Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:44, курсовая работа
Государственное регулирование экономики ( ГРЭ ) в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол-
нительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными го-
сударственными учреждениями и общественными организациями в целях ста-
билизации и приспособления существующей социально -экономической сис-
темы к изменяющимся условиям.
Р. Коуз
( американский экономист, теоретик неоклассической
школы ) счита-
ет, что регулирование
внешних эффектов наиболее выгодно
на основе частных
соглашений собственников.
Рынок не обеспечивает
социальной справедливости. Рыночное
регулирование
сопряжено с
большой дифференциацией
тивными инструментами
минимизации этих издержек является оптимальное
налогооблажение
и выплаты по системе социального
страхования ( пенсии, по-
собия по безработице
и т.д.). При такой
пределение располагаемых
доходов оказывается наиболее равномерным,
чем
распределение
первичных доходов.
Это еще один
фактор, заставляющий государство
прибегать к корректировке
рыночных механизмов,
- несовершенство реального рынка
в сравнении с его
идеальной теоретической
моделью, несовершенство, порождаемое
крупными
корпорациями,
монополизирующими рынки
ны жесткими,
негибкими, малоподвижными в сторону
понижения. Борьба с мо-
нополизмом,
защита принципов свободной конкуренции
могут быть выполне-
ны только государством.
Для достижения этой цели государство
опирается на
антимонопольное
законодательство.
В смешанной
экономике малый бизнес играет весьма
заметную роль: он спо-
собствует поддержанию
конкуренции и созданию рабочих мест.
Он представля-
ет собой совокупность
мелких и средних частных предприятий,
прямо не вхо-
дящих ни в одно
монополистическое объединение
и выполняющих подчинен-
ную по отношению
к монополии роль в экономике.
Государство оказывает под-
держку малому
бизнесу посредством налоговой,
образовательных,
консалтинговых и иных услуг.
Это одна из главных
регулирующих функций государства.
Она направлена на
предотворение
экономического спада, поддержание
показателей функциониро-
вания экономики
на определенном уровне, оздоровление
хозяйства. Макроэко-
номическая стабилизация
достигается посредством
литики. В
период экономических кризисов применяются
чрезвычайные меры,
предусмотренные
программой стабилизации экономики.
Каждое государство
стремится создать
развития национальной
экономики. Исходя из конкретных национальных
ин-
тересов государство
проводит либо политику либерализации
либо политику
протекционизма.
Государственное регулирование внешнеэкономической
дея-
тельности проводится
с помощью таможенных штрафов
и нетарифных мер ре-
гулирования.
Однако, не следует забывать,
что вмешательство государства
в
экономику имеет
пределы. Границей государственного
регулирования эконо-
номики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересече-
ние этой черты
может привести к исчезновению экономических
стимулов,
обеспечивающих
эффективное функционирование рыночного
механизма.
4.
Механизм государственного
регулирования цен.
Цены
являются объектом постоянного
внимания и регулирования со
стороны
государства.
Цены являются одной из критических точек
экономической и со-
циально – политической
жизни, где сталкиваются интересы
потребителей и
производителей,
импортеров и экспортеров. Воздействие
на цены служит гло-
бальным целям
ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной
политики, борьбе с
инфляцией, усилению
конкурентоспособности на мировых рынках
и смягче-
нию социальной
напряженности.
Воздействие
государственной экономической
политики на другие объекты
регулирования,
в свою очередь, отражается на процессах
формирования цен.
Конкретные акции
в области цен могут иметь
краткосрочные или даже экстрен-
ные цели, которые
могут в данный конкретный момент
не совпадать с другими
целями, но они
всегда служат генеральной цели государственного
регулирова-
ния – оптимизации
темпов и пропорций экономического
развития и стабилиза-
ции социальной
системы.
Классическая
политическая экономия
щиеся на рынке
цены как главный элемент механизма
поддержания равновесия
между спросом
и предложением. Тарифы на услуги государственных
железных
дорог, почты,
телеграфа, продажа продовольствия
из государственных запасов
в неурожайные
годы, таможенная политика и косвенное
налогооблажение, су-
щественным образом воздействующие на внутренние цены – это неполный пе-
речень мер
государственного регулирования цен.
Попытки регулировать цены
в условиях инфляции
и кризиса путем внешнеторговой
политики оказались не-
состоятельными.
К середине 30-х годов во многих
развитых странах с рыноч-
ной экономикой
были приняты законы, представляющие
государству полномо-
чия по воздействию
на цены, вплоть до их замораживания,
и государственные
мероприятия по
воздействию на цены стали составным
элементом ГРЭ. Госу-
дарственные мероприятия
по регулированию цен могут носить законодатель-
ный, административный
и судебный характер. Принятые парламентом
законы
создают правовую
основу отношений между хозяйственными
субъектами, а
также между
ними и государством в сфере ценообразования.
Комплекс этих за-
конов представляет
собой ценовое право. На основе
этого права уполномочен-
ные государственные
органы осуществляют административную
деятельность
по регулированию
цен.
Мероприятия
по регулированию цен
финансов и
Центральный банк.
В
каждой стране при
входят известные
специалисты. Комитеты призваны
консультировать госу-
дарственные органы
по вопросам цен и выражать свое
мнение по поводу цено-
вых законопроектов.
Наблюдение
за ценами служит основой, на которой
базируются все госу-
дарственные акции
в этой области. Наблюдением за ценами
занимаются цент-
ральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения
цен часто проводят
научно – исследовательские центры
профсоюзов, специаль-
ные комиссии по
заданиям международных организаций.
Главная
цель наблюдения за ценами
со стороны государственных
социальных партнеров
– измерение роста стоимости
жизни для определения
индекса ежегодного
номинального повышения заработной
платы и пенсий, а
также для выяснения
влияния роста цен на издержки
производства и нацио-
нальную конкурентоспособность.
Государство может оказывать воздействие
на
цены, вводя
и отменяя количественные и таможенные
ограничения во внешней
торговле, вступая
в интеграционные союзы, изменяя
учетную ставку, варьируя
налоги, осуществляя
эмиссию денег. Косвенное влияние
на цены оказывают, по
существу, все
государственные регулирующие акции,
какой бы цели они не
служили.
Прямым
государственным
ется государственная
политика установления цен на так
называемые акцизные
товары.
Непосредственное
воздействие на формирование
цен оказывают государст-
венные субсидии.
Один из видов таких субсидий –
ценовые – предусматривает
снижение цен
путем специальных доплат производителю
или потребителю.
Прямое
воздействие на цены и лидерство в ценах
имеет место в отраслях, где
доля государства
в потреблении товаров и услуг
значительна, например, в воен-
ных отраслях промышленности,
в ряде подотрослей строительства.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную
стоимость. Этот
налог производители включают в
цену товара или услуги, и
дифференцированные
изменения ставок этого налога непосредственно
воз-
действуют на цены.
Особым направлением государственной
экономической по-
литики является
государственное воздействие на внешнеторговые
цены. Госу-
дарственное поощрение
экспорта, освобождение экспорта от
налогов, а в неко-
торых странах
– экспортные субсидии; предоставление
льготных кредитов и
транспортных
тарифов существенным образом отражаются
на условиях цено-
вой конкуренции
на мировом рынке.
Установление цен на минеральное сырье,
добываемое в государственных
шахтах, на
электроэнергию с государственных электростанций
и железнодо-
рожные, почтово
– телеграфные расходы – пример
фиксации цен на товары и
услуги госсектора.
Эти искусственно заниженные цены и
тарифы, способст-
вуют снижению
издержек производства в частном
хозяйстве и повышению на-