Государственное регулирование экономики-современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс государственного регулирования экономики на современном этапе.

Исходя из цели были поставлены задачи:

1. Рассмотреть необходимость государственного регулирования и его основные цели;

2. Изучить направления государственного регулирования;

3. Проанализировать проблемы государственного регулирования экономики на современном этапе и пути их решения;

4. Рассмотреть модернизацию государственного управления экономикой;

5. В заключении сделать выводы.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы государственного регулирования экономики 5

1.1 Необходимость государственного регулирования и его основные цели 5

1.2 Направления государственного регулирования 6

1.2.1 Финансовое регулирование 6

1.2.2 Регулирование ценообразования 9

1.2.3 Регулирование накопления капитала и его инвестирования 10

1.2.4 Регулирование трудовых отношений 12

1.2.5 Социальное регулирование 13

1.2.6 Антициклическое регулирование 14

2 Проблемы государственного регулирования экономики на современном
этапе и пути их решения 15

2.1 Государственное регулирование экономики 15

2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования 19

2.3 Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России 24

Заключение 29

Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики-современные тенденции.Дима.ЮУрГУ.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

      - модель социального блока бюджетов последних лет – это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы;

      - существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

      В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся, прежде всего, передачи многих государственных социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации – способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения.11 

2.3 Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России

                                                           

      Наша страна вступает в новый этап развития, в основном исправлены ошибки переходного периода, накоплены возможности и созданы заделы дальнейшего развития экономики, получен значительный денежный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно его использовать.

      В свете новых вызовов и условий возрастают роль и задачи по формированию эффективного государственного сектора экономики. В большинстве развитых стран именно этот сектор является авангардным элементом экономики в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособности инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способности и в целом благосостояния этих стран.12

      Кроме того, в каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы, с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому актуальным вопросом для Российской Федерации является оптимальное государственное регулирование экономики, и прежде всего – деятельности государственного сектора.

      В России выбрана североамериканская модель государственного сектора. Для нее характерен государственный сектор, специализирующийся главным образом на чисто государственных функциях, обороне и социальной инфраструктуре исходя из системы экономного финансирования. Размеры российского госсектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование урезано до предела, однако, результаты деятельности крайне неудовлетворительные.

      Формально государственный сектор по-прежнему остается доминирующим в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Но если рассматривать текущее положение промышленности, то вклад государственного сектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже своей естественной отметки. По сути, российское правительство лишило себя основного рычага управления и модернизации национальной промышленности.

      Оборотной стороной объемов государственного сектора выступает его эффективность. Если она высокая, то значительные объемы можно считать оправданными. В противном случае госсектор представляет собой проблемный элемент национальной экономики. Можно сравнить показатели относительной производительности труда и фондоотдачи государственного и негосударственного секторов промышленности. Результаты расчетов приведены в таблице 3. 
 
 
 
 

Таблица 3 - Относительные показатели эффективности государственного и негосударственного секторов России в промышленности (в %)

 
 
Отрасль промышлен-ности
Относительная производительность труда Относительная фондоотдача Интегральная эффектив-ность
Госу-дарствен-ного сектора Негосудар-ственного сектора Госу-дарствен-ного сектора Негосу-дарст-венного сектора Госу-дарст-венно-го секто-ра Него-судар-ствен-ного сектора
Вся промышлен-ность 67,8 105,6 84,9 102 76,3 103,8
В том числе:            
Электроэнер-гетика 89,4 101,2 131 97,6 110,2 99,4
Топливная 28,7 111,2 81,3 100,9 55 106.1
черная металлургия 45,6 103,3 66,7 101,4 56,1 102,3
цветная металлургия 93,4 101,3 57,4 115,9 75,4 108,6
химическая и нефтехимическая 55,2 107,6 59,3 106,4 57,2 107
машинострое-ние и металлообра-ботка 96,3 101 101,5 99,6 98,9 100,3
лесная, дерево-обрабатыва-ющая и целлюлозно-бумажная 49,5 105,9 547 104,8 52,1 105,3
производство строительных материалов 72,9 101,7 66,2 102,4 69,5 102
Стекольная 38,6 102,8 23 106,2 30,8 104,5
Легкая 79 101,4 87,5 100,7 83,3 101,1
Пищевая 71 103 53,2 106,6 62,1 104,8
Микробиоло-гическая 96,6 102,4 81,5 117,9 89,1 110,2
мукомольно-крупяная и комбикормо-вая 69,1 106,7 68 107,1 68,5 106,9
Медицинская 86,3 103,1 67,8 109,8 77,1 106,4
Полиграфичес-кая 109,6 91,2 88,4 117 99 104,1
 

