Государственное регулирование рыночного хозяйства: сущность,необходимость, модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики ( ГРЭ ) в условиях рыночного


хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол-


нительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными го-


сударственными учреждениями и общественными организациями в целях ста-


билизации и приспособления существующей социально -экономической сис-


темы к изменяющимся условиям.

Работа содержит 1 файл

Введение +содержание и литература.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

циональной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рента- 

бельности или  дефицитности этих объектов государственной  собственности.  

Фиксация цен  или установление пределов их повышения  в негосударственном  

секторе – типичное средство административного хозяйственного регулирова- 

ния. Эта фиксация чаще всего используется в исключительных случаях в ка- 

честве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами      

 

на определенные виды товаров осуществляется национальными органами. 

  
 

  1. Роль государства в кризисной экономике.
 

     Главная причина кризиса лежит в сфере политики российского государства, 

допустившего  одностороннюю ориентацию реформ на стабилизацию финансов 

( политика монетаризма  ) в ущерб интересам населения  и реальному сектору  

экономики. 

     Социально  – экономический кризис характеризуется  следующими чертами: 

- резкое падение уровня жизни.   

Каждый пятый  житель страны получает доходы,  которые не позволяют приоб- 

рести товары и  услуги,  включенные в состав потребительской корзины. 

- деградация социальной сферы. 

Так,  в России в процентах от ВВП расходы на науку,  образование и здравохра- 

нение в 3-5 раз  меньше,  чем в развитых странах  Запада. Упадок  социальной  

сферы сопровождается ее вынужденной коммерциализацией,  уходом наиболее 

квалифицированных работников из промышленности в сферу  услуг,  слабым  

притоком  молодых  и перспективных кадров. 

- высокая безработица,  составляющая 20-25  % самостоятельного  населения. 

 Налицо угроза  дальнейшего роста безработицы  в связи с реструктуризацией 

промышленности.  Государственные органы не готовы к регулированию рынка 

труда и проведению эффективной политики занятости. 

- опасное нарастание  социальной напряженности. 

Рост забастовочной  волны,  характеризующейся с принятием участия в этом  

движение категорий  служащих и интеллигентов, которые  раньше не участвова- 

ли в акциях протеста.

- растущая дифференциация  доходов и концентрация  огромного богатства  в  

руках очень узкой группы граждан. 

В условиях высокой  дифференциации доходов не может сложиться средний  

класс,  который  является источником экономического процветания  и социаль- 

но – политической стабильности во всех современных обществах. 

- острый демографический  кризис. 

На продолжительность  жизни в России влияет очень высокий уровень заболе- 

ваемости и  инвалидности,   распространяются болезни,  обусловленные несо- 

циальным благополучием,  обостряется проблема социальной защиты престаре- 

лых. 

- утраты населением  доверия к власти. 

Опыт стран,  осуществлявших глубокие преобразования,  однозначно свиде- 

тельствует: успех возможен только в том случае,  когда реформы пользуются 

поддержкой большинства  населения и ведут к росту  его благосостояния. 

     Для  преодоления кризиса в России  необходимо изменить курс проведения 

реформ,  а  это означает:  усилить роль государственного регулирования эконо- 

мики. 

     В  кризисной ситуации стране необходимо  эффективное государство.  При  

этом важно  руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод,  по- 

скольку понятие  эффективного государства никоим образом не тождественно  

возврату к  централизованной хозяйственной деятельности.  Оно должно про- 

явить умение в  использовании той собственности,  которой располагает,  для  

увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики.

     Российское  правительство особое внимание  уделяет концептуальной и зако- 

нодательной проработке государственного строительства в тех основных на- 

правлениях: 

-  формирование  эффективной системы государственного  управления,  обеспе- 

чение экономической, организационно – правовой активности государства в це- 

лях стимулирования экономического подъема; 

-  развитие  правовых и налого – бюджетных  основ федерального устройства  го- 

сударства; 

-  легимизация  диалога между всеми ветвями власти в интересах общественно- 

го согласия и стабильности. 

     Важным  направлением государственной деятельности  является поддержка  

законодательных инициатив,  содействующих развитию конкурентной среды и 

предпринимательской деятельности. 

