Государственное регулирование рыночного хозяйства: сущность,необходимость, модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики ( ГРЭ ) в условиях рыночного


хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол-


нительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными го-


сударственными учреждениями и общественными организациями в целях ста-


билизации и приспособления существующей социально -экономической сис-


темы к изменяющимся условиям.

Работа содержит 1 файл

Введение +содержание и литература.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Введение.  

     Государственное  регулирование экономики ( ГРЭ  ) в условиях рыночного  

хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного,  испол- 

нительного и  контролирующего характера,  осуществляемых правомочными го- 

сударственными учреждениями и общественными организациями в целях ста- 

билизации и  приспособления существующей  социально -экономической сис- 

темы к изменяющимся условиям.  

     Объективная  возможность ГРЭ появляется с  достижением определенного  

уровня,  экономического развития,  концентрации производства и капитала.  В 

современных условиях  ГРЭ  является составной частью процесса  воспроиз- 

водства. Оно  решает различные задачи,  например: стимулирование экономии- 

ческого роста,  регулирование занятости,  поощрение прогрессивных сдвигов в  

отраслевой и  региональной структуре,  поддержка  экспорта. 

     Конкретные  направления,  формы,  масштабы  ГРЭ определяются характером  

и остротой экономических  и социальных проблем в той  или иной стране в  

конкретный период. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Сущность и цели государственного регулирования экономики  (ГРЭ).            

     Суть  государственной антициклической  политики или регулирования хо- 

зяйственной конъюктуры состоит в том, чтобы во время  кризисов и депрессий 

стимулировать спрос на товары и услуги,  капиталовложения и занятость.  Мак- 

рорегулирование рыночной экономики осуществляется в интересах всего об- 

щества в целом  и предполагает проведение государством в стране определен- 

ной экономической  и социальной политики.  Главные цели этой политики -

 

экономический рост.  Благодаря ему обеспечиваются увеличение количества,  

повышение качества жизненных благ, а в итоге и более высокий уровень благо- 

госостояния и  социальной защиты граждан. 

    - полная занятость.  

Через полную занятость  решаются две важные задачи: обеспечиваются работой 

и возможностью зарабатывать необходимый доход  все способные и желающие  

трудиться;  общество избавляется от потерь,  связанных  с недоиспользованием 

его трудовых ресурсов. 

    - экономическая эффективность. 

Она предусматривает,  что все хозяйственные ресурсы  общества применяются с  

максимальной  отдачей.  

     - экономическая свобода.  

Она обеспечивает максимальную свободу ( в рамках закона и ответственности ) 

для всех участников хозяйственных отношений – свободу предпринимательст- 

ва,  свободный  выбор экономических партнеров  и т. д. 

     - обеспечение нетрудоспособных.

Эта цель одна из важнейших признаков цивилизованных,  демократических,            

гуманных обществ,  а это значит,  что всем нетрудоспособным и престарелым,         

 

а также гражданам с ограниченными физическими возможностями должен              

  

 быть обеспечен достойный человека образ жизни. 

     Важной  задачей социально-экономической  политики государства является  

обеспечение стабильности уровня цен, так как инфляция ( рост цен ) и дезинф- 

ляция или дефляция ( резкое падение цен ) нарушают нормальный ход развития 

экономики и  не обходятся без негативных последствий ( банкротство предприя- 

тий,  падение доходов,  рост безработицы). 

     - Баланс во внешнеэкономических связях. 

Его достижение обеспечивает национальному хозяйству  страны необходимое  

равновесие, благоприятные  условия для развития отечественного производства, 

оптимальные пропорции между ввозом – вывозом товаров и капиталов,  проч- 

ность позиций  в торговых,  финансовых,  инвестиционных и других отношени- 

ях с иностранными государствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Основные направления  государственного  регулирования.