      Примечание: под относительным показателем понимается показатель эффективности соответствующего сектора, деленный на среднеотраслевой показатель эффективности и выраженный в процентах.

      Можно выделить отрасли с высокой эффективностью государственного сектора (выше 100%), среди которых оказывается только электроэнергетика;  отрасли с умеренной эффективностью этого сектора (выше 90% и ниже 100%): полиграфическая промышленность и машиностроение, и прочие 12 отраслей-аутсайдеров по эффективности (ниже 90%). По критерию показателя эффективности «право на существование» отстоял государственный сектор только в отраслях с высокой и умеренной эффективностью, с определенной натяжкой сюда можно приплюсовать микробиологическую и легкую промышленность.

      Таким образом, соотношение эффективности государственного и негосударственного секторов в России «перевернуто» относительно ситуации в большинстве стран мира. Россия в ряде отраслей идет вразрез с общемировыми тенденциями. Основная причина состоит, в неадекватной системе управления отечественным государственным сектором.

      Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет совершенствования политики в отношении предприятий государственного сектора. Стоит отметить, что только при достаточном финансировании государственный сектор может превратиться в высокоэффективный сегмент национальной экономики, если же ему недодавать финансы, то он довольно быстро оказывается низкоэффективным. Похоже, что в России на правительственном уровне эта проблема до сих пор не осмыслена: от государственного сектора ждут великих достижений, а на его нужды выделяют недостаточные средства.

      Помимо всего прочего в России в управлении государственным сектором были допущены грубые ошибки. Так, разрушение государствен-ного сектора в ходе масштабной приватизации явилось одной из причин инвестиционного кризиса и производственного спада в 1990-х гг. Здесь наблюдается парадокс в области государственной политики: масштабная приватизация, призванная стабилизировать обще-хозяйственную ситуацию, повлекла за собой ухудшение всех основных макроэкономических параметров. Меры государственного воздействия в пользу приватизированной собственности привели к прямо противоположному результату, нежели тот, который изначально предполагался. Налицо классическая ошибка системы государственного регулирования. Также грубые ошибки были допущены и при приватизации топливно-сырьевых отраслей экономики. Фактически государство выпустило из рук сверхприбыльные и притом рентные сферы деятельности. Аргумент, что оно якобы не имело средств для финансирования данных предприятий, несостоятелен.

      Таким образом, Россия в своем отношении к государственному сектору экономики, все еще идет вразрез с мировыми тенденциями. В составе государственного сектора должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Управление экономикой должно осуществляться не только рыночными методами, но и планово-экономическими или программно-целевыми методами. Использование планирования и программирования развития - наиболее эффективный способ управления государственным сектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.13 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      В заключении необходимо отметить, что цель курсовой работы достигнута, задачи рассмотрены в полном объеме. В качестве выводов необходимо отметить следующее.

      В целом трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было, например, во Франции и Великобритании в конце 70-х, начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. Решением проблемы явились приватизация и де регулирование экономики.

      Подводя итог всему вышесказанному, следует  отметить, что первостепенной задачей  всего государственного механизма  является достижение «золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику.

      Были  сделаны следующие выводы.

      Экономика страны - это сотни миллионов различных  компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты  и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

      Только  при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

      Важна регулирующая роль государства в  организации внешнеэкономической  деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

      Важнейшая экономическая задача государственных  органов - обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно- технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках. Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются, поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и, в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.

Информация о работе Государственное регулирование экономики-современные тенденции