Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:23, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.
Объектом исследования является взаимоотношения участников РЦБ в РФ с государством.
Задачи: определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России; ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ в РФ; выявить проблемы развития и рассмотреть реформирование системы государственного регулирования РЦБ России на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………………………………3
1Сущность, структура и организация РЦБ России………………………………………………...4
1.1. Место рынка ценных бумаг в системе рынков…………………………………………4
1.2. Общая характеристика и структура рынка………………………………………...........5
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ………………………………………...…8
2.1 Цели и принципы регулирования РЦБ…………………………………………………..8
2.2 Государственное регулирование РЦБ……………………………………………………9
2.3 Система государственной регистрации ценных бумаг………………………….…….13
2.4 Проблемы современного РЦБ России………………………………………………….16
3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы
его развития………………………………………………………............……………………...….19
3.1 Перспективы развития российского РЦБ………………………………………………19
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России………………….20
Заключение………………………………………………….…...………....…………………….…24
Список использованной литературы………………………………………………...…………….25
Указанные рынки, составляющие структуру рынка ценных бумаг, противостоя друг другу, взаимно дополняют друг друга. Данное противоречие обусловлено тем, что выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг и мобилизации капитала, они руководствуются специфическими методами отбора и реализации ценных бумаг. Внебиржевой первичный рынок охватывает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом размещение облигаций торгово-промышленных корпораций. Последние через инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома вступают в непосредственный контакт с кредитно-финансовыми институтами, которые и приобретают эти ценные бумаги. Наоборот, на бирже котируются старые выпуски ценных бумаг и главным образом акции торгово-промышленных корпораций. Если через внебиржевой оборот осуществляется в основном финансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций происходит захват контроля над корпорациями и фирмами, идет формирование и перераспределение контроля между различными финансовыми группами. Через биржу также осуществляется определенная часть финансирования [10].
Особенность биржи состоит в том, что здесь доминирует индивидуальный вкладчик, хотя идет процесс монополизации ее операций со стороны кредитно-финансовых институтов. На внебиржевом рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов с долгосрочными резервами денежных средств (страховые компании, инвестиционные компании, частные пенсионные фонды, коммерческие банки). На протяжении всего послевоенного периода как в практическом, так и теоретическом плане довольно остро стоял вопрос о соотношении внебиржевого и биржевого оборота.
Особое место в структуре рынка ценных бумаг занимает уличный рынок, возникший в 60—70-х гг. прошлого века в ряде западных стран (США, Японии) и первоначально рассчитанный на акции вновь создаваемых небольших компаний, которым первичный биржевой рынок был недоступен.
В 60-х гг. XX в. обнаружилась тенденция к росту значимости внебиржевого первичного оборота, так как широкий процесс обновления основного капитала обусловил огромные потребности в выпуске новых эмиссий ценных бумаг. Однако биржа не сумела восстановить в полной мере свой механизм, разрушенный в период Второй мировой войны.
Начавшиеся процессы слияний, поглощений, а также общие масштабы централизации капитала в развитых странах, обусловленные потребностями производства, научно-технической революции и просто борьбой различных монополистических группировок, происходивших после так называемого восстановительного периода, существенно оживили деятельность фондовой биржи. К ее операциям стали широко привлекаться средние и мелкие индивидуальные вкладчики. При этом впечатление о снижении роли биржи стало складываться из-за активного проникновения в ее операции крупных кредитно-финансовых институтов. Однако финансово-промышленные группы использовали подконтрольные ей банки и другие кредитно-финансовые институты для расширения своих операций на бирже в целях реорганизации производственной структуры хозяйства.
Внебиржевой оборот, как и биржа, обладает собственными методами торговли ценными бумагами, в основном облигациями. В 90-х гг. широкое распространение получили новые методы размещения корпоративных ценных бумаг, так называемый андеррайтинг, - прямое размещение (direct placement), публичное предложение, конкурентные торги (competitive bidding), - позволяющие осуществлять более тесные связи между эмитентом ценных бумаг и их покупателем (инвестором). Организующим посредником здесь выступают инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома, брокерские фирмы. Новые методы внебиржевого оборота нашли широкое применение в США, Канаде, Западной Европе и Японии [19].
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:
- государственное регулирование;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
- общественное регулирование,
или регулирование через
Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:
- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
- защиту участников рынка от
недобросовестности и
- обеспечение свободного и
- создание эффективного рынка,
на котором всегда имеются
стимулы для
- формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
- достижение каких-либо
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:
- создание нормативной базы
функционирования рынка —
- отбор профессиональных
- контроль за выполнением всеми
участниками рынка норм и
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Принципы регулирования
- разделение подходов в
- выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
- максимально широкое
- обеспечение конкуренции как
механизма объективного
- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;
- обеспечение гласности нормотво
- соблюдение принципа
- оптимальное распределение
Роль государства в
- идеологическая и
- концентрация ресурсов (государственных
и частных) на цели
- установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);
- контроль за финансовой
- создание системы информации
о состоянии рынка ценных
- формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного
- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:
- крупнейшим эмитентом (
- макроэкономическим
- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг [18].
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
- инвестора - при управлении
крупными портфелями акций
- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
- профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
- регулятора — при написании законов и подзаконных актов;
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
- государственные и иные
- государственные органы
Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
- установления обязательных
- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
- лицензирования
- обеспечения гласности и
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (
- денежную политику (процентные ставки, МРОТ и др.);
-государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность
и ресурсы (государственные
Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:
- смешанная (банковская и
Информация о работе Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