Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:44, курсовая работа
Государственное регулирование экономики ( ГРЭ ) в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, испол-
нительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными го-
сударственными учреждениями и общественными организациями в целях ста-
билизации и приспособления существующей социально -экономической сис-
темы к изменяющимся условиям.
Введение.
Государственное
регулирование экономики ( ГРЭ
) в условиях рыночного
хозяйства представляет
собой систему типовых мер
законодательного, испол-
нительного и
контролирующего характера, осуществляемых
правомочными го-
сударственными
учреждениями и общественными организациями
в целях ста-
билизации и
приспособления существующей социально
-экономической сис-
темы к изменяющимся
условиям.
Объективная
возможность ГРЭ появляется с
достижением определенного
уровня, экономического
развития, концентрации производства
и капитала. В
современных условиях
ГРЭ является составной частью процесса
воспроиз-
водства. Оно
решает различные задачи, например:
стимулирование экономии-
ческого роста,
регулирование занятости, поощрение
прогрессивных сдвигов в
отраслевой и
региональной структуре, поддержка
экспорта.
Конкретные
направления, формы, масштабы
ГРЭ определяются характером
и остротой экономических
и социальных проблем в той
или иной стране в
конкретный период.
1.
Сущность и цели государственного
регулирования экономики (ГРЭ).
Суть
государственной
зяйственной конъюктуры
состоит в том, чтобы во время
кризисов и депрессий
стимулировать
спрос на товары и услуги, капиталовложения
и занятость. Мак-
рорегулирование
рыночной экономики осуществляется
в интересах всего об-
щества в целом
и предполагает проведение государством
в стране определен-
ной экономической и социальной политики. Главные цели этой политики -
экономический
рост. Благодаря ему обеспечиваются
увеличение количества,
повышение качества
жизненных благ, а в итоге и более высокий
уровень благо-
госостояния и
социальной защиты граждан.
- полная
занятость.
Через полную занятость
решаются две важные задачи: обеспечиваются
работой
и возможностью
зарабатывать необходимый доход
все способные и желающие
трудиться; общество
избавляется от потерь, связанных
с недоиспользованием
его трудовых ресурсов.
- экономическая
эффективность.
Она предусматривает,
что все хозяйственные ресурсы
общества применяются с
максимальной
отдачей.
-
экономическая свобода.
Она обеспечивает
максимальную свободу ( в рамках закона
и ответственности )
для всех участников
хозяйственных отношений – свободу предпринимательст-
ва, свободный
выбор экономических партнеров
и т. д.
- обеспечение нетрудоспособных.
Эта цель одна из
важнейших признаков цивилизованных,
демократических,
гуманных обществ, а это значит, что всем нетрудоспособным и престарелым,
а также гражданам с ограниченными физическими возможностями должен
быть обеспечен
достойный человека образ жизни.
Важной
задачей социально-
обеспечение стабильности
уровня цен, так как инфляция ( рост цен
) и дезинф-
ляция или дефляция
( резкое падение цен ) нарушают нормальный
ход развития
экономики и
не обходятся без негативных последствий
( банкротство предприя-
тий, падение
доходов, рост безработицы).
-
Баланс во внешнеэкономических
связях.
Его достижение
обеспечивает национальному хозяйству
страны необходимое
равновесие, благоприятные
условия для развития отечественного
производства,
оптимальные пропорции
между ввозом – вывозом товаров и капиталов,
проч-
ность позиций
в торговых, финансовых, инвестиционных
и других отношени-
ях с иностранными
государствами.
2. Основные направления государственного регулирования.
Средства
государственного регулирования подразделяются
на администра-
тивные и экономические.
Административные средства не связаны
с созданием
дополнительного
материального стимулирования или
опасностью финансового
ущерба. Они
базируются на силе государственной
власти и включают в себя
меры запрета,
разрешения и принуждения. Административно
– правовое регу-
лирование идет
по двум взаимосвязанным линиям: законодательной
и исполни-
тельной. Первая
линия предполагает создание государством
правовых основ
экономики
– установление
законов, регулирующих права собственности,
поря-
док предпринимательства,
условия и охрану труда, деятельность
монополий,
экологические
нормы, права потребителей и
т. д. Вторая линия – это текущие
административные
меры государства по обеспечению соблюдения
действую-
щих
законов всеми участниками экономических
процессов.
Непосредственное государственное
управление (полностью или частично)
применяется непосредственно
к таким общественно значимым
объектам и сфе-
рам, как оборона,
энергетика, полезные ископаемые,
водные ресурсы, обра-
зование, здравоохранение,
национальные музеи, парки и т. д.
Важным
инструментом
ные
программы и заказы. Такие программы
представляют собой комплекс взаи-
мосвязанных мер
( производственных, научно – технических,
социальных, ор-
ганизационных
), направленных на решение той
или иной проблемы, на дости-
жение определенной
цели.
Комплексные,
целевые программы
пример, в сфере
освоения космоса, в создании новых типов
вооружений, в про-
ведении широких
научных исследований, строительстве
и др.
При
этом правительство делает
водство определенных
видов продукции.
Экономические средства государственного
регулирования подразделяются
на средства
денежно – кредитной и бюджетной
политики. Самостоятельным
комплексным инструментом
ГРЭ является государственный сектор
в экономи-
ке.
Основные
экономические средства – это:
регулирование учетной ставки
( дисконтная
политика, осуществляемая центральным
банком ); установление и
изменение размеров
минимальных резервов, которые
финансовые институты
страны обязаны
хранить в центральном банке; операции
государственных уч-
реждений на
рынке ценных бумаг, такие как
эмиссия государственных обяза-
тельств, торговля
ими и погашение.
При
помощи этих инструментов
ние спроса и
предложения на финансовом рынке в нужном
направлении. Пря-
мое государственное
хозяйственное регулирование
бюджетной политики.
Главным
инструментом мобилизации
сударственных
расходов являются налоги. Они также
широко используются
для воздействия
на деятельность субъектов хозяйства.
Государственное
регулирование при помощи
степени от выбора налоговой системы.
3. Методы государственного регулирования рыночной экономики.
Проблема государственного регулирования
рыночной экономики состоит в
том, чтобы
разработать такие приемы регулирования
рынка, которые, сохраняя
его достоинства,
позволили бы свести к минимуму присущие
ему недостатки.
Рассмотрим именно
такие недостатки рынка, которые
могут быть устранены,
и с помощью
каких именно мер регулирования.
Это:
1) Создание общественных
благ.
Рынок в состоянии
выявить и удовлетворить спрос
лишь на частные блага. Соз-
дание и реализация
общественных благ является задачей государства.
Общест-
венные блага
не являются однородными: они выступают
как чисто – и
час-
тично
– общественные блага. Производство
чисто общественных благ ( нацио-
нальная оборона,
охрана общественного порядка и др. ) полностью
возлагается
на государство.
В то же время создание частично
общественных благ ( образо-
вание, здравоохранение,
социальное страхование ) может
осуществляться как
государством,
так и частным сектором экономики.
При этом государство берет
на себя и
гарантирует лишь такой уровень
потребления частично обществен-
ных благ, который
в данный момент может быть обеспечен
ресурсами госбюд-
жета.
Рыночный механизм
не может справиться с этой проблемой.
Внешний эффект-
- это эффект,
влияющий на фирмы при
как положительным
так и отрицательным. Существуют
различные точки зрения
на решение проблемы внешних эффектов и участия в этом вопросе государства.
Так, английский
экономист Пигу предлагает налоговый
путь разрешения этого
вопроса, что
предполагает активную роль государства.