     Государство должно активироваться как в создании технических,  а так и ор- 

ганизационных условий формирования рынка капитала.  Необходимо помочь  

развитию институтов и технологий,  трансформации  внутренних сбережений  

предпринимателей  и населения в производственные инвестиции. 

     Бесхозность  государственной собственности  – один из тормозов на пути  к            

экономическому  росту,  причина невыплаты налогов  и источник скрываемых  

доходов.  Налаживание  эффективного управления государственными предприя- 

тиями,  грамотное  управление государственными активами в рыночном режиме 

расчищают дорогу экономическому росту. 

     Поддержка  отечественного предпринимателя  и обеспечение конкуренции – 

- важные функции  государства,  которые,  однако,  оно выполняет с большим  

отставанием.  Например,  антимонопольное регулирование является одним из  

наименее разработанных  направлений на макроэкономическом уровне.  На сме- 

ну универсальным  социалистическим монополиям пришли не столько естест- 

венные монополисты,  сколько крупные финансовые корпорации – организаци- 

онно – аморфные,  высокорисковые,  слабо поддающиеся  общественному воз- 

действию. 

     Вся  прежняя картина проведения курса  реформ в России показала несостоя- 

тельность регулирования  экономикой.  

     Выход из кризиса и будущность экономического развития во многом зависят 

от взаимодействия государства и частной собственности,  многоукладности  

экономики,  финансовой стабилизации, укрепления национальной валюты, рос- 

та внутренних накоплений населения,  благоприятной реструктуризации наше- 

го внешнего долга и устойчивого положительного сальдо внешней торговли и  

т. д. 

     Государственная  политика в финансовом секторе  идет в разрез с интересами  

промышленности.  Два пути переломления этой тенденции: 1) активизация дол- 

госрочных инвестиций в основной капитал для создания новых производств;  

2) увеличение  вложений в оборотные фонды  для более полного использования 

производственного и трудового потенциала.    

     Государство  должно выступать инициатором дальнейших институциональ- 

ных преобразований. 

    Государству  предстоит поддержать новое направление  в банковской деятель-

ности – реструктуризацию банковской системы. 
 

     Эффективное  и ответственное государство,   свобода выбора и предпринима- 

тельства,  личный интерес,  труд,  соединенный с  законом и гарантированными  

гражданскими  правами, - должны стать движущими  силами экономического  

развития России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические модели государственного регулирования экономики.
 

     Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал 

известнейший  экономист Кейнс.  Кейнсианская политика ставила своей целью  

контроль над  общим спросом и его регулированием таким образом,  чтобы он  

находился в  соответствии с общим предложением при достижении полной  и  

высокой занятости  населения.  Модель Кейнса предусматривала  стимулирова-    

ние совокупного  спроса путем побуждения к инвестированию частного капита- 

ла,   а также  через государственное финансирование общественных работ и не- 

которое перераспределение  через бюджет,  дефицитное финансирование эконо- 

мики,  а также  манипулирование учетной ставкой  процента. Целевые приорите- 

ты модели Кейнса – занятость и стабильность экономического роста,  а инстру- 

менты – государственный  бюджет и кредитно – денежная политика.  Кейнс и  

его последователи  исходят из того,  что чисто  рыночный механизм не в состоя- 

нии обеспечить стабильный экономический рост и  полную занятость,  и именно 

поэтому требуется  вмешательство государства.  Кейнс и его последователи счи- 

тали,  что  государство должно способствовать выводу экономики из кризиса,  

проводя экспансионистскую  финансовую и денежно – кредитную  систему. 

     Кейнсианская  концепция явилась теоретическим  обоснованием нового под- 

хода к роли государства в рыночной экономике.  

     Доктрина  Кейнса нашла наиболее высшее  применение в США,  показав  нам  

хорошую результативность. 

     Противники  же кейнсианской школы были  сторонники неоклассической  

школы.  Они  исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к 

равновесию,  устойчивости и стабильности. Они утверждают,  что рынок и кон- 

Информация о работе Государственное регулирование рыночного хозяйства: сущность,необходимость, модели