Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 10:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс государственного регулирования экономики на современном этапе.
Исходя из цели были поставлены задачи:
1. Рассмотреть необходимость государственного регулирования и его основные цели;
2. Изучить направления государственного регулирования;
3. Проанализировать проблемы государственного регулирования экономики на современном этапе и пути их решения;
4. Рассмотреть модернизацию государственного управления экономикой;
5. В заключении сделать выводы.
Введение 3
1 Теоретические основы государственного регулирования экономики 5
1.1 Необходимость государственного регулирования и его основные цели 5
1.2 Направления государственного регулирования 6
1.2.1 Финансовое регулирование 6
1.2.2 Регулирование ценообразования 9
1.2.3 Регулирование накопления капитала и его инвестирования 10
1.2.4 Регулирование трудовых отношений 12
1.2.5 Социальное регулирование 13
1.2.6 Антициклическое регулирование 14
2 Проблемы государственного регулирования экономики на современном
этапе и пути их решения 15
2.1 Государственное регулирование экономики 15
2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования 19
2.3 Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России 24
Заключение 29
Библиографический список 33
1.2.2 Регулирование
ценообразования
Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения внешнеэкономической политики.
Государственный сектор в механизме ценообразования.
В совокупности государственный сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который «врывается» в сферу действия рыночных сил и упорядочивает их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие на процесс формирования рыночных цен.
Одновременно
государство выступает в лице
самого крупного и закупщика продуктов,
и заказчика на осуществление
различного рода работ для общественно-
Регулирование экспортных и импортных цен.
Немаловажное значение в механизме ценообразования имеет государственное регулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей.
Наконец,
государство в интересах
1.2.3 Регулирование
накопления капитала и его инвестирования
Государственное
регулирование в сфере
Государство как инвестор.
Активизируя или сдерживая инвестиционную политику путем непосредственного наращивания или сокращения государственных капиталовложений, государство оказывает воздействие на общую экономическую конъюнктуру в стране, развитие национальной экономики. Активизация инвестиционной деятельности в государственном секторе провоцирует спрос на инвестиционные товары и рабочую силу не только в государственном секторе, но и в частном, во всех отраслях народного хозяйства. Государственные инвестиции следует рассматривать в качестве первоначального импульса для активизации хозяйственной деятельности в стране.
Стимулирование инвестиционной деятельности и привлечение иностранного капитала.
Государство
обладает значительным набором финансово-
Одновременно
государство постоянно оказывает поддержку
сельскохозяйственным экономическим
агентам путем закупок урожая, льготного
кредитования, субсидирования, поддержания
паритета цен на их продукцию и продукцию
промышленности, используемую в сельскохозяйственном
производстве. Значительной государственной
поддержкой пользуется и малый бизнес
в форме разнообразных льгот и поощрений,
особенно на первоначальной стадии функционирования,
а также при выходе на внешние рынки. Все
это увеличивает возможности накопления
капитала.6
1.2.4 Регулирование
трудовых отношений
Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и неимоверно велика.
Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей). Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей.
Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения нa рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Регулируя трудовые отношения найма, государство одновременно все больше стимулирует так называемый свободный труд (индивидуальный, семейный, коллективный), развитие мелкого бизнеса, что существенно сокращает уровень и масштаб напряженности в трудовых отношениях и облегчает участь государства как органа, регулирующего взаимодействие труда и капитала.
Особое
и монопольное положение занимает государство
в регулировании международной миграции
трудовых ресурсов. Речь идет притоках
как невысококвалифицированной рабочей
силы для выполнения различного вида работ,
от которых отказывается местное население,
так и высококвалифицированных специалистов,
не требующих ни средств, ни времени для
их подготовки в стране, в которую они
иммигрировали.7
1.2.5 Социальное
регулирование
Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических и социальных отношений. Будучи главной производительной силой общества и носителем всех без исключения общественных отношений, человек становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах.
Таким образом, регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.
Регулирование доходов.
Исходя из приоритета анализа экономики, необходимо, прежде всего, остановиться на регулировании доходов непосредственных участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.
Государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики.
Регулирование развития социальной сферы.
Если говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя, прежде всего, воспроизводство человеческого фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества.
Развитие
социальной сферы требует колоссальных
финансовых ресурсов, самостоятельных
объектов деятельности, инфраструктуры,
кадров и их качественного воспроизводства.
Здесь мало интереса для частного предпринимательства,
хотя его участие и не исключается. Основное
бремя по поддержанию и развитию социальной
сферы ложится на государственный бюджет
внебюджетные фонды.8
1.2.6 Антициклическое
регулирование
Особое
место в государственном регулировании
экономики занимает антициклическое регулирование,
которое затрагивает многие из вышеуказанных
аспектов регулирования. Суть антициклического
регулирования заключается в принятии
своевременных мер самого различного
характера, чтобы не допустить «перегрева»
экономики и избежать резкого и глубокого
падения общественного производства,
а то и тяжелого кризиса, и продолжительной
депрессии.9
2 Проблемы
государственного
этапе и пути их решения
2.1 Государственное
регулирование экономики
Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.
Именно этот подход представлялся самым рациональным и «единственно правильным» и российским инициаторам рыночных трансформаций в начале 1990-х гг. В его основе лежала аксиома о якобы «несовместимости» рыночной модернизации с государственным управлением экономикой. В России это обернулось стремительным уходом государства из экономики.
Замещают
ли институты рынка функции государства
в экономике? Объективный анализ мировой
практики показывает, что так называемый
процесс «разгосударствления» экономики
ни в одной из высокоразвитых стран мира
не привел к «уходу» государства из экономики.
Более того, фактические материалы о масштабах
участия различных государств в регулировании
экономических процессов своих стран
показали, что в среднем именно высокоразвитые
страны, т. е. страны с давней ориентацией
на рыночные механизмы характеризуются
наиболее высокими масштабами расходов
на государственное управление. Об устойчивости
масштабов использования государственных
ресурсов на социально-управленческие
цели в различных странах свидетельствует
таблица 1. Из нее видно, что в России уровень
государственных расходов существенно
ниже, чем в любой из развитых стран.
Таблица 1 - Расходы консолидированного бюджета относительно объема ВВП по ряду стран мира (в %)
Страна | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Россия
Казахстан Чехия Аргентина Великобритания .. |
26,8 | 31,6 | 29,9 | 27,5 |
23,2 | 22,1 | 23,0 | 22,6 | |
38,3 | 41,9 | 41,6 | 40,0 | |
- | 29,3 | 28,7 | 27,1 | |
39,2 | 41,1 | 42,5 | 42,9 | |
Германия
Дания Финляндия Франция США Канада Австралия ЮАР Япония |
47,4 | 48,0 | 48,5 | 47,3 |
54,3 | 55,9 | 56,0 | 56,1 | |
49,5 | 49,3 | 50,5 | 50,5 | |
50,6 | 52,5 | 53,1 | 52,9 | |
- | 34,6 | 35,2 | 34,9 | |
- | 38,9 | 38,4 | 37,5 | |
34,4 | 35,7 | 35.0 | 35,1 | |
32,1 | 32,0 | 32,4 | 33,5 | |
- | 35,5 | 35,0 | - |
Информация о работе Государственное регулирование экономики-современные тенденции