Государственное регулирование рыночного хозяйства: сущность,необходимость, модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики ( ГРЭ ) в условиях рыночного


хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол-


нительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными го-


сударственными учреждениями и общественными организациями в целях ста-


билизации и приспособления существующей социально -экономической сис-


темы к изменяющимся условиям.

Работа содержит 1 файл

Введение +содержание и литература.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    Р. Коуз ( американский экономист, теоретик неоклассической школы ) счита- 

ет,  что регулирование  внешних эффектов наиболее выгодно на основе частных 

соглашений собственников. 

  1. Перераспределение доходов.
 

Рынок не обеспечивает социальной справедливости. Рыночное регулирование  

сопряжено с  большой дифференциацией доходов. Опыт показывает, что эффек- 

тивными инструментами минимизации этих издержек является оптимальное  

налогооблажение и выплаты по системе социального  страхования ( пенсии,  по- 

собия по безработице  и т.д.).  При такой перераспределительной  системе рас- 

пределение располагаемых  доходов оказывается наиболее равномерным,  чем  

распределение первичных доходов. 

  1. Проведение  антимонопольной  политики.
 

Это еще один фактор,  заставляющий государство  прибегать к корректировке 

рыночных механизмов, - несовершенство реального рынка  в сравнении с его  

идеальной теоретической моделью,  несовершенство,  порождаемое крупными  

корпорациями,  монополизирующими рынки товаров  и труда и делающими це- 

ны жесткими, негибкими, малоподвижными в сторону  понижения. Борьба с мо- 

нополизмом,  защита принципов свободной конкуренции могут быть выполне- 

ны только государством.  Для достижения этой цели государство  опирается на  

антимонопольное законодательство. 

  1. Поддержка малого бизнеса.

В смешанной  экономике малый бизнес играет весьма заметную роль:  он спо- 

собствует поддержанию конкуренции и созданию рабочих мест. Он представля- 

ет собой совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не вхо- 

дящих ни в одно монополистическое объединение  и выполняющих подчинен- 

ную по отношению  к монополии роль в экономике. Государство оказывает под- 

держку малому бизнесу посредством налоговой,  кредитной политики, оказания 

образовательных,  консалтинговых и иных услуг. 

  1. Макроэкономическая  стабилизация.
 

Это одна из главных  регулирующих функций государства.  Она направлена на  

предотворение экономического спада,  поддержание  показателей функциониро- 

вания экономики  на определенном уровне,  оздоровление хозяйства. Макроэко- 

номическая стабилизация достигается посредством фискальной и денежной по- 

литики.  В  период экономических кризисов применяются чрезвычайные меры, 

предусмотренные программой стабилизации экономики. 

  1. Регулирование внешнеэкономической  деятельности.
 

Каждое государство  стремится создать благоприятные  внешние условия для  

развития национальной экономики.  Исходя из конкретных национальных ин- 

тересов государство  проводит либо политику либерализации  либо политику  

протекционизма.  Государственное регулирование внешнеэкономической дея- 

тельности проводится с помощью таможенных штрафов  и нетарифных мер ре- 

гулирования.  Однако,  не следует забывать,  что вмешательство государства  в  

экономику имеет  пределы.  Границей государственного регулирования эконо- 

номики является эффективность рыночной экономики  как системы.  Пересече-

ние этой черты  может привести к исчезновению экономических стимулов,  

обеспечивающих  эффективное функционирование рыночного механизма. 

     4.   Механизм государственного регулирования цен. 

    Цены  являются объектом постоянного  внимания и регулирования со  стороны 

государства.  Цены являются одной из критических точек экономической и со- 

циально – политической жизни,  где  сталкиваются интересы  потребителей  и  

производителей,  импортеров и экспортеров.  Воздействие  на цены служит гло- 

бальным целям  ГРЭ,  целям конъюнктуры и структурной политики,  борьбе с  

инфляцией,  усилению конкурентоспособности на мировых рынках и смягче- 

нию социальной напряженности.   

     Воздействие  государственной экономической  политики на другие объекты  

регулирования,   в свою очередь,  отражается на процессах формирования цен. 

