Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:15, реферат
Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.
Resume 4
Введение 5
Сущность монополии 6
Виды монополий 10
Внешние эффекты 15
Система государственного регулирования естественных монополий в России 19
Корректтирующие налоги и субсидии. 25
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Таб. 1. Тарифы на электроэнергию для населения Нижегородской области на 2010 год
Но есть у данного метода регулирования и недостаток: установка государством жестких тарифов не связана со средними издержками, т.е. возможна ситуация и получение экономических прибылей, и несение убытков. Оба варианта нежелательны.
В соответствии с Законом данные нормы могут применяться к тем организациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий. То есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр, включает в него те организации, которые действительно являются естественными монополиями в соответствии с тем определением, которое дано в Законе, и именно к ним он имеет право применять меры по контролю и регулированию. Положение о реестре утверждается Правительством, а сами реестры ведут эти органы.
Но есть очень важная проблема. Каждая из сфер естественных монополий имеет сетевую природу, то есть определенный объект, которым кто-то со стороны пользуется. При транспортировке газа газодобывающая организация закачивает в газопровод свой газ, чтобы кто-то его получил за несколько тысяч километров.
В электроэнергетике то же самое. В связи точно та же ситуация – есть те, кто закачивает в канал связи информацию, и те, кто эту информацию получает. Нефть и железные дороги – то же самое. Поэтому в этих секторах очень важная проблема так называемого не дискриминационного доступа к сети. Надо сделать так, чтобы связисты, газотранспортники и железнодорожники не говорили: «этот клиент наш, мы его обслуживаем в первую очередь, а ты – чужой, вставай в очередь и жди, когда у нас до тебя руки дойдут». Это – самая главная задача.
Как она сейчас решается? Если брать электроэнергетику, то решается она тем, что формируется федеральный оптовый рынок электрической энергии. В идеале очень хорошо, когда существует единый рынок за счет перетоков в рамках единой сети. В отрасли электроэнергетики ФОРЭН – Федеральный оптовый рынок электроэнергии. Туда производители электроэнергии поставляют энергию по определенной цене, которая на этом рынке формируется. Потребители электроэнергии её покупают. Цена поставки происходит от нормальной биржевой котировки.
Но есть еще один вопрос – какой уровень концентрации производства и капитала допустим.
Это старый спор между сторонниками государственного вмешательства в экономику и сторонниками свободного рынка. В разных исторических условиях, в разных отраслях, с разными технологическими укладами, с разным состоянием на мировом рынке ответы могли быть прямо противоположными.
Позиция Антимонополистического комитета заключается в том, что концентрация сама по себе не может признаваться вредной или полезной. Она существует объективно. Если рынок формируется так, что на нем существует крупная компания, значит так должно быть. Если только в этих условиях можно обеспечивать нормальное экономическое развитие, нормальный технический и научный прогресс и нормальную международную конкуренцию, значит концентрация нужна.
К сожалению, вне регулирования рынка осталась одна очень важная сфера. Это – сфера естественных монополий, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством: водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, канализация, некоторые услуги связи и т.д. Но Конституцией они отнесены к компетенции органов Федерации или местного самоуправления.
Одним из наиболее распространенных
методов регулирования
Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.
Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).
А.С. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог (corrective tax) - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
В приведенном выше примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог (tax-T), равный предельным внешним издержкам Т = МЕC, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному: MSB = MSC.
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
В случае с обучением корректирующая субсидия, равная предельным внешним выгодам (S = МЕВ), могла быть предоставлена студентам, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до уровня, при котором MSB = MSC.
Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблем, возникающих благодаря существованию внешних эффектов.
Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды.
Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно.
И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы.
Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Монополизм плох тем, что
новым компаниям тяжело или практически
невозможно выйти на рынок, что разрушает
сам институт предпринимательства.
Недостаточный приток на рынок новых
компаний не дает развиваться здоровой
конкуренции – в результате у
компаний, закрепившихся на рынке, нет
стимула к повышению
Негативные моменты в
экономике заставляют современные
государства разрабатывать
Опыт западных стран в
антимонопольном
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Учебно-методическая литература
Интернет источноки
1 http://www.energovopros.ru/