Государственное регулирование монополий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы естественных монополий, причин их возникновения и особенностей функционирования, а также опасности, которую они представляют для экономики и методов их регулирования с рассмотрением приложения теоретических знаний, накопленных экономической наукой в нашей стране.

Содержание

Resume 4
Введение 5
Сущность монополии 6
Виды монополий 10
Внешние эффекты 15
Система государственного регулирования естественных монополий в России 19
Корректтирующие налоги и субсидии. 25
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 91.35 Кб (Скачать)

Сущность и особенности  всех видов монополистических объединений  ярко проявляются в целях и характере их поведения. Есть несколько причин существования монополии.

Первая причина: «естественная  монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над  некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья причина: государственное  ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое»  по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации. Из отечественных классификаций наиболее известной является классификация типом монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает правомерным выделить, по меньше мере , 6 основных разновидностей данного явления:

  1. монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;
  2. технологические (или естественные) монополии и олигополии, характерные для коммунальных служб, а также отрасли металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и т.д.;
  3. монополизм, вызываемый дифференциацией производимой однотипной продукции;
  4. монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях современного НТП;
  5. естественные государственные монополии (типа монополии государства на эмиссию денег, на продажу отдельных видов потребительских товаров неэластичного спроса и т.п.);
  6. монополизм, характерный для административно-командного типа экономики.

Монополии также можно  классифицировать по видам:

  1. закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав;
  2. открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

 

Внешние эффекты

В ряде случаев рыночная система  сталкивается с так называемыми  внешними эффектами.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются “внешними”, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся  на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами): MSC = МРС + МЕС, где MSC - предельные общественные издержки (marginal social cost); МРС -предельные частные издержки (marginal private cost); МЕС - предельные внешние издержки (marginal external cost).

Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис 2). Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 тонн бумаги при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельны общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.

Между тем предельные социальные издержки равны сумме, предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.

Рис. 2. Отрицательный внешний эффект

Обратим внимание на то, что  и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника АЕ1Е2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:MSB = МРВ + МЕВ, где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit); МРВ - предельные частные выгоды (marginal private benefit); МЕВ - предельные внешние выгоды (marginal external benefit).

Развитие образования  дает пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 3).

Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

Рис. 3. Положительный внешний эффект

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод  на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем, по сравнению с эффективным, объёме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

 

 

Система государственного регулирования естественных монополий в России

Товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект-поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической  эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.

Мировая практика знает несколько  подходов к их решению:

  1. использование института государственной собственности в соответствующих сферах;
  2. приватизация;
  3. государственное регулирование.

Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» основан на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя из принципиальных положений этой экономической теории, базирующейся на необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном объеме и по доступным ценам, Закон о естественных монополиях предусматривает исчерпывающий перечень методов воздействия:

  1. ценовое регулирование;
  2. определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Эти методы (каждый в отдельности  или оба одновременно) применяются  не автоматически, а в зависимости от конкретной ситуации на товарном рынке и на основании решений государственных органов регулирования.

Каковы же причины разработки Закона РФ «О естественных монополиях»?

Анализ дел, которые рассматривались  в связи с нарушением антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50 процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных монополий: транспорт, связь, энергетика. Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление своим монопольным положением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть много других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли.

Это и стало причиной того, что Антимонопольным комитетом  был разработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях".

Федеральным Законом монополия  определена как состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции. То есть это те сферы, где само государство признало, что конкуренция не может быть основной для развития этих секторов в силу технологических особенностей производства. И второе: межотраслевая конкуренция не может быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спрос неэластичен. Например, предприятию нужна электроэнергия, оно не может её заменить транспортными услугами или продуктами питания. Получить электроэнергию можно только у естественного монополиста.

К сфере естественных монополий  отнесен достаточно узкий перечень видов деятельности. Здесь нужно избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром» – естественная монополия. Естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, но добыча газа, оптовая и розничная его реализация не являются естественной монополией.

Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности, Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней закреплено всё, что касается транспортировки нефти и газа. Федеральные службы в области связи и транспорта.

Методы регулирования  естественных монополий установлены  законом. Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для данного вида деятельности может быть установлена фиксированная цена либо предельный уровень цен.

Сейчас в разных секторах это делается по-разному. По электроэнергии есть предельный уровень, в других отраслях устанавливают достаточно жесткие тарифы.

Например, В Нижегородской области органом, утверждающим тарифы на электроэнергию, является Региональная служба по тарифам Нижегородской области. Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области №53/1 от 18.12.2009 г. для населения установлены тарифы на электроэнергию на 2010г1., котрорые представлены в таблице 1.

№ п/п

Показатель (группы потребителей с разбивкой тарифа по ставкам  и дифференциацией по зонам суток)

Единица измерений

Диапазоны напряжения

ВН

СН 1

СН 2

НН

1.

Население (тарифы указываются с  учетом НДС)

1.1.

Население, проживающее в городских  населенных пунктах в домах, оборудованных  в установленном порядке стационарными  газовыми плитами

1.1.1.

Одноставочный тариф:

 

- одноставочный базовый тариф

руб./кВт.ч

-

-

-

2-10

 

- одноставочный экономически обоснованный тариф

руб./кВт.ч

-

-

-

3-78

1.1.2.

Тариф, дифференцированный по зонам  суток

 

Дневная зона (базовый тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

2-10

 

Дневная зона (экономически обоснованный тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

3-78

 

Ночная зона (базовый тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

1-05

 

Ночная зона (экономически обоснованный тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

1-89

1.2.

Население, проживающее в городских  населенных пунктах в домах, оборудованных  в установленном порядке стационарными  электроплитами и (или) электроотопительными установками

1.2.1.

Одноставочный тариф:

 

- одноставочный базовый тариф

руб./кВт.ч

-

-

-

1-47

 

- одноставочный экономически обоснованный тариф

руб./кВт.ч

-

-

-

2-65

1.2.2.

Тариф, дифференцированный по зонам  суток

 

Дневная зона (базовый тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

1-47

 

Дневная зона (экономически обоснованный тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

2-65

 

Ночная зона (базовый тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

0-74

 

Ночная зона (экономически обоснованный тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

1-33

1.3.

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

1.3.1.

Одноставочный тариф

 

- одноставочный базовый тариф

руб./кВт.ч

-

-

-

1-47

 

- одноставочный экономически обоснованный тариф

руб./кВт.ч

-

-

-

2-65

1.3.2.

Тариф, дифференцированный по зонам  суток

 

Дневная зона (базовый тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

1-47

 

Дневная зона (экономически обоснованный тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

2-65

 

Ночная зона (базовый тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

0-74

 

Ночная зона (экономически обоснованный тариф)

руб./кВт.ч

-

-

-

1-33

Информация о работе Государственное регулирование монополий