Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:44, курсовая работа
Государственное регулирование экономики ( ГРЭ ) в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол-
нительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными го-
сударственными учреждениями и общественными организациями в целях ста-
билизации и приспособления существующей социально -экономической сис-
темы к изменяющимся условиям.
циональной
бельности или
дефицитности этих объектов государственной
собственности.
Фиксация цен
или установление пределов их повышения
в негосударственном
секторе – типичное
средство административного
ния. Эта фиксация
чаще всего используется в исключительных
случаях в ка-
честве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами
на определенные
виды товаров осуществляется национальными
органами.
Главная причина кризиса лежит в сфере
политики российского государства,
допустившего
одностороннюю ориентацию реформ на
стабилизацию финансов
( политика монетаризма
) в ущерб интересам населения
и реальному сектору
экономики.
Социально
– экономический кризис
- резкое
падение уровня жизни.
Каждый пятый
житель страны получает доходы, которые
не позволяют приоб-
рести товары и
услуги, включенные в состав потребительской
корзины.
- деградация
социальной сферы.
Так, в России
в процентах от ВВП расходы на науку,
образование и здравохра-
нение в 3-5 раз
меньше, чем в развитых странах
Запада. Упадок социальной
сферы сопровождается
ее вынужденной коммерциализацией,
квалифицированных
работников из промышленности в сферу
услуг, слабым
притоком молодых
и перспективных кадров.
-
высокая безработица,
составляющая 20-25 %
самостоятельного
населения.
Налицо угроза
дальнейшего роста безработицы
в связи с реструктуризацией
промышленности.
Государственные органы не готовы к регулированию
рынка
труда и проведению
эффективной политики занятости.
-
опасное нарастание
социальной напряженности.
Рост забастовочной
волны, характеризующейся с принятием
участия в этом
движение категорий
служащих и интеллигентов, которые
раньше не участвова-
ли в акциях протеста.
-
растущая дифференциация
доходов и концентрация
огромного богатства
в
руках
очень узкой группы
граждан.
В условиях высокой
дифференциации доходов не может сложиться
средний
класс, который
является источником экономического процветания
и социаль-
но – политической
стабильности во всех современных обществах.
-
острый демографический
кризис.
На продолжительность
жизни в России влияет очень высокий
уровень заболе-
ваемости и
инвалидности, распространяются
болезни, обусловленные несо-
циальным благополучием,
обостряется проблема социальной защиты
престаре-
лых.
-
утраты населением
доверия к власти.
Опыт
стран, осуществлявших глубокие преобразования,
однозначно свиде-
тельствует:
успех возможен только в том случае,
когда реформы пользуются
поддержкой большинства
населения и ведут к росту
его благосостояния.
Для
преодоления кризиса в России
необходимо изменить курс
реформ, а
это означает: усилить роль государственного
регулирования эконо-
мики.
В
кризисной ситуации стране
этом важно
руководствоваться критерием
скольку понятие
эффективного государства никоим образом
не тождественно
возврату к
централизованной хозяйственной деятельности.
Оно должно про-
явить умение в
использовании той
увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики.
Российское
правительство особое внимание
уделяет концептуальной и зако-
нодательной проработке
государственного строительства в тех
основных на-
правлениях:
- формирование
эффективной системы
чение экономической,
организационно – правовой активности
государства в це-
лях стимулирования
экономического подъема;
- развитие
правовых и налого – бюджетных
основ федерального устройства
го-
сударства;
- легимизация
диалога между всеми ветвями власти
в интересах общественно-
го согласия
и стабильности.
Важным
направлением государственной
законодательных
инициатив, содействующих развитию
конкурентной среды и
предпринимательской
деятельности.
Государство
должно активироваться как в создании
технических, а так и ор-
ганизационных
условий формирования рынка капитала.
Необходимо помочь
развитию институтов
и технологий, трансформации
внутренних сбережений
предпринимателей
и населения в производственные
инвестиции.
Бесхозность
государственной собственности
– один из тормозов на пути
к
экономическому
росту, причина невыплаты налогов
и источник скрываемых
доходов. Налаживание
эффективного управления государственными
предприя-
тиями, грамотное
управление государственными активами
в рыночном режиме
расчищают дорогу
экономическому росту.
Поддержка
отечественного
- важные функции
государства, которые, однако,
оно выполняет с большим
отставанием.
Например, антимонопольное регулирование
является одним из
наименее разработанных
направлений на макроэкономическом
уровне. На сме-
ну универсальным
социалистическим монополиям пришли не
столько естест-
венные монополисты,
сколько крупные финансовые корпорации
– организаци-
онно – аморфные,
высокорисковые, слабо поддающиеся
общественному воз-
действию.
Вся
прежняя картина проведения
тельность регулирования
экономикой.
Выход
из кризиса и будущность экономического
развития во многом зависят
от взаимодействия
государства и частной
экономики, финансовой
стабилизации, укрепления национальной
валюты, рос-
та внутренних
накоплений населения, благоприятной
реструктуризации наше-
го внешнего
долга и устойчивого
т. д.
Государственная
политика в финансовом секторе
идет в разрез с интересами
промышленности.
Два пути переломления этой тенденции:
1) активизация дол-
госрочных инвестиций
в основной капитал для создания
новых производств;
2) увеличение
вложений в оборотные фонды
для более полного
производственного
и трудового потенциала.
Государство
должно выступать инициатором дальнейших
институциональ-
ных преобразований.
Государству
предстоит поддержать новое
ности – реструктуризацию
банковской системы.
Эффективное
и ответственное государство,
свобода выбора и предпринима-
тельства, личный
интерес, труд, соединенный с
законом и гарантированными
гражданскими
правами, - должны стать движущими
силами экономического
развития России.
Главным идеологом активного вмешательства
государства в экономику стал
известнейший
экономист Кейнс. Кейнсианская политика
ставила своей целью
контроль над
общим спросом и его
находился в
соответствии с общим предложением при
достижении полной и
высокой занятости
населения. Модель Кейнса предусматривала
стимулирова-
ние совокупного
спроса путем побуждения к инвестированию
частного капита-
ла, а также
через государственное
которое перераспределение
через бюджет, дефицитное финансирование
эконо-
мики, а также
манипулирование учетной
ты модели Кейнса
– занятость и стабильность экономического
роста, а инстру-
менты – государственный
бюджет и кредитно – денежная политика.
Кейнс и
его последователи
исходят из того, что чисто
рыночный механизм не в состоя-
нии обеспечить
стабильный экономический рост и
полную занятость, и именно
поэтому требуется
вмешательство государства. Кейнс
и его последователи счи-
тали, что
государство должно способствовать
выводу экономики из кризиса,
проводя экспансионистскую
финансовую и денежно – кредитную
систему.
Кейнсианская
концепция явилась
хода к роли
государства в рыночной экономике.
Доктрина
Кейнса нашла наиболее высшее
применение в США, показав
нам
хорошую результативность.
Противники
же кейнсианской школы были
сторонники неоклассической
школы. Они
исходят из постулата о тенденции капиталистической
экономики к
равновесию,
устойчивости и стабильности. Они утверждают,
что рынок и кон-