Конкретные акции  в области цен могут иметь  краткосрочные или даже экстрен- 

ные цели,  которые  могут в данный конкретный момент не совпадать с другими  

целями,  но они  всегда служат генеральной цели государственного регулирова- 

ния – оптимизации  темпов и пропорций экономического развития и стабилиза- 

ции социальной системы. 

     Классическая  политическая экономия рассматривала  свободно складываю- 

щиеся на рынке  цены как главный элемент механизма  поддержания равновесия 

между спросом  и предложением. Тарифы на услуги государственных  железных 

дорог,  почты,  телеграфа, продажа продовольствия из государственных запасов 

в неурожайные  годы,  таможенная политика и косвенное  налогооблажение,  су- 

щественным образом  воздействующие на внутренние цены – это неполный пе-

речень мер  государственного регулирования цен.  Попытки регулировать цены  

в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой политики оказались не- 

состоятельными. К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыноч- 

ной экономикой были приняты законы,  представляющие государству полномо- 

чия по воздействию  на цены,  вплоть до их замораживания,  и государственные  

мероприятия по воздействию на цены стали составным  элементом ГРЭ.  Госу- 

дарственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодатель- 

ный,  административный и судебный характер.  Принятые парламентом  законы 

создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами,  а 

также между  ними и государством в сфере ценообразования.  Комплекс этих за- 

конов представляет собой ценовое право.  На основе этого права уполномочен- 

ные государственные  органы осуществляют административную деятельность  

по регулированию  цен.  

    Мероприятия  по регулированию цен осуществляют  министерства экономики, 

финансов и  Центральный банк. 

    В  каждой стране при правительстве  существуют экспертные комитеты,  куда  

входят  известные  специалисты.  Комитеты  призваны консультировать госу- 

дарственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу цено- 

вых законопроектов. 

    1. Наблюдение  и воздействие  на цены.
 

     Наблюдение за ценами служит основой,  на которой базируются все госу- 

дарственные акции  в этой области.  Наблюдением за ценами занимаются цент- 

ральные статистические управления.  Самостоятельные исследования движения

цен часто проводят научно – исследовательские центры профсоюзов,  специаль- 

ные комиссии по заданиям международных организаций. 
 

     Главная  цель наблюдения за ценами  со стороны государственных органов  и  

социальных партнеров  – измерение роста стоимости  жизни для определения  

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий,  а  

также для выяснения  влияния  роста цен на издержки производства  и  нацио- 

нальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на 

цены,  вводя  и отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней  

торговле,  вступая  в интеграционные союзы,  изменяя  учетную ставку, варьируя 

налоги, осуществляя  эмиссию денег. Косвенное влияние  на цены оказывают, по 

существу,  все государственные регулирующие акции,  какой бы цели они не  

служили.  

     Прямым  государственным вмешательством  в процесс ценообразования явля- 

ется государственная  политика установления цен на так  называемые акцизные  

товары.  

     Непосредственное  воздействие на формирование  цен оказывают государст- 

венные субсидии.  Один из видов таких субсидий –  ценовые – предусматривает 

снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.  

    Прямое  воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где 

доля государства  в потреблении товаров и услуг  значительна, например, в воен- 

ных отраслях промышленности,  в ряде подотрослей строительства. 
 

     Эффективным  средством регулирования цен  является налог на добавленную

стоимость.  Этот налог производители включают в  цену товара или услуги,  и  

дифференцированные  изменения ставок этого налога непосредственно  воз- 

действуют на цены. Особым направлением государственной  экономической по- 

литики является государственное воздействие на внешнеторговые цены.  Госу- 

дарственное поощрение  экспорта,  освобождение экспорта от налогов,  а в неко- 

торых странах  – экспортные субсидии;  предоставление льготных кредитов и  

транспортных  тарифов существенным образом отражаются на условиях цено- 

вой конкуренции  на мировом рынке. 

    1. Установление  фиксированных цен  на товары и услуги.
 

     Установление цен на минеральное сырье,  добываемое в государственных 

шахтах,   на электроэнергию с государственных электростанций и железнодо- 

рожные,  почтово  – телеграфные расходы – пример фиксации цен на товары и  

услуги госсектора.  Эти искусственно заниженные цены и  тарифы,  способст- 

вуют снижению издержек производства в частном  хозяйстве и повышению на- 

Информация о работе Государственное регулирование рыночного хозяйства: сущность,необходимость, модели