Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа
Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики
Введение 3
Глава 1. Государство в управлении экономикой. (теория) 4
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 4
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 5
1.3. Функции государственного регулирования экономики. 5
1.4. Методы государственного регулирования экономики. 9
Глава 2. Управление экономикой стран на практике. (примеры) 12
2.1. Экономически эффективное государство.(Американсикий опыт) 12
2.1.1. Обеспечение национальной экономической безопасности. 12
2.1.2. Правила игры в рыночной среде. 13
2.1.3. Государственное воздействие - количественные параметры. 14
2.2. Французское индикативное планирование. 15
Глава 3. Управление экономикой в Республике Казахстан. 19
Заключение 20
Список использованных источников: 21
Однако
было бы ошибкой полагать, что государственное
регулирование заключено в
Во
II главе мы рассмотрим примеры этих
стран и увидим, как правительство США
и Франции влияет на экономику в условиях
рынка на практике.
История
взаимоотношений американского
государства с рынком, со свободным
предпринимательством носит уникальный
характер. В Америке сложились
по-своему идеальные условия для
становления и развития капитализма,
для формирования государства, вырастающего
и крепнущего вместе с укоренением
в хозяйственной жизни
Еще в XIX веке в США экономические кризисы не несли угрозы значительных разрушений, и экономическая роль государства предопределялась общей логикой хозяйственного развития страны – укреплением промышленности, строительством ж/д, образованием крупных корпораций, а не «тушением» вспышек циклических кризисов. В этот период государство разными методами стимулировало развитие национальной экономики, предоставляло частному бизнесу свободу инициативы и целевую поддержку. К концу XIX века бурный рост промышленных и банковских «гигантов» вынудил государство начать разрабатывать и внедрять антитрестовское законодательство, чтобы поддержать конкурентный механизм национальной экономики, обеспечить национальную экономическую безопасность.
Однако Великая депрессия заставила американцев задуматься не только об экономических проблемах, но и о судьбе нации и всего государства. Именно громадное социальное напряжение внутри страны, вызванное огромной безработицей, создало реальную угрозу национальной экономической безопасности. Государство в лице Ф. Рузвельта взяло на себя всю полноту ответственности за вывод страны из кризиса, становление и стабилизацию экономики и социального климата в американском обществе. Весь комплекс мер федеральных властей, получивший название «новый курс», не вписывался ни в теоретические постулаты «невидимой руки» рынка, ни даже в существовавшие законодательные акты. Реализация «нового курса» стала переломным этапом в осмыслении роли американского государства в экономике. Впервые в истории США при президенте Ф. Рузвельте был образован Совет по национальной экономической безопасности, который фактически координировал все мероприятия в рамках «нового курса».
Через 60 лет после избрания президентом США Ф. Рузвельта в Белый дом пришел Б. Клинтон, который тоже образовал Совет по национальной экономической безопасности. Свою задачу экономическая «команда» Клинтона видит в обеспечении повышения конкурентоспособности американских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках. И вновь речь идет о поддержании социальной стабильности в обществе.
Может
показаться странным, как ведущая
мировая держава обеспокоена
своей экономической
Если
же попытаться дать определение экономически
эффективного государства, то в самом
общем виде можно сказать, что
это государство, которое отстаивает
свои национальные интересы и обеспечивает
свою национальную экономическую безопасность
в условиях неограниченной международной
конкуренции. Количественное выражение
такого определения равнозначно
выявлению оптимума между открытостью
национальной экономики и поддержкой
своих производителей на внутреннем
и внешнем рынках. В этой связи
новый ракурс получает рассмотрение
экономической роли государства
в целом. Так как условия развития
мирового хозяйства и американской
экономики в конце второго
тысячелетия существенно
Опираясь
на частную собственность во всех
ее проявлениях, американская экономика
постепенно расширяла свою базу, которая
своей устойчивости она обязана
многообразию форм собственности и
организационных видов
Очевидно,
с этой точки зрения государство
может считаться экономически эффективным
только тогда, когда в стране сохраняется
возможность для эффективного функционирования
любого вида предпринимательства в
рамках существования хозяйственного
законодательства.
В
рыночной среде критерием эффективности
служит прибыльность любого бизнеса. Однако
по мере развития американской экономики
и общества все отчетливее стали
проявляться сферы, где прибыль
не может выступать единственным
или идеальным критерием
И здесь необходимо еще раз остановиться на так называемом «вмешательстве» государства в рыночную экономику. Действительно, если государство стремится подменить или даже в определенной мере заменить рынок и конкуренцию, то тут налицо реальное вмешательство. Но в случае, когда государство выступает лишь гарантом «правил игры», гарантом рынка и конкуренции, то в этой части оно органично вписывается в рыночные принципы поведения.
Если
говорить об экономической и социальной
роли государства, то для ее определения
наиболее существенными являются два
показателя – масштаб государственной
собственности и доля государственных
расходов в ВВП страны. Так как
в США государственная
Приведем
некоторые сравнительные
Анализ
структуры государственных
Мы
видим, что большая часть затрат
– это затраты социального
характера, обеспечивающие стабильность
в обществе. В отчете о мировом
развитии Всемирного банка «Государство
в меняющемся мире» (1997 г.) отмечено,
что «именно возросшее влияние
государства переместило аспект
с количественного аспекта
Возлагая
на себя ответственность за регулирование
неподвластной или слабо
По
– разному можно относится
к американской истории, но очевидным
является факт, что в США сложилась
система государственной
Однако
было бы неправильно делать вывод
о том, что в США уже найден
оптимум эффективности
В
заключении можно сказать, если экономическая
политика государства создает
Не может не привлекать внимания практика ряда стран с развитой рыночной экономикой, где индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств макрорегулирования. Среди этих стран выделим Францию, ибо французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макрорегулирования в Великобритании и Германии.
Система
индикативного планирования опирается
на высокую долю госсобственности в народном
хозяйстве (такое положение сохранилось
и поныне, о чем свидетельствуют данные
табл.1).
Табл.1
Доля государственного сектора в
экономике стран ЕС в 1990г., в %.
Информация о работе Государственное регулирование экономики РК