Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.
Объектом исследования является взаимоотношения участников РЦБ в РФ с государством.
Задачи: определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России; ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ в РФ; выявить проблемы развития и рассмотреть реформирование системы государственного регулирования РЦБ России на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
1Сущность, структура и организация РЦБ России………………………………………………...4
1.1. Место рынка ценных бумаг в системе рынков…………………………………………4
1.2. Общая характеристика и структура рынка………………………………………...........5
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ………………………………………...…8
2.1 Цели и принципы регулирования РЦБ…………………………………………………..8
2.2 Государственное регулирование РЦБ……………………………………………………9
2.3 Система государственной регистрации ценных бумаг………………………….…….13
2.4 Проблемы современного РЦБ России………………………………………………….16
3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы
его развития………………………………………………………............……………………...….19
3.1 Перспективы развития российского РЦБ………………………………………………19
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России………………….20
Заключение………………………………………………….…...………....…………………….…24
Список использованной литературы………………………………………………...…………….25

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа - Государственное регулирование рынка ценных бумаг РФ.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

- обобщает практику применения  законодательства РФ в сфере  своей компетенции и вносит в правительство предложения о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.

Кроме того, до внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Для обеспечения реализации своих функций в ФСФР созданы 9 управлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФКЦБ России. Всего на момент принятия решения о ликвидации ФКЦБ России на территории Российской Федерации действовало 14 региональных отделений. В территориальных органах ФСФР работают 800 человек.

ФСФР — совершенно особая структура  в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении премьер-министру РФ. Контролируя значительную часть финансового рынка страны, ФСФР, по сути, уже сегодня является его мега-регулятором. В то же время ФСФР пока и не мегарегулятор в классической модели: вне ее прямого влияния остаются страховые компании (они отданы в ведение Федеральной службы страхового надзора), аудиторы (Минфин) и банки (Банк России). Впрочем, как считают многие специалисты, вопрос о передаче регулирования этих сегментов финансового рынка ФСФР - дело времени. По мере укрепления системы государственного регулирования оставшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, будут переданы в ведение ФСФР. Кстати, на этом этапе административной реформы ее инициаторами рассматривалась возможность передачи ФСФР функций надзора за этими секторами финансового рынка. Однако передаче ФСФР функций, например, по банковскому надзору помешала позиция Банка России.

Вместе с тем, являясь мегарегулятором  финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу — федеральная служба, т. е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления № 206 ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов. Однако разработка проектов правовых актов - это еще не принятие их. При этом остальные федеральные службы находятся в подчинении конкретным министерствам, которые и занимаются нормотворчеством. Очевидно, непосредственное подчинение ФСФР премьер-министру указывает на единственный возможный для нее в сложившейся ситуации путь нормотворчества -через постановления Правительства РФ. Надо сказать, что такое положение дел полностью соответствует духу административной реформы: разделение функций по установлению правил и контролю за их применением и передача их независящим друг от друга органам исполнительной власти.

Однако в случае с регулированием фондового рынка возникает вполне очевидное противоречие с законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Разграничение этих функций способно привести к снижению эффективности государственного регулирования финансового рынка и, как следствие, к снижению эффективности функционирования последнего.

Все-таки от наличия у государственного органа, регулирующего такой динамичный рынок, каким является финансовый рынок в целом и рынок ценных бумаг в частности, права оперативно изменять правила игры на нем, корректируя существующие нормы или устанавливая новые, в определенной ситуации может зависеть стабильность финансовой системы страны и экономики в целом.

Решить возникшую проблему способно совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР. При этом соблюдение базового принципа административной реформы, разделяющего функции нормотворчества и контроль за их соблюдением, можно обеспечить путем разграничения функций внутри самой ФСФР. Для этих целей нормотворчество можно вынести за рамки этого органа, создав коллегию ФСФР — аналог коллегии ФКЦБ России. Формирование коллегии ФКЦБ России было предусмотрено ст. 41 закона «О рынке ценных бумаг». Принимая за основу структуру коллегии ФКЦБ России, коллегия ФСФР должна состоять из 15 членов, в том числе 6 сотрудников ФСФР и 9 человек «со стороны». Причем в число последних должны быть включены представители Минфина и Центробанка, а также представители профессиональных объединений участников фондового рынка.

Таким образом, по уровню концентрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мегарегулятором российского финансового рынка, отвечающим классическим канонам этого понятия, подобно британскому финансовому мегарегулятору — Управлению финансовых услуг (Financial Service Authority, FSA). Однако для этого предстоит еще многое сделать, например изменить статус ФСФР вывести из подчинения правительства и сделать независимым государственным органом, подконтрольным непосредственно президенту страны и подотчетным парламенту, действующим на основании своего специального закона, определяющего его статус, права, обязанности и т. п. [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует  и развивается; он оказывает влияние  на положение дел в государстве  и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:

- развитой рынок ценных бумаг  обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами  институциональных инвесторов. Рынок  ценных бумаг может расти,  если такие институты будут созданы;

- консультационные и управленческие  услуги, способствующие государственным  капиталовложениям в инвестиционные  фонды, страхование вкладов и  других видов сбережений требуют соответствующей  законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки;

- законодательство о фирмах  должно гарантировать, что правление  акционерных предприятий защищает  интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение  обязанностей руководителей и  установление контроля для предотвращения разного рода махинаций;

- особой проблемой для государства  остается защита интересов вкладчиков  негосударственных пенсионных фондов  и страховых компаний. Для ее  решения органы, регулирующие деятельность  этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных пунктов  и разумных действий правительства  российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым  стандартам.

Из рассмотренного материала я сделала вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1.
  3. Указ Президента РФ от 07.10.1992г. № 1186 “О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий”.
  4. Указ Президента РФ от 01.08.1996 №1008 “Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 12.12.1998г. №.1787-р “О новации по государственным ценным бумагам”
  6. Афонин. Небывалый интерес к ценным бумагам отечественных компаний// Финансы России.-2003.-№7.-с. 40-42.
  7. Беленькая О. Фондовый рынок: итоги и прогнозы// РЦБ. – 2004. - № 1. – с. 38 – 42.
  8. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.:ИНФРА-М, 2000.
  9. Вавулин Д.А. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг// ФБК. – 2003. - № 7. – с. 73 – 82.
  10. Голанов В.А. Рынок ценных бумаг – М.: Финансы и статистика, 2004.
  11. Килячков А.А.Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело – М.: ЮРИСТ, 2002.
  12. Маковецкий М. Ю. РЦБ как фактор активизации инвестиционного процесса// Финансы и кредит. – 2003. - № 1. – с. 65 – 67.
  13. Минашкин В. Г. Развитие российского РЦБ в зеркале статистики// Вопросы статистики. – 2003. - № 10. – с. 53 – 56.
  14. Обухова Е. Учет государственных ценных бумаг// Аудит. – 2004. - № 9. – с. 20 – 27.
  15. Потемкин А. Пути повышения стабильности государственного РЦБ// РЦБ. – 2004. - № 4. – с. 35 – 37.
  16. Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка// Вопросы экономики. – 2003. - № 7. – с. 26 – 43.
  17. Фролов В. Рубль на вес золота// Эксперт. – 2003. - № 11. – с. 24 – 28.
  18. Шаблин А.О. Государственная политика в области ценных бумаг// ЭКО. – 2002. - № 9. - с. 43 – 50.
  19. Шестаков А.В и Д.А Рынок ценных бумаг. – М.: 2000.



Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