Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.
Объектом исследования является взаимоотношения участников РЦБ в РФ с государством.
Задачи: определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России; ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ в РФ; выявить проблемы развития и рассмотреть реформирование системы государственного регулирования РЦБ России на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
1Сущность, структура и организация РЦБ России………………………………………………...4
1.1. Место рынка ценных бумаг в системе рынков…………………………………………4
1.2. Общая характеристика и структура рынка………………………………………...........5
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ………………………………………...…8
2.1 Цели и принципы регулирования РЦБ…………………………………………………..8
2.2 Государственное регулирование РЦБ……………………………………………………9
2.3 Система государственной регистрации ценных бумаг………………………….…….13
2.4 Проблемы современного РЦБ России………………………………………………….16
3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы
его развития………………………………………………………............……………………...….19
3.1 Перспективы развития российского РЦБ………………………………………………19
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России………………….20
Заключение………………………………………………….…...………....…………………….…24
Список использованной литературы………………………………………………...…………….25

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа - Государственное регулирование рынка ценных бумаг РФ.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Указанные рынки, составляющие структуру рынка  ценных бумаг, противостоя друг другу, взаимно дополняют друг друга. Данное противоречие обусловлено тем, что выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг и мобилизации капитала, они руководствуются специфическими методами отбора и реализации ценных бумаг. Внебиржевой первичный рынок охватывает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом размещение облигаций торгово-промышленных корпораций. Последние через инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома вступают в непосредственный контакт с кредитно-финансовыми институтами, которые и приобретают эти ценные бумаги. Наоборот, на бирже котируются старые выпуски ценных бумаг и главным образом акции торгово-промышленных корпораций. Если через внебиржевой оборот осуществляется в основном финансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций происходит захват контроля над корпорациями и фирмами, идет формирование и перераспределение контроля между различными финансовыми группами. Через биржу также осуществляется определенная часть финансирования [10].

Особенность биржи состоит в том, что здесь  доминирует индивидуальный вкладчик, хотя идет процесс монополизации ее операций со стороны кредитно-финансовых институтов. На внебиржевом рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов с долгосрочными резервами денежных средств (страховые компании, инвестиционные компании, частные пенсионные фонды, коммерческие банки). На протяжении всего послевоенного периода как в практическом, так и теоретическом плане довольно остро стоял вопрос о соотношении внебиржевого и биржевого оборота.

Особое  место в структуре рынка ценных бумаг занимает уличный рынок, возникший в 60—70-х гг. прошлого века в ряде западных стран (США, Японии) и первоначально рассчитанный на акции вновь создаваемых небольших компаний, которым первичный биржевой рынок был недоступен.

В 60-х  гг. XX в. обнаружилась тенденция к росту значимости внебиржевого первичного оборота, так как широкий процесс обновления основного капитала обусловил огромные потребности в выпуске новых эмиссий ценных бумаг. Однако биржа не сумела восстановить в полной мере свой механизм, разрушенный в период Второй мировой войны.

Начавшиеся  процессы слияний, поглощений, а также  общие масштабы централизации капитала в развитых странах, обусловленные потребностями производства, научно-технической революции и просто борьбой различных монополистических группировок, происходивших после так называемого восстановительного периода, существенно оживили деятельность фондовой биржи. К ее операциям стали широко привлекаться средние и мелкие индивидуальные вкладчики. При этом впечатление о снижении роли биржи стало складываться из-за активного проникновения в ее операции крупных кредитно-финансовых институтов. Однако финансово-промышленные группы использовали подконтрольные ей банки и другие кредитно-финансовые институты для расширения своих операций на бирже в целях реорганизации производственной структуры хозяйства.

Внебиржевой оборот, как и биржа, обладает собственными методами торговли ценными бумагами, в основном облигациями. В 90-х гг. широкое распространение получили новые методы размещения корпоративных ценных бумаг, так называемый андеррайтинг, - прямое размещение (direct placement), публичное предложение, конкурентные торги (competitive bidding), - позволяющие осуществлять более тесные связи между эмитентом ценных бумаг и их покупателем (инвестором). Организующим посредником здесь выступают инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома, брокерские фирмы. Новые методы внебиржевого оборота нашли широкое применение в США, Канаде, Западной Европе и Японии [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Система государственного  регулирования РЦБ в РФ.

2.1 Цели и  принципы регулирования РЦБ.

Регулирование рынка ценных бумаг  необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

-   государственное регулирование;

- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

-   общественное регулирование,  или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг  нацелено на:

- поддержание порядка на рынке,  создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

- защиту участников рынка от  недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

- обеспечение свободного и открытого  процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

- создание эффективного рынка,  на котором всегда имеются  стимулы для предпринимательской  деятельности, а каждый риск адекватно  вознаграждается;

- формирование (в определенных  случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

- достижение каких-либо общественных  результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке  ценных бумаг включает в себя:

- создание нормативной базы  функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

- отбор профессиональных участников  рынка, соответствующих определенным  требованиям по знаниям, опыту  и капиталу;

- контроль за выполнением всеми  участниками рынка норм и правил  функционирования рынка;

- систему санкций за отклонение  от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования российского  рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:

- разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

- выделение из всех видов  ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение конкуренции как  механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

- разделение полномочий между  регулирующими органами. Нормотворчество  и нормоприменение не могут  совмещаться в одном лице;

- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

- оптимальное распределение функций  регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

Роль государства в регулировании  рынка ценных бумаг сводится к следующему:

- идеологическая и законодательная  функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

- концентрация ресурсов (государственных  и частных) на цели строительства  и в первую очередь на опережающее  создание инфраструктуры;

- установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);

- контроль за финансовой устойчивостью  и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

- создание системы информации  о состоянии рынка ценных бумаг,  ее открытость для инвесторов;

- формирование системы защиты  инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

- предотвращение негативного воздействия  на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее  время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

- крупнейшим эмитентом (финансирование  государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

- макроэкономическим регулятором,  используя инструменты рынка  ценных бумаг в операциях на  открытом рынке для проведения  своей денежной политики;

- крупнейшим дилером на рынке  государственных ценных бумаг [18].

2.2 Государственное регулирование РЦБ.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

- инвестора - при управлении  крупными портфелями акций промышленных предприятий;

- эмитента - при выпуске государственных  ценных бумаг;

- профессионального участника  - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;

- регулятора — при написании  законов и подзаконных актов;

- верховного арбитра в спорах  между участниками рынка - через  систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка  ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования  рынка включает:

- государственные и иные нормативные  акты;

- государственные органы регулирования  и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства  осуществляется путем:

- установления обязательных требований  ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка  и ценных бумаг, эмитируемых  ими;

- лицензирования профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг;

- обеспечения гласности и равной  информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

- систему налогообложения (ставки  налогов, льготы и освобождение от налогов);

- денежную политику (процентные  ставки, МРОТ и др.);

-государственные капиталы (государственный  бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

- государственную собственность  и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:

- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;

Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