 

     Средства  государственного регулирования подразделяются на администра- 

тивные и экономические.  Административные средства не связаны  с созданием  

дополнительного материального стимулирования или  опасностью финансового 

ущерба.  Они  базируются на силе государственной  власти и включают в себя 

меры запрета,  разрешения и принуждения. Административно  – правовое регу- 

лирование идет по двум взаимосвязанным линиям: законодательной  и исполни- 

тельной.  Первая линия предполагает создание государством правовых основ  

экономики – установление законов,  регулирующих права собственности,  поря- 

док предпринимательства,  условия и охрану труда,  деятельность монополий,  

экологические нормы,  права потребителей  и  т. д.  Вторая линия – это текущие 

административные  меры государства по обеспечению соблюдения действую- 

щих законов всеми участниками экономических процессов. 

     Непосредственное государственное управление  (полностью или частично)  

применяется непосредственно  к таким общественно значимым объектам и сфе- 

рам, как оборона,  энергетика,  полезные ископаемые,  водные ресурсы,  обра- 

зование,  здравоохранение,  национальные музеи,  парки и т. д. 

    Важным  инструментом правительственной  политики является государствен- 

ные программы и заказы. Такие программы представляют собой комплекс взаи- 

мосвязанных мер ( производственных,  научно – технических,  социальных,  ор- 

ганизационных ),  направленных на решение той  или иной проблемы,  на дости- 

жение  определенной цели. 

     Комплексные,  целевые программы разрабатываются в разных областях,  на-

пример, в сфере освоения космоса, в создании новых типов вооружений,  в про- 

ведении широких  научных исследований,  строительстве  и др. 

     При  этом правительство делает соответствующий  госзаказ фирмам на произ-  

водство определенных видов продукции. 

      Экономические средства государственного регулирования подразделяются  

на средства денежно – кредитной  и  бюджетной  политики.  Самостоятельным  

комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономи- 

ке.   

     Основные  экономические средства – это:  регулирование учетной ставки  

( дисконтная  политика, осуществляемая центральным  банком );  установление и 

изменение размеров минимальных резервов,  которые  финансовые институты  

страны обязаны  хранить в центральном банке;  операции государственных уч- 

реждений на рынке ценных бумаг,  такие как  эмиссия государственных обяза- 

тельств,  торговля ими и погашение. 

     При  помощи этих инструментов государство  стремится изменить соотноше- 

ние спроса и  предложения на финансовом рынке в нужном направлении.  Пря- 

мое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами 

бюджетной политики. 

     Главным  инструментом мобилизации финансовых  средств для покрытия го- 

сударственных расходов являются налоги.  Они также широко используются  

для воздействия  на деятельность субъектов хозяйства. 

     Государственное  регулирование при помощи налогов  зависит в решающей  

степени от выбора налоговой системы.

     3.   Методы государственного регулирования рыночной экономики.

  

     Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в  

том,  чтобы  разработать такие приемы регулирования  рынка, которые, сохраняя 

его достоинства,  позволили бы свести к минимуму присущие ему недостатки.    

Рассмотрим именно такие недостатки рынка,  которые  могут быть устранены,  

и с помощью  каких именно мер регулирования. 

     Это:  1)  Создание общественных благ. 

Рынок в состоянии  выявить и удовлетворить спрос  лишь на частные блага. Соз- 

дание и реализация общественных благ является задачей государства. Общест- 

венные блага  не являются однородными:  они выступают  как чисто – и час- 

тично – общественные блага.  Производство чисто общественных благ ( нацио- 

нальная оборона,  охрана общественного порядка и др. ) полностью возлагается 

на государство.  В то же время создание частично общественных благ ( образо-  

вание,  здравоохранение,  социальное страхование )  может  осуществляться как     

государством,  так и частным сектором экономики. При этом государство берет 

на себя и  гарантирует лишь такой уровень  потребления частично обществен- 

ных благ,  который  в данный момент может быть обеспечен  ресурсами госбюд- 

жета. 

  1. Регулирование внешних ( побочных ) эффектов.
 

Рыночный механизм не может справиться с этой проблемой.  Внешний эффект- 

- это эффект,  влияющий на фирмы при производстве  товаров.  Он может быть  

как положительным  так и отрицательным. Существуют различные точки зрения 

на решение  проблемы внешних эффектов и участия  в этом вопросе государства.

Так,  английский экономист Пигу предлагает налоговый  путь разрешения этого  

вопроса,  что  предполагает активную роль государства. 

Информация о работе Государственное регулирование рыночного хозяйства: сущность,необходимость, модели