный
Контроль  над ценами Отсутствует Значительный Некоторый, но в  узких рамках Значительный  при тайном сговоре
Неценовая конкуренция Отсутствует Упор на рекламу  связей с общественными организациями  Упор на рекламу, торговые знаки и марки Очень типична  при дифференцировании продукта
Условие вступления в отрасль Препятствия отсутствуют Блокировано Сравнительно  легкое Наличие существенных препятствий
Примеры Производство  сельскохоз. продукции, ширпотреба Энергосистемы, железнодорожный транспорт Производство  одежды, обуви Производство  автомашин, металлов, электроприборов
 

      Наиболее  распространенная точка зрения на конкуренцию, как на особую ситуацию на рынке, при  которой ни один из субъектов рынка  не обладает монопольной способностью устанавливать цены и количества товаров на рынке. Исходя из этого, в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» конкуренция понимается, как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельность действия эффективно ограничивает возможности каждого из них повлиять на общие условия обращения товаров и эффективно стимулирует производство тех товаров, которые требуются потребителю» [1].

      Характеристики  рынка совершенной конкуренции используются как некий стандарт для оценки других форм рыночный организации. Отдельные черты совершенной конкуренции можно увидеть на долгосрочной перспективе, когда ресурсы и знания о рынке обладают относительной свободой, двигаясь без очевидных препятствий в соответствии с изменениями рыночных цен.

      Связь между подходами к определению  конкуренции, как типа структуры  рынка, и конкуренции в значении соперничество, заключаются в том, что структура рынка накладывает  отпечаток на поведение.

      Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится небольшим количеством фирм, каждая из которых достаточно велика, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.  Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.

      Это обусловливает большую сложность  решений олигополистов по сравнению  с решениями фирм на других типах  рынков. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие предприятия отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыль.

      Олигополия  занимает промежуточное положение  между монополией и конкуренцией и в другом аспекте. В условиях, когда конкуренция является совершенной, барьеры вхождения на рынок отсутствуют, а монополия не оставляет возможности  для проникновения других фирм.

      На  олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно  невозможным. Чем слабее барьеры  вхождения, тем более вероятно, что  отрасль, в которой продавцы, занимающее прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекательным для новых предприятий.  
 
 
 
 

2. Государственное регулирование рыночной экономики

2.1. Структура  механизма государственного регулирования 

      Государственное регулирование рыночной экономики - один из основных механизмов и форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны.

      В настоящее время в установлении равновесия национального рынка государство принимает активное участие, выполняя важные социально-экономические функции, используя комплекс экономических и административных рычагов.

      Основными элементами механизма регулирования  национального рынка в современных  условиях на Западе являются[16]:

      — рыночное регулирование, осуществляемое с помощью механизмов конкуренции, динамики рыночных цен, стихийного выравнивания спроса и предложения и т. д. Такое  регулирование ограничено преимущественно  рамками немонополизированного  сектора экономики. Именно на таких предприятиях занята большая часть наемных работников;

      — корпоративная планомерность. Гигантские многоотраслевые концерны с помощью  ЭВМ, маркетинга постоянно изучают  структуру, динамику массового спроса проводят целенаправленную работу по его формированию, поэтому их производство ориентировано на определенный рынок.

      — государственное регулирование  путем целенаправленного воздействия  государственных учреждений и организаций  на развитие общественного способа  производства с целью его стабилизации и приспособления к меняющимся условиям. Такое регулирование наиболее полно осуществляется через государственные заказы, закупку государством значительной части продукции, что означает гарантированный спрос на нее.

      Государственное регулирование осуществляется также посредством проведения антицикличной, региональной, инвестиционной, амортизационной, структурной, денежно-кредитной, финансово-бюджетной, антиинфляционной, валютной, таможенной, ценовой, социальной, экологической форм политики.

      Между составными элементами механизма регулирования современного капитализма существует постоянное взаимодействие, взаимопроникновение. Это значит, например, что механизм рыночного регулирования в определенной мере дополняет корпоративную планомерность, которая частично распространяется и на немонополизированный сектор экономики.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики