Государственное регулирование экономики-современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс государственного регулирования экономики на современном этапе.

Исходя из цели были поставлены задачи:

1. Рассмотреть необходимость государственного регулирования и его основные цели;

2. Изучить направления государственного регулирования;

3. Проанализировать проблемы государственного регулирования экономики на современном этапе и пути их решения;

4. Рассмотреть модернизацию государственного управления экономикой;

5. В заключении сделать выводы.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы государственного регулирования экономики 5

1.1 Необходимость государственного регулирования и его основные цели 5

1.2 Направления государственного регулирования 6

1.2.1 Финансовое регулирование 6

1.2.2 Регулирование ценообразования 9

1.2.3 Регулирование накопления капитала и его инвестирования 10

1.2.4 Регулирование трудовых отношений 12

1.2.5 Социальное регулирование 13

1.2.6 Антициклическое регулирование 14

2 Проблемы государственного регулирования экономики на современном
этапе и пути их решения 15

2.1 Государственное регулирование экономики 15

2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования 19

2.3 Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России 24

Заключение 29

Библиографический список 33

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики-современные тенденции.Дима.ЮУрГУ.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1 Теоретические основы государственного регулирования экономики 5

1.1 Необходимость государственного регулирования и его  основные цели 5

1.2 Направления государственного регулирования 6

1.2.1 Финансовое регулирование 6

1.2.2 Регулирование ценообразования 9

1.2.3 Регулирование накопления капитала и его инвестирования 10

1.2.4 Регулирование трудовых отношений 12

1.2.5 Социальное регулирование 13

1.2.6 Антициклическое регулирование 14

2 Проблемы государственного  регулирования экономики на современном 
этапе и пути их решения                                                                                           15

2.1 Государственное регулирование экономики 15

2.2 Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования 19

2.3 Модернизация государственного управления экономикой. Значимость государственного сектора в современной России                                                  24

Заключение 29

Библиографический список 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю -даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

      Огромная  роль государства и способность  его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

      Рыночная  система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

      В теории и практике необходимость  государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

      Цель  курсовой работы – рассмотреть процесс  государственного регулирования экономики на современном этапе.

      Исходя  из цели были поставлены задачи:

      1. Рассмотреть необходимость государственного регулирования и его  основные цели;

      2. Изучить направления государственного регулирования;

      3. Проанализировать проблемы государственного регулирования экономики на современном этапе и пути их решения;

      4. Рассмотреть модернизацию государственного управления экономикой;

      5. В заключении сделать выводы.

      В процессе выполнения курсовой работы были использованы материалы из научной литературы, а также из газет и журналов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Теоретические основы государственного регулирования экономики

1.1 Необходимость государственного регулирования и его  основные цели 

      Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

      В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы сообщества граждан. Оно активно  участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.1

      В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

      Цели  государственного регулирования.

      В государственном регулировании  экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. 

      Конкретные  цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

      К объектам регулирования следует  отнести наднациональный уровень  межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и  регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.

      Субъектами  государственного регулирования выступают  центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.2 

1.2 Направления государственного регулирования 

      Государственное регулирование включает в себя целый  арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить несколько основополагающих направлений.3 

1.2.1 Финансовое регулирование 

      Финансовое  регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.

      Финансовое  регулирование – это регулирование  государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к расстройству или упорядочению государственных финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию инвестиционной и хозяйственной деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного хозяйства.

      Антиинфляционная  стратегия.

      Устранения  бюджетного дефицита возможно достичь  двояким путем: увеличивая доходы и  уменьшая расходы. В долгосрочном плане предпочтение отдается сокращению расходной части бюджета.

      Значительное  воздействие на обеспечение рыночного  равновесия может оказать взвешенная структурная политика государства, подкрепленная инвестиционной политикой.

      Одна  из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии  и гашении адекватными методами инфляционных ожиданий. Важнейшим условием успеха в данной области может  быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедление их роста.

      Другое  направление усилий правительства  и центрально банка связано с  постепенным искоренением неуправляемой  инфляции, что вселит уверенность  в предсказуемость динамики цен, ситуации на денежном рынке.

      Неотъемлемой  частью антиинфляционной стратегии  является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением  жестких лимитов на ежегодные  приросты денежной массы.

      Антиинфляционная  тактика.

      При краткосрочном регулировании денежного рынка в рамках обеспечения на нем долгосрочного равновесия необходимо избежать двух крайностей. Одна из них связана с деформацией механизма рыночной системы. Речь идет об обуздании административного рвения к решительным действия, тогда последствия оцениваемых и принимаемых решений могут иметь далеко идущие отрицательные последствия для экономической стабильности и роста. 

      Другая  крайность связана с опасностью попадания в ликвидную ловушку, когда максимальное воздействие  оказывают адаптивные инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в пределах долгосрочной денежной стратегии. Формулируя принцип отбора инструментария краткосрочной антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления таких мер, которые либо вели к наращиванию предложения без увеличения спроса, либо вызывали сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой – способствовали сжатию денежной массы.

      Методы  краткосрочной антиинфляционной политики также должны быть направлены на снятие инфляционного напряжения.

      Определенный  вклад в борьбу с инфляцией  может внести и приватизация государственной  собственности. Она обеспечивает увеличение государственных доходов, и ослабление напряжения в расходной части бюджета, способствует решению проблемы дефицита.

      Использование такого радикального мероприятия, как  денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательна, ибо она вызовет недовольство населения.

      Банковская  система в регулировании денежного  обращения.

      Особое  место в регулировании денежного  обращения занимает банковская система, которая располагает собственным  набором инструментов: операции с  ценными бумагами, учетная ставка, банковские резервы, административные мероприятия.

      Важнейшим инструментом стабилизационной денежной политики являются операции на открытом рынке ценных бумаг. Речь идет об открытости для всех субъектов денежного  рынка. Кроме того, объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства государства или краткосрочные заемные обязательства – облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы центральный банк принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций.

      Приобретая  облигации, владельцы рассчитываются за них посредством выписки чеков  на соответствующие коммерческие банки  или другие финансово-кредитные  учреждения. Центральный банк тут  же предъявляет полученные чеки к  оплате банком, которые тем самым утрачивают часть своих резервов – депозитов в центральном банке. Сокращение резервов скажется на сокращении денежной массы. При необходимости увеличения денежной массы в обращении центральный банк должен вместо продажи облигаций приступить к их скупке. В этом случае происходит увеличение депозитов коммерческих банков, т. е. рост кредитных денег, что может привести к снижению процентных ставок и расширению инвестиционного процесса.

      Наиболее  сильнодействующим антиинфляционным средством является увеличение нормы банковских резервов. Учитывая серьезность данного мероприятия, центральный банк обязан обратиться в законодательный орган за разрешением на повышение нормы банковских резервов, т.е. предоставить право повысить резервные требования сверх установленных пределов.4 

Информация о работе Государственное регулирование экономики-современные тенденции