Государственное регулирование экономики РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государство в управлении экономикой. (теория) 4
1.1. Причины государственного вмешательства в экономику. 4
1.2. Роль государственного регулирования экономики. 5
1.3. Функции государственного регулирования экономики. 5
1.4. Методы государственного регулирования экономики. 9
Глава 2. Управление экономикой стран на практике. (примеры) 12
2.1. Экономически эффективное государство.(Американсикий опыт) 12
2.1.1. Обеспечение национальной экономической безопасности. 12
2.1.2. Правила игры в рыночной среде. 13
2.1.3. Государственное воздействие - количественные параметры. 14
2.2. Французское индикативное планирование. 15
Глава 3. Управление экономикой в Республике Казахстан. 19
Заключение 20
Список использованных источников: 21

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики РК.docx

— 55.40 Кб (Скачать)
       Страны  В числ. занятых   В ВВП    В капиталовлож. В среднем по странам

Германия

      10,1    11,1         16,8            12,6

Италия

      15,0     20,0          26,0             20,3

Великобритания

       9,0    12,0         17,0            12,7

Франция

      17,6    19,5          34,9             24,0

Испания

       6,0    14,0          21,0             13,6

Голландия

       6,3    11,0          7,0              8,1

Бельгия

       11,0     8,3          14,0              11,1

Люксембург

       5,0     3,5           4,0              4,2

Португалия

       12,1     21,0           35,0                    22,7

Греция

       10,0     19,0           40,6               23,2

Дания

       8,2      6,0           20,0               11,4

Ирландия

       10,5      14,7           20,7               15,3
 
 

  Уже в конце 40х гг. нашего века во Франции была разработана и начала реализовываться уникальная «демократическая система планирования», позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов». Планирование, утверждающееся «снизу», базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.

      Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор  небезосновательно считается одной  из наиболее существенных среди промышленно развитых стран мира. Индикативное планирование остается элементом государственного управления и регулирования французской экономики. Есть сведения об 11 разрабатывавшихся среднесрочных индикативных планах, охвативших все национальное хозяйство Франции (табл.2).

      Табл.2. Хронология разработки индикативных планов во Франции.

Номер плана

              Период охвата, годы

                              1                     1947-53      
                              2                         54-57
                              3                         57-61
                              4                         62-65
                              5                         66-70
                              6                         70-75
                              7                         76-81
                              8                         81-85
                 Промежуточный                             82-83
                              9                         84-89
                             10                          89-92
                             11                         93-97

      Планы составлялись, как правило, на пятилетия, в них фиксировались общие  черты желаемого экономического и социального развития. При этом решающую роль играет не сам план, а  процесс (процедура) его составления. В результате этого процесса происходит обмен информацией и достигается  консенсус между различными участниками  хозяйственной деятельности и разными  уровнями хозяйствования и управления.

      Главное содержание плана составляло определение  «актов государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства  в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно  к инвестированию и перераспределению  государственных доходов с указанием  на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные  мероприятия. Иными словами, французское  индикативное планирование четко ориентировано  на инвестиционную деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом государственного регулирования  экономики: с его помощью государство  не только прогнозирует тенденции и  показатели народнохозяйственного  развития, но и оказывает на них  активное влияние. Индикативный  план принимается и утверждается Парламентом  Франции.

      Самим планированием занимается Комитет  по модернизации, куда входят работники  министерств и органов местной  власти, представители промышленников и профсоюзов, ученые и специалисты (всего около 5 т. ч.). Существенными  распорядительными полномочиями располагает  такой орган французской системы  планирования, как Фонд экономического и социального развития, финансируемый  из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование, включаемое в индикативный план. Эффективность  системы планирования можно оценить  по двум линиям. Во – первых, сравнивая  плановые показатели с фактически достигнутыми. Во – вторых, - осуществляя международные  сопоставления (были ли достигнуты большие  темпы экономического роста и  более рациональное использование  ресурсов и т. п.).

      К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции. Причина видится в том, что в условиях новых технологий экономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономика усложнилась настолько, что перестала  быть «прозрачной» для централизованного  управления.

      В целом же французская модель «планируемого  капитализма» заслуживает положительной  оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста: в 50-60х гг. достигает  в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 – 3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%.

     В результате Франция сегодня находится  в числе ведущих индустриальных держав, лидирующих по производству ВВП  и уровню промышленного технологического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Управление экономикой в Республике Казахстан.

 

      В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком  сложным и резким  был переход  от системы планирования к так  называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться  по порядку. Любые действия целесообразно  оценивать с точки зрения задач  и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми.

      Итак, активизация роли государства в  управлении экономикой в условиях современного Казахстана приобретает ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, возможность ее выхода из тяжелейшего общественного кризиса, судьба социально – экономических  реформ, перспективы создания экономической  системы, обеспечивающей динамический и эффективный рост экономики  и достойный уровень благосостояния народа. Важно принять во внимание как общие тенденции мирового развития, связанные с существенными  изменениями роли и функций государства, так и специфические особенности  нашей страны, ее традиции и нынешние исходные условия.

      Национальные  экономические интересы Казахстана, сложные проблемы переживаемого  ныне трансформационного периода, задачи предотвращения угроз социальной и  экономической безопасности – все  это предопределяет приоритетное значение разрабатываемой стратегии социально  – экономического развития, а также  необходимость настройки системы  государственного управления экономикой регулирования и ее реализацию.

     Суть  новой социально – экономической  стратегии и стержень концепции  реформирования – в постепенном, поэтапном движении Казахстана к  собственному варианту общества постиндустриального  типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды  обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при  значительной регулирующей роли государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     В условиях тоталитарного государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются  и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия  рыночных связей. Например, вместо рынка  средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.

     Начатый в нашей стране переход к рынку  предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими  им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических  методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в  интересах всего населения.

     Парадоксом  переходной экономики является то, что возможности государства  влиять на хозяйственные процессы в  этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность  в государственном вмешательстве  сохраняется на высоком уровне и  даже возрастает в связи с общим  кризисным состоянием экономики  и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к  рынку отрасли), поэтому, чтобы не говорили роль государства в управлении экономикой остается одной из приоритетных

     Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в  целом, социально незащищённых слоёв  населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической  свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

     Государство всегда выступало  особым экономическим  субъектом, так или  иначе, участвуя в  экономической жизни  общества. Оценка меры и последствий  такого участия была и остаётся остро  дискуссионным вопросом экономической науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованных источников:

 
 
  1. Макконнелл  К. Р., Брю С. Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». В 2 т.: Таллинн. – 1995г.
 
  1. Платонов  В. С. «Введение в бизнес. Основы рыночной экономики». Ростов н/Д.: изд. «Феникс»,1997г.
 

Информация о работе Государственное регулирование экономики РК