Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 10:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс государственного регулирования экономики на современном этапе.
Исходя из цели были поставлены задачи:
1. Рассмотреть необходимость государственного регулирования и его основные цели;
2. Изучить направления государственного регулирования;
3. Проанализировать проблемы государственного регулирования экономики на современном этапе и пути их решения;
4. Рассмотреть модернизацию государственного управления экономикой;
5. В заключении сделать выводы.
Введение 3
1 Теоретические основы государственного регулирования экономики 5
1.1 Необходимость государственного регулирования и его основные цели 5
1.2 Направления государственного регулирования 6
1.2.1 Финансовое регулирование 6
1.2.2 Регулирование ценообразования 9
1.2.3 Регулирование накопления капитала и его инвестирования 10
1.2.4 Регулирование трудовых отношений 12
1.2.5 Социальное регулирование 13
1.2.6 Антициклическое регулирование 14
2 Проблемы государственного регулирования экономики на современном
этапе и пути их решения 15
2.1 Государственное регулирование экономики 15
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования 19
2.3 Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России 24
Заключение 29
Библиографический список 33
- модель социального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы;
- существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
В
настоящее время намечается модернизация
межбюджетных отношений, касающаяся, прежде
всего, передачи многих государственных
социальных обязательств с федерального
на субфедеральные уровни. Вместе с тем
при существующем распределении доходов
между федеральными и субфедеральными
бюджетами возникает проблема территориальной
дифференциации доступности и качества
социальных благ и услуг. Основная задача
федеральной власти в такой ситуации –
способствовать повышению эффективности
системы социальной защиты населения.11
2.3 Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России
Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики, получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.
В свете новых вызовов и условий возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики. В большинстве развитых стран именно этот сектор является авангардным элементом экономики в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособности инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способности и в целом благосостояния этих стран.12
Кроме того, в каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому актуальным вопросом для Российской Федерации является оптимальное государственное регулирование экономики, и прежде всего – деятельности государственного сектора.
В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор, специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.
Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.
Оборотной
стороной объемов государственного сектора
выступает его эффективность. Если она
высокая, то значительные объемы можно
считать оправданными. В противном случае
госсектор представляет собой проблемный
элемент национальной экономики. Можно
сравнить показатели относительной производительности
труда и фондоотдачи государственного
и негосударственного секторов промышленности.
Результаты расчетов приведены в таблице
3.
Таблица 3 - Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности (в %)
Отрасль промышлен-ности |
Относительная производительность труда | Относительная фондоотдача | Интегральная эффектив-ность | |||
Госу-дарствен-ного сектора | Негосудар-ственного сектора | Госу-дарствен-ного сектора | Негосу-дарст-венного сектора | Госу-дарст-венно-го секто-ра | Него-судар-ствен-ного сектора | |
Вся промышлен-ность | 67,8 | 105,6 | 84,9 | 102 | 76,3 | 103,8 |
В том числе: | ||||||
Электроэнер-гетика | 89,4 | 101,2 | 131 | 97,6 | 110,2 | 99,4 |
Топливная | 28,7 | 111,2 | 81,3 | 100,9 | 55 | 106.1 |
черная металлургия | 45,6 | 103,3 | 66,7 | 101,4 | 56,1 | 102,3 |
цветная металлургия | 93,4 | 101,3 | 57,4 | 115,9 | 75,4 | 108,6 |
химическая и нефтехимическая | 55,2 | 107,6 | 59,3 | 106,4 | 57,2 | 107 |
машинострое-ние и металлообра-ботка | 96,3 | 101 | 101,5 | 99,6 | 98,9 | 100,3 |
лесная, дерево-обрабатыва-ющая и целлюлозно-бумажная | 49,5 | 105,9 | 547 | 104,8 | 52,1 | 105,3 |
производство строительных материалов | 72,9 | 101,7 | 66,2 | 102,4 | 69,5 | 102 |
Стекольная | 38,6 | 102,8 | 23 | 106,2 | 30,8 | 104,5 |
Легкая | 79 | 101,4 | 87,5 | 100,7 | 83,3 | 101,1 |
Пищевая | 71 | 103 | 53,2 | 106,6 | 62,1 | 104,8 |
Микробиоло-гическая | 96,6 | 102,4 | 81,5 | 117,9 | 89,1 | 110,2 |
мукомольно-крупяная и комбикормо-вая | 69,1 | 106,7 | 68 | 107,1 | 68,5 | 106,9 |
Медицинская | 86,3 | 103,1 | 67,8 | 109,8 | 77,1 | 106,4 |
Полиграфичес-кая | 109,6 | 91,2 | 88,4 | 117 | 99 | 104,1 |
Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.
Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика; отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.
Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.
Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.
Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государствен-ного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать обще-хозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.
Таким
образом, Россия в своем отношении к государственному
сектору экономики, все еще идет вразрез
с мировыми тенденциями. В составе государственного
сектора должны быть основные сырьевые
ресурсы, энергетика, металлургия, сфера
обороны и поддержания порядка, значительная
доля здравоохранения, науки и образования.
Управление экономикой должно осуществляться
не только рыночными методами, но и планово-экономическими
или программно-целевыми методами. Использование
планирования и программирования развития
- наиболее эффективный способ управления
государственным сектором, который должен
быть флагманом проведения государственной
экономической политики.13
Заключение
В заключении необходимо отметить, что цель курсовой работы достигнута, задачи рассмотрены в полном объеме. В качестве выводов необходимо отметить следующее.
В
целом трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создает условия
для экономической
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что первостепенной задачей всего государственного механизма является достижение «золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику.
Были сделаны следующие выводы.
Экономика страны - это сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.
Только
при условии рационального
Важна
регулирующая роль государства в
организации
Важнейшая экономическая задача государственных органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно- технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются, поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.
Информация о работе Государственное регулирование экономики-современные тенденции